Расхожая фраза, что театр начинается с вешалки, в данном случае приобретает совсем другой смысл. У студенческого театра «Просвещение» Государственного университета просвещения все начинается с любви и дружбы со зрителем.
Да, так бывает. У театра есть свой зритель, и это обстоятельство важнее всего для актеров. Зритель студенческого театра самый разный по возрасту. Но при этом чуткий, ценящий магию театра и, что очень важно, благодарный. К числу поклонников этого удивительного театра с недавних пор отношусь и я.
Надо сказать вкратце об истории создания необычного театра. Она началась в октябре 2008 года, когда Александр Хохлов, режиссер с уникальной школой, строящейся на основе русского реалистического театра Станиславского и Немировича-Данченко, увлек студентов тогда еще Московского государственного областного университета идеей собственного театра. Обаяния, артистизма, остроумия Александру Дмитриевичу не занимать. Его фразы витают в стенах вуза, передаются из уст в уста и становятся легендами. К примеру, такие: «Я кратенько, минут на сорок». Или: «Когда еще нет ничего, а потом вдруг возникает спектакль». Добавьте к этому богатый сценический опыт, не говоря уже о жизненном, его сфера интересов многообразна. Учился в Театральном училище имени М.С.Щепкина, в МГУ, окончил Музыкальное училище имени Октябрьской революции, Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, пел на сцене Большого театра, Частной русской оперы, играл в спектаклях…
Мне довелось видеть Александра Дмитриевича в спектакле «Игра в мышки», когда весь зал, замерев, следил за перипетиями замысловатого сюжета психологического детектива Агаты Кристи. Появление каждого нового персонажа в пансионе усиливало напряжение. Но, когда на сцене возник персонаж Хохлова, обаятельный душа-человек, который, казалось, совершенно случайно оказался в этом доме, хотелось не пропустить ни одного его движения, жеста, слова, и это было настоящей актерской магией. Ах, как быстро закончился спектакль! Шел без антракта, напряжение нарастало – и вот уже развязка…
Актеры выходят несколько раз на сцену под долгие аплодисменты зрителей. Зал в культурном центре «Меридиан» полон. С удивлением узнаю, что здесь немало москвичей вовсе не студенческого возраста, к коим отношусь и я, и они любят и ждут спектакли именно этого театра. Кстати, культурный центр «Меридиан», как и Центральный дом работников искусств, часто предоставляет студенческому театру свою сцену.
Надо отметить особое мастерство незаменимого художника-постановщика, по совместительству заведующего костюмерным цехом, бывает, что и суфлера Михаэлы Берча. Долгое время она отдала работе в театре Наталии Сац. Сейчас успешно с особым вкусом и талантом помогает делать каждый спектакль выразительным и точно отражающим замысел режиссера. Как отзываются актеры, Михаэла Ионовна знает о спектакле все, вплоть до расположения стула, журнала, чьего-то выхода, чьей-то мизансцены и текста. Держит все в руках – и костюмы, и реквизит, и сценографию. А какие шедевры она делает из пустой сцены! Еще учит танцу, пластике. Ее чувство прекрасного – это то, благодаря чему рождается волшебство.
Аксиома проста – не играть
Дмитрий Борисов, как он говорит, служит театру около семи лет. А в школе он три года работает учителем начальных классов. О связи театра с педагогикой Дмитрий рассуждает глубоко и вдумчиво:
– Наверняка вы не раз слышали высказывание о схожести профессий актера и учителя. По воле судьбы я играю в любительском театре. Здесь под чутким руководством Александра Дмитриевича и Михаэлы Ионовны чувствую влияние подлинного искусства. Аксиома проста – не играть. Шокирующая фраза, согласитесь! Она и у меня вызывала легкое недоумение до того времени, пока не прошел эту школу. В спектаклях мы входим в предлагаемые обстоятельства, проживаем судьбу своих героев. Безусловно, актерский опыт расширил мои возможности учителя. Это и подача голоса, и верные, убедительные интонации, а в некоторые моменты, не скрою, импровизация. Меня, к примеру, долго удручала мысль о том, что я не учитель, а всего лишь играю роль учителя. И руку помощи мне протянул театр, вернее театральная школа наших наставников.
Я прекратил играть роль учителя, приняв ее в полной мере. Могу ли я в чем-то упрекнуть себя? Не думаю. Все мы на протяжении жизни принимаем разные роли. С друзьями мы одни, с родственниками – другие, а наедине с собой – совершенно иные. И притом я остаюсь самим собой. Это не единственное, что дал мне союз с театром. Жизнь на сцене дарит возможность посмотреть на себя со стороны, передать зрителям живые эмоции. А дети тебя будут слушать и, главное, слышать, если ты говоришь убедительно, искренне, с долей артистизма. К слову, я прививаю своим ученикам любовь к театру, неоднократно приглашал их на спектакли, где играю. Честно признаюсь, в продумывании и проживании ролей помимо режиссера мне помогала и работа с детьми, с классом, и эта дорога познания и открытий никогда не заканчивается.
Всесильная Судьба распределяет роли
Кристина Коломиец как будущий учитель уверена, что театр поможет ей в профессиональной деятельности:
– Почему уверена? Наш студенческий театр регулярно ставит спектакли и для детей, например новогодние сказки, и для взрослых, и для подростков. К примеру, спектакли «Анна Каренина», «Зойкина квартира», «Вишневый сад», «Ревизор», «Дядя Ваня» и другие с интересом смотрят школьники. Так что всегда смогу пригласить учеников на постановки театра. Представьте, каково им будет увидеть на сцене своего учителя?! А другой плюс в том, что хорошо поставленная речь, уверенность в движениях, пластика, импровизация важны и в профессии учителя. Учитель, который не уверен в том, что делает, не будет для детей авторитетным источником. Актеры своей харизмой могут привлечь внимание людей к себе, а для учеников внимание – это неотъемлемая часть учебного процесса. Так что значимость театрального искусства говорит сама за себя. Вообще театр, по моему мнению, – это вечное искусство. Как верно заметил Пьер де Ронсар: «Весь мир – театр, // Мы все – актеры поневоле, // Всесильная Судьба распределяет роли, // И небеса следят за нашею игрой!»
Решил себя попробовать…
Арсений Соленый считает, что интерес к театру у него возник благодаря его талантливым бессменным руководителям Александру Дмитриевичу Хохлову и Михаэле Ионовне Берча.
– Как я попал в сферу театра? На первом курсе университета, в 2016 году, я решил себя попробовать в качестве студийца театра. Эта творческая жизнь настолько меня затянула, что я служу в театре вот уже пять лет с перерывом на выпускной курс института. Не могу не сказать о труппе нашего театра – это настолько интересный и живой организм, что о каждом можно говорить долго, начиная от выпускников и заканчивая только поступившими первокурсниками. Здесь для каждого открываются большие возможности и перспективы работы в театре, и это прекрасно!
Спасибо тебе, театр!
Галина Минина пришла в театр студенткой первого курса педагогического университета. Жизнь заиграла новыми красками, мир вокруг стал многогранным, признается она:
– Театр научил меня понимать чувства людей, смотреть внутрь себя. Когда впервые пошла на педагогическую практику, поначалу была легкая тревога, но все оказалось не так сложно. Это был удивительный момент в моей жизни, где я играла совершенно разные роли. Невероятно, но меня вдохновило то, что благодаря даже небольшому профессиональному опыту я смогла удерживать внимание учеников на протяжении всего занятия. Театр сыграл в моем первом педагогическом успехе одну из ключевых ролей. И, наверное, вся моя работа сейчас строится на основе этого бесценного опыта. Уже скоро, через несколько месяцев, я впервые войду в класс учителем. Могу с уверенностью сказать, что театр и дальше будет в моей жизни. И не только во время репетиций и спектаклей, но и на уроках. А получать удовольствие от своей работы – это ли не главная цель в профессии? Спасибо тебе, студенческий театр!
Статфакт
• Международный театральный фестиваль «Русская классика. Лобня». Лауреаты в номинациях в 2011, 2013 гг.
• С 2013 г. – участие в профориентационной работе Московского государственного областного университета со школьниками 9-11‑х классов школ Подмосковья.
• С 2013 г. в рамках ежегодного «Студенческого актива Подмосковья» выступления театра в Севастополе, Евпатории, Николаевке, Архипо-Осиповке, Береговом.
• Выступление перед беженцами из Донецка и Луганска, апрель 2022 года.
• Дипломы театрального фестиваля профессиональных театров «Долгопрудненская осень» 2014-2019 гг. «Долгопрудненская весна»-2020 – лауреаты.
• Дистанционный окружной открытый фестиваль «M-ARTеатр»-2020 – два диплома лауреата 1‑й степени.
• Победа на Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Творческие инициативы молодежи», 2018 г.
• Всероссийский конкурс учреждений культуры Российской Федерации «Золотой сокол», 2019 г., – лауреаты, 1-е место.
Комментарии