search
main
0

И модно, и Богу угодно? Важен не путь к церкви, а путь к вере

Мое поколение втайне от партийных (или сочувствующих партии) родителей крестили бабушки, что совсем не мешало нам быть прилежными пионерами, потом – активными комсомольцами, а (если повезет) то и пламенными коммунистами.
Писатель Юрий Нагибин рассказывал мне, что по дороге в школу на Чистых прудах обязательно заходил в церковь (она была по пути) и истово молился за маму, отчима, друзей семьи… Что не мешало ему (тоже пионеру) редактировать школьную стенгазету “Безбожник”.
Мой преподаватель научного атеизма в университете (полковник КГБ в отставке) стал крестным отцом собственного внука. (Это в семидесятых-то!). Он думал, что священный обряд хранит священную тайну, но не учел, что поп тоже может под рясой носить погоны. Был скандал. “Крестному отцу-атеисту” впаяли по партийной линии.

Меня тоже крестили тайно от собственного отца-ленинца. Втайне от мужа – офицера и коммуниста – моя будущая теща крестила мою будущую жену…
Втайне от меня (возможно, просто чтобы не подставлять “публициста ленинской школы”, работавшего в комсомольской печати) бабушки крестили моего первенца – сына. Потом (уже с моего молчаливого согласия – кандидата в члены КПСС) крестили дочь.
Младшего сына Арсения я повез крестить сам – в церковь Новодевичьего монастыря. Крестным отцом без колебаний (и даже с трогательным удовольствием) вызвался быть мой тесть – в свое время полковник Генштаба и секретарь партийной “первички”. Крестной матерью стала жена бывшего работника бывшего ЦК КПСС. Анекдот? Отнюдь! Наше всеобщее взросление плюс дыхание времени. Свежее дыхание…
Тесть (подозреваю) в душе до сих пор коммунист, но, глядя на него, смущенного, неловкого в исполнении незатейливых ритуалов обряда, добросовестно троекратно обегающего купель под сводами храма, целующего руку священнику, с росой на глазах тетешкающего заканючившего после омовения внука, любуясь тестем, я лишний раз убедился в том, что ЛЮБОВЬ к конкретному ребенку выше любви ко всякой партии и ко всем постулатам ее программы, вместе взятым.
Партийность – очередной виток заблуждений, а вера абсолютна.
В одно и то же время вместе с моим годовалым сыном крестился восемнадцатилетний мальчик Сережа, принявший решение самостоятельно, “по вере”. За своего сына выбор сделали мы с женой – юноша принял ответственное решение сам.
Важен не путь к церкви, а путь к вере.
На Руси было принято крестить новорожденных. Это было естественно, как дыхание. Как смена времен года. Сейчас крестить ребенка стало модно. Крещеных в России много больше, чем верующих. Это немножко нелепо, но нормально, ибо путь к церкви для всех одинаков, а путь к вере – индивидуален.
Мое поколение тайно крестили бабушки, чтобы уберечь любимых внуков от “кары небесной”. Сейчас уже молодые папы и мамы преувеличенно старательно следуют внешним сторонам и атрибутам религии. Крестить по вере – одно, крестить по моде – другое. Хотя для церкви, конечно, никакой разницы нет. 74 рубля, заплаченных за свершение обряда крещения, все равно останутся в церковной кассе. “Мерседесов” и БМВ возле храмов сейчас не меньше, чем возле общежитий сотрудников ГАИ.
Надо или не надо крестить ребенка? Даже если он уже взрослый…
Если это не вступает в противоречие с вашими убеждениями, крестить ребенка надо. Отвечаю категорично “да”, хотя вопрос много сложнее, многовариантнее моей “святой простоты”. Рассуждаю житейски: хуже от этого ни вам, ни вашему дитяте не будет. Если желание совершить обряд крещения стало ПОТРЕБНОСТЬЮ родителей (и уж тем более взрослого человека, решившего креститься), а не данью моде – отлично. Если мода, подражание опередили потребность и веру – тоже не беда. Есть надежда, что когда-нибудь будет наоборот.
Единственное, от чего надо предостеречь “новорусских” родителей, – не устраивайте из интимного, очень личного обряда богатое, ряженое шоу. Клоунаду с кортежем иномарок, гиканьем, “цыганами и медведем”, залпами шампанского, пробки от которого летят выше креста на луковице храма… Не надо фарса! Его и без того много в “мирской жизни”.
Крестить надо еще и вот почему. Рассуждения чисто прагматические: есть надежда, что взрослеющий ребенок, зная, что он крещен, что “мечен Богом”, в своем поведении зацепится за “божественный идеал”, будет придерживаться хотя бы Нагорной проповеди. Согласитесь, постулатам православной, христианской церкви стоит следовать. В них много полезного, мудрого, благородного, чистого… В них много того, что сдерживает в человеке зверя.
И у родителей всегда есть повод “пристыдить” бунтующее, на каждом шагу грешащее чадо, напомнить ему о том, что оно (чадо) крещеное, и уже поэтому не гоже так себя вести. Шанс почти умозрительный, но все же… В прошлом веке он имел почти гипнотическое воздействие. Да и мы, возрождая, отстраивая храмы, идем к этому, хотя и неохотно в этом себе признаемся.
Мы призываем религию к себе в помощники. В воспитатели, в частности.
Как ни крути, главный идеал – идеал божественный. А что плохого в стремлении к идеалу? И потом. Кажется, счастливо проходит та пора, когда мы мучились вопросом: есть Бог или его нет? Собственно, вся русская литература, огромная часть культуры только и делают, что ищут ответ на этот вопрос. Рискую показаться циничным, но доктор Чехов, кажется, только из-за того и заболел чахоткой, что так и не мог для себя решить вопрос о Боге… А Достоевский в поисках ответа на вечный вопрос (есть Бог или нет?) занедужил эпилепсией. Еще раз – пусть простят меня за мою версию, сам люблю и преклоняюсь перед гением этих людей, но, право, жалко их здоровье… Вот Толстой Лев Николаевич этим вопросом не мучился, он просто в Бога верил. И долго прожил… И детишек кучу наплодил…
Лучше просто верить в то, что Бог есть, чем всю жизнь истязать себя поиском несуществующего ответа. Запад улыбчивее нас и потому, что давным-давно решил для себя вопрос веры.
Лучше просто верить. Или – не верить. Но жить с этим сложнее: как, скажите, жить и радоваться жизни, зная, что ты КОНЕЧЕН? Природа создала мыслящую материю, из чего человек понял, что он смертен. С этого момента человек стал несчастен. Он потерял девственное отношение к жизни, когда задумался над собственной судьбой. Природа ставит над человеком жесточайший эксперимент: только человек способен на такой подвиг – жить и радоваться тому, что каждый час твоей жизни приближает тебя к твоему концу.
Скажите, разве проще жить без веры в то, что ты бессмертен?!
Если Бог выступает как психотерапевт, то он уже полезен. Вера не нуждается в доказательствах. Она абсолютна – либо она есть, либо ее нет. Но, повторюсь, с безверием в жизни сложнее, чем с верой.
Впрочем, мы забрались в высшие материи. Брак – не всегда любовь, любовь – не всегда брак. Крещение – не всегда вера. Но веры без крещения не бывает. Потому что религиозность – это, как сказал кто-то из великих, анонимная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ человека перед теми, кто рядом с ним, перед обществом…
Именно ответственности друг перед другом нам часто и не хватает.
Сергей РЫКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте