В настоящее время актуальной задачей стало включение в преподавание общеобразовательных предметов сведений по истории развития науки. Такая задача стоит и перед преподавателями математики.
В существующих школьных учебниках математики приведены разнообразные исторические сведения, вместе с тем зачастую ученики рассматривают учебники лишь как задачники и без конкретного задания учителя не обращаются к помещенным в них дополнительным материалам, хотя очень важно на уроках обратиться именно к историческому материалу, чтобы у школьников появились видение причинно-следственных связей, широкая эрудиция и понимание того, где и каким образом они смогут использовать приобретенные знания и умения.Мой педагогический опыт подсказывает, что сведения по истории наиболее логично вводить в начале изучения каждой новой темы. Обычно такие сообщения очень кратки, но настраивают учеников на изучение нового материала и снимают их закономерный вопрос: зачем? Как правило, материал в учебниках изложен циклично, по принципу от простого к сложному. В связи с этим регулярно возникает необходимость рассказать учащимся о том, как происходило осознание людьми тех или иных математических понятий, как вводили новые обозначения, какие ученые и в какой последовательности делали свои открытия, каковы перспективы этих открытий, какие области знания выросли на основе этих открытий, и каким может быть их практическое применение. То есть необходимо регулярно проводить с учащимися специальные уроки-обобщения, которые были бы полностью посвящены истории математики и взаимосвязи математики с другими науками. Но как проводить такие уроки?В течение многих лет я опробовала несколько вариантов, это:- уроки обобщающего повторения, на которых ученики выступали с подготовленными ими докладами;- уроки-зачеты, где применялась групповая форма работы с учащимися, при этом разделенные на группы ученики готовили сообщения об истории и применении изученного материала, выступали с ними и задавали ученикам из других групп вопросы по своему сообщению;- уроки-викторины, как правило, завершающие четверть, во время которых ученики решали занимательные задачи, близкие к изучаемому материалу, а учителем вводились дополнительные исторические сведения, давались старинные математические задачи.В процессе всех этих уроков ученики знакомились с соответствующим историческим материалом, но тут возникали проблемы. При прослушивании докладов ученики почти всегда оказывались пассивными слушателями, на уроках-зачетах ученикам приходилось решать большое количество примеров по текущей теме, и времени на полноценное знакомство с историческим материалом практически не оставалось. В свою очередь на уроках-викторинах ученики с удовольствием решали занимательные математические задачи, однако присущий таким урокам элемент соревнования и возбужденное состояние учащихся не позволяли получить желаемый результат от озвучивания исторического материала, поскольку он в этом случае был фоном.Анализ отмеченных проблем позволил мне выработать нестандартную форму урока математики, во время которого ученики усваивают исторический материал с наибольшей эффективностью. Это урок-спектакль, на котором ученики разыгрывают пьесу историко-математического содержания. Занимаясь подготовкой таких уроков, я изучила большое количество методической литературы, в которой отмечены возможность и эффективность использования подобных подходов, однако спектакли для уроков математики, как правило, рассматривали крайне незначительные конкретные проблемы и имели ярко выраженный развлекательный характер. Подход, выработанный мной, состоит в стремлении охватить в каждом из подобных спектаклей широкий круг проблем, связанных с изучаемой темой, и внести в него элементы системного подхода.Возможность проведения подобного урока может представиться в первый раз в конце 5-го класса, поэтому наиболее целесообразно посвятить такой урок истории освоения человечеством счета и назвать его «Как люди научились считать!». Аналогичный урок для 6-го класса может быть посвящен путешествию по миру чисел. В 7-м классе такой урок можно провести в начале третьей четверти и посвятить его аксиоме параллельных прямых и ее месту в истории геометрии. На уроке в 8-м классе может быть сделан рассказ о квадратных и других видах уравнений, в 9-м классе – о конических сечениях. В 10-11-х классах наиболее целесообразно рассмотреть на таких уроках логарифмы и тригонометрические функции.Работа преподавателя по созданию каждого из уроков-спектаклей должна начинаться с выбора им основной темы, которая будет охватывать определенный исторический период. Для получения наилучшего результата нужно собрать как можно большее количество научно-исторического материала на выбранную тему. Следующий этап в этой работе – отбор материала, который будет соответствовать возрасту учащихся, его разделение на логически связанные блоки. После этого можно приступать к созданию какого-либо достаточно простого сюжета спектакля, находящегося на уровне восприятия учеников соответствующих классов и дополненного для увеличения занимательности шутками, популярными сюжетами из современной действительности, что позволит отделить одну часть спектакля от другой, внести разрядку в наиболее сложные по восприятию моменты урока-спектакля. Например, для урока в 6-м классе была подготовлена детективная история о том, как «ноль» рассердился на то, что его назвали пустым местом, и начал планомерно уничтожать все известные числа, умножая их на себя. В результате основное действие пьесы сводится к поиску и поимке «ноля», восстановлению всего того, что он испортил. Однако главным мотивом спектакля стал рассказ о рациональных числах, в процессе спектакля идет активная работа с залом – ученики отвечают на вопросы, решают предлагаемые им примеры. Основа сюжета для урока в 7-м классе также достаточно проста. Пришедший из школы ученик засыпает, и перед ним во сне проходит история геометрии, беседуют друг с другом Евклид, Гаусс и Лобачевский, а ведущими на протяжении всего спектакля стали учебник и тетрадь по геометрии. После завершения спектакля мы проводим викторину, задавая вопросы по историческому материалу. Аналогичным образом был создан сюжет и для урока в 8-м классе. Главный герой никак не может выучить теорему Виета и теорему Пифагора. Чтобы найти выход из этой ситуации, он воображает себя волшебником и уже собирается сделать так, чтобы эти теоремы были исключены из обращения, но появляются кот Пифагор и кошка Гипотенуза, надевают на голову герою кибернетическую шляпу, с помощью которой пытаются ему показать, что и в теоремах, и уравнениях «что-то есть». После спектакля мы проводим работу с группами учеников, они определяют степень уравнений, решают уравнения на время, вычисляют по формуле пифагоровы тройки, решают многочисленные занимательные задачи. Относительно прост и сюжет для 9-го класса: герой повзрослел, уже обладает достаточно большим запасом знаний, и ему для полного счастья необходим гид-проводник по Интернету. Тут появляется Шишок компьютерный, который начинает активно помогать герою в его поисках. После спектакля ученики могут попробовать построить эллипс с помощью кнопок и веревочки, найти гиперболу в стакане воды, построить циклоиду и ответить на вопросы по материалу просмотренного спектакля. Как показывает опыт, занимательность такого урока должна уменьшаться по мере взросления учеников. В связи с этим наиболее рациональным в 10-11-х классах я считаю переход от урока-спектакля к уроку-конференции, уроку-презентации. В целом время, отводимое на такой спектакль, составляет 20-30 минут. 5 минут перед спектаклем я трачу на организационные вопросы, а оставшиеся 10-15 минут уходят на викторину и подведение итогов. Для учащихся 5-7-х классов урок на этом заканчивается, а для учеников старших классов после перемены наступает этап групповой работы.Практика постановки таких спектаклей показывает, что в них могут принимать участие все желающие, а непосредственная подготовка требует проведения максимум одной-двух непродолжительных репетиций. Безусловно, значительную роль при постановке каждого из таких спектаклей играет наглядность, поэтому практически каждая из реплик его участников, связанная с упоминанием какого-либо ученого, математического выражения или геометрической фигуры, должна сопровождаться изобразительным материалом, как правило, плакатом, сделанным вручную, использованием технических средств либо презентации, выполненной на компьютере.В работе над уроком могут участвовать учителя истории, физики, химии и других предметов, которые могут оказать большую помощь в подготовке вопросов для второй части урока (викторины, лабораторной работы).Если ученик в достаточной степени осведомлен о месте изучаемой темы в общей структуре предмета, знает о том, какие изменения в обществе привели к появлению тех или иных идей, представляет себе, кто и когда внес свой вклад в развитие науки и каковы связи одного предмета с другим, задачи, поставленные учителем, решаются успешно. Поэтому столь важно включать в уроки исторический материал на различных этапах изучения предмета. При введении каждой новой темы необходимо кратко ознакомить учащихся с ее местом в общем курсе, назвать ученых, которые ее разрабатывали. После завершения темы следует дать ученикам понятие о том, в каких науках применяются полученные ими новые сведения, подробнее поговорить об ученых, сделавших основные открытия. В свою очередь на уроках, которые проводятся в конце каждой четверти и обычно посвящены занимательному материалу, можно знакомить учеников со старинными задачами, показывать им, как решали и записывали свои решения наши предки. Аналогичным образом можно проводить обобщающие уроки по историческому материалу и после прохождения наиболее важных тем. Урок-спектакль с последующей групповой работой – одна из наиболее перспективных форм проведения таких занятий. (Методическая разработка автора статьи получила грант Москвы- 2010).М. АЛЕКСЕЕВА, учитель математики школы №231
Комментарии