Поэт и философ Гумилев говорил о влиянии окружающей среды на формирование этноса. Народные сказки и мифы, загадки и песни, узоры на одежде и украшениях, изделия народного промысла – везде можно увидеть силуэты растений и животных, которые характерны для местности проживания народов. Знакомство детей с миром природы неотделимо от культуры народа. Поэтому на базе нашего дошкольного учреждения открыта экспериментальная площадка по эколого-этнографическому направлению под руководством д.п.наук Н.Рыжовой в рамках проекта ЮНЕСКО и Департамента образования «Московское образование: от младенчества до школы».
Мы знакомим детей с представителями животного и растительного мира разных континентов, показывая неотделимую связь мира природы и культуры народа. При этом жители планеты в любом уголке мира одинаково выстраивают взаимодействие с миром природы на основе таких общечеловеческих ценностей, как уважительное отношение к природе, воспитание у подрастающего поколения любви к миру природы, сохранение мира природы для будущих поколений.
Для знакомства детей с культурой народов мира в детском саду, в холлах этажей расположены мини-музеи, экспозиции которых дети могут видеть ежедневно. «Славянские народы», «Народы ближнего зарубежья», «Страны Европы», «Америка», «Страны Востока», «Африка» и «Австралия» – это часть музеев, организованных в детском саду.
Мы не стали закрывать их в отдельные помещения, а расположили в холлах около групп, чтобы они каждодневно были доступны для детей. Ведь ребенок-дошкольник запоминает не ушами, а глазами. Да и какую красоту он видит перед входом в группу: кукла в необычном национальном костюме, «заморские украшения», макет дома, совсем непохожий на избу, картины с народным орнаментом, предметы быта и многое другое.
Обычно, когда мама забирает ребенка домой, она чаще всего задает ему вопрос: «Что ты сегодня ел?» (хотя при каждом входе висит меню на сегодняшний и последующий день). Мы предоставляем родителям наших воспитанников возможность найти иные темы разговора с ребенком, расположив около мини-музея демосистемы с информацией о культуре народов мира, представителях животного и растительного мира. Причем расположены они по-особенному: одна – на уровне глаз ребенка, другая – повыше, чтобы можно было прочитать текст взрослому. Нижняя демосистема привлекает ребенка яркими фотографиями и картинками. А мама может оказаться в глазах ребенка очень умной, прочитав и рассказав дочке или сыну интересные сведения о мире природы, культуре народов представленного континента.
Конечно, вначале педагоги детского сада искали предметы для мини-музеев, но постепенно и родители стали приносить нам интересные «штучки» из своих путешествий по миру. А с какой гордостью дети сообщают друзьям о том, что именно его сувенир стоит в мини-музее!
Мы предоставляем возможность ребенку путешествовать по всем этажам и сравнивать свою родную культуру с культурой народов мира. При этом экспозиция мини-музея по России занимает наибольшую часть площади. Вряд ли можно требовать с человека уважительного отношения к культуре другого народа, если он плохо или мало знает о культуре своего народа. В течение года от мини-музея к мини-музею путешествует передвижная система, на которой располагаются животные разных континентов. Дети находят изображения на картинах и орнаментах украшений и одежды представителей животного мира той или иной местности. Их не удивляет, что в жаркой Сахаре дом бедуинов не может быть в виде русской избы из бревен, потому что знают, что в пустыне на несколько сот километров можно не встретить ни одного дерева, а только зыбучий песок, по которому ползают змеи, бегают вараны и множество насекомых.
Мини-музей «Австралия» расположен около бассейна. Этот континент иногда называют самым большим островом нашей планеты, так как он со всех сторон окружен морями и океанами. Мини-музей знакомит детей с разными видами рыб, ракушек, жителей дна морей и океанов, а в рисунках аборигенов они узнают представителей животного мира Австралии: кенгуру и эму, опоссума и утконоса. Оказывается, что мир так разнообразен и не заканчивается за окном квартиры, калиткой детского сада, границей страны!
Детям нравится рассматривать экспонаты мини-музея, присев на диван и дожидаясь друзей из бассейна. Знакомство детей с иной культурой способствует развитию гибкости их мышления, расширяет сознание и представление об окружающем мире, помогает устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает бережное отношение к культуре своего и других народов, через формирование уважительного отношения к природе приобщает его к общечеловеческим ценностям.
Люди, которые воспитаны в уважительном отношении к природе, культуре своего и других народов, имеют в голосе одинаковые интонации, одинаково чувствуют и очень похоже проживают жизнь в разных уголках нашего мира. И не важно, в какие одежды они одеты, из чего построены их дома, на каком языке они говорят, какие виды растений их окружают. Они просто любят мир, а мир любит их. Счастливые люди!
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Тамара ХМЕЛЕВА, педагог дополнительного образования детского сада № 2177 «Росток»
Комментарии