search
main
0

И космонавт, и рабочий. Как создать инженерную школу в отдельно взятом районе?

Представьте город, в котором живут только дети. Для малышей здесь построено 110 зданий детских садов; для тех, что постарше, действует 29 школ. В свободное от учебы время они занимаются в трех досуговых центрах. Население города немалое – 23 тысячи жителей только школьного возраста, а есть еще категория дошколят. Все это самая крупная образовательная территория Екатеринбурга – Орджоникидзевский район.

Руководит большим хозяйством Елена Анатольевна ЯРОВИКОВА. В ее педагогической биографии Уральский государственный университет, где она окончила два факультета – исторический и философский, затем много лет преподавания в школе №69, и там же первый опыт управленческой работы. Ни мысли, ни цели искать что-то другое не держала, так как чувствовала себя успешной и востребованной, однако ее организаторские способности были замечены на уровне города. Тогда Елена Яровикова по предложению городского управления образования сначала возглавила Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», а с 2012 года – систему образования Орджоникидзевского района.- Елена Анатольевна, какой управленческий принцип вы считаете основным для успешного руководства столь крупной образовательной структурой?- Разделение полномочий. В последнее десятилетие отдел образования почти полностью обновился, сейчас это сплоченная единая команда. При этом каждый сотрудник ведет свой сектор, ответственен за конкретную сферу с нулевого цикла до конечного результата. Например, дошкольный уровень. У нас первых в Екатеринбурге исчезла очередь на садики – все дети с трех до семи лет имеют возможность посещать дошкольные образовательные учреждения. Повысился профессионализм сотрудников. Не случайно три года подряд победители городского конкурса «Воспитатель года» в разных номинациях – из нашего района. Добились успехов, конечно, совместными усилиями, но немаловажна целенаправленная деятельность Светланы Геннадьевны Буртылевой, которая знает все в этой отрасли. То же можно сказать и о других сферах. – Система образования всегда отражает специфику территории, ее традиции… Расскажите об этом.- В районе десять заводов, среди них градообразующие, которые на протяжении многих лет вносили значительный вклад в историю города, области, страны. Прежде всего это Уралмашзавод, существующий более 80 лет, Уралэлектротяжмаш. В годы войны появились завод имени Калинина, КБ «Новатор». Большая часть бабушек-дедушек нынешних школьников, а также многие папы и мамы трудятся на предприятиях. Наши дети непосредственно из тех семей, для которых заводы – важная часть их судьбы. Отсюда вытекает стратегическая задача – укрепить уже существующие традиции, а также выполнить государственный заказ на подготовку квалифицированных специалистов для промышленности. Конкретно же цель образовательного процесса мы формулируем так: сформировать у ребенка интерес к техническому творчеству и способствовать развитию инженерного мышления. Создана многоуровневая структура, стартующая с детских садов и завершающаяся поступлением в специализированные вузы.- Каковы составляющие этой структуры?- Если говорить о школе, первая ступень – урочная деятельность. Чтобы эффективность обучения была выше, мы закупили 13 классов-лабораторий, укомплектованных современнейшим оборудованием, повысили квалификацию педагогов. Вторая ступень – внеурочная техническая деятельность, в соединении они привели к отличным результатам. Победителями регионального этапа по 3D-моделированию стали команды из двух образовательных учреждений Орджоникидзевского района – лицея №128 и школы №167. А ведь 3D-моделирование включает математические и физические знания, черчение, построение модели на компьютере, затем выведение ее на принтер – это комплексное умение. Третье – взаимодействие с предприятиями. В нескольких школах района действует проект «Школа – завод – вуз».Не забываем о технических навыках и летом. В оздоровительную кампанию на базе школы №167 был организован профориентационный отряд, участники прослушали курс «Домашняя электроника», учились менять розетки, чинить простейшие электроприборы, усваивали правила безопасности.Практически все школы района принимают участие в соревнованиях по методике WorldSkills. Основные темы, которые они выбирают: инженерная графика, электроника, радиотехника, работа на станках с числовым управлением. Выпускник лицея №128 вошел в сборную России WorldSkills.- Техника и общеобразовательные учреждения – связь уместна. А вот инженерная школа и детские сады, как могут сочетаться эти понятия из разных возрастных категорий?- Великолепно. Прежде всего это конструирование. В прошлом году к открытию детского сада №163 дети выполнили модель всего нашего района из конструктора Лего. Несколько предприятий, Белая башня как символ района, здание администрации, сам садик, все подробно, в деталях. Кто-то из чиновников скептически отнесся к участию детей, мол, вряд ли это сделано детскими руками и головами. В ответ один из «старших» малышей указал на модели заводской цех, провел по нему экскурсию и разъяснил: «Вот на таком токарном станке мой дедушка работал!» Когда 536-й детский сад реализовывал проект «Наша гордость – завод Уралмаш», посвященный труженикам тыла в период Великой Отечественной войны, дети неоднократно посещали предприятие. Побывали в литейном, механосборочном цехах, в конструкторском бюро, видели доменные печи, слышали гудок, по которому рабочие раньше шли на завод, посмотрели и на современное оборудование. В наших детях генетически присутствует интерес к технике, когда же он еще и целенаправленно развивается, это дает отличные результаты. Воспитатели тоже проходят техническую подготовку. На базе садика №531 (это лидер в направлении истории развития техники, здесь вели проект под таким названием) организовано специальное обучение. К 70-летию Победы малыши с увлечением конструировали продукцию военных заводов. Сейчас собирают ракеты. Попутно их знакомят с основными характеристиками планет, устройством Солнечной системы. Не случайно на вопрос «Кем вы хотите стать?» многие мальчишки отвечают вроде бы забытое: «Космонавтами!»- А рабочими они хотят стать? – С этим есть проблемы, и, как ни странно, именно старшее поколение часто против того, чтобы их внуки и правнуки шли на предприятия. Для них заводы ассоциируются прежде всего с тяжелым физическим трудом. Современные же предприятия – это нередко светлые цеха и всегда высокотехнологичное оборудование, обращаться с которым могут только умные, грамотные люди. Сегодня технический специалист должен обладать не только определенными навыками, но и огромным багажом знаний. Изменить взгляд на рабочие специальности помогает непосредственное знакомство с заводской жизнью.- Елена Анатольевна, когда вы четыре года назад возглавили отдел образования Орджоникидзевского района, какую основную проблему вы выделили?- Качество образования. Было немало выпускников, которые выходили из школы со справкой. Скажу сразу: последние два года все наши выпускники успешно сдали экзамены; не каждый район Екатеринбурга имеет такие результаты. Я убеждена и довожу свою точку зрения до школьных руководителей: каждому ребенку мы должны дать образовательный стандарт, это необходимый минимум. Чтобы ребенок мог пойти учиться или работать с аттестатом о среднем образовании в руках. Все силы направляем на это. Уже с десятого класса мы знаем всех детей группы риска и выстраиваем индивидуальный учебный маршрут для каждого: что ему нужно поправить и кто ему в этом поможет. Диагностическая контрольная работа по математике, например, выявила определенный учебный дефицит у ряда учащихся. Собираем их в группу (это могут быть дети из разных или одного образовательного учреждения, неважно) и приглашаем педагога, который поможет ликвидировать пробел.- С чем для вас лично ассоциируется время учебных каникул?- Не с отдыхом и расслаблением, нет. Основная задача летнего времени, и в этом я вряд ли оригинальна, – подготовить образовательные учреждения к учебному году, создать безопасные и комфортные условия и для учеников, и для учителей.Не забываем и о самых маленьких детках. Наши детские садики с уникальными цветочными композициями – настоящие произведения искусства! Есть такие красивые и ухоженные, что туда не стыдно пригласить и английскую королеву! Между дошкольными учреждениями существует внутренняя конкуренция, многие принимают участие в выставке цветов, которая традиционно проходит в День Екатеринбурга, и в конкурсе «Цветущий город» занимают призовые места. На территории садика №40/228 растет свыше двухсот видов цветов и кустарников, многие из которых внесены в Красную книгу Свердловской области. Детям рассказывают о них, наблюдают периоды жизни местной флоры.Вообще детские сады – гордость района. Давайте пройдем по улицам. Детсад №384: три здания после реконструкции. Дальше по Бабушкина, свернем на улицу Баумана: 436-й, хоть ему и много лет, но в прекрасном состоянии. Дальше – детсад №161, в прошлом году открыт после реконструкции. В Орджоникидзевском районе наибольшая часть дошкольных учреждений раньше принадлежала предприятиям, в 90-е годы перешла в чужие руки не по назначению, а когда была поставлена задача возвращения зданий дошкольным учреждениям, многие из них были обновлены, отремонтированы и стали краше, чем прежде.- Можно ли сказать, что острота материально-технических вопросов в последние годы снизилась?- Не для всех учреждений, к сожалению. Вот уже два учебных года закрыта школа №80 в связи с аварийным состоянием, учащиеся распределены по другим учебным заведениям. Надеемся на строительство нового здания, в котором очень нуждаемся.На днях я побывала на открытии школы №23 в молодом Академическом районе и думала: как бы хотелось через пару лет принимать гостей в нашей школе-новостройке! Новых школ в районе не вводилось уже с четверть века. Ряд образовательных учреждений нуждается в капитальном ремонте. Для нас актуальна проблема второй смены.- Елена Анатольевна, какую приоритетную задачу вы определяете на перспективу для большого образовательного города Орджоникидзевского района? – Задача прежняя, всегда первейшая для образования в любые времена и на любых территориях – дальнейшее повышение качества знаний. Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте