search
main
0

И кочегары мы, и плотники. Как по кирпичику строится костромское профобразование

Костромскому строительному техникуму уже семьдесят лет. Это бывшее ФЗО №7, которое было организовано и создано в 1940 году. Фактически техникум ровесник отечественной системы начального профессионального образования. «Это единственный в своем роде строительный техникум в Костромской области», – с гордостью уточняет его директор Николай БЛОХИН. Внешне здание лицея кажется по размеру не больше школы, однако это сложная система, состоящая из кабинетов, аудиторий, мастерских и, конечно, музея, связанная многоуровневыми лестницами, переходами и коридорами. После посешения лицея остается впечатление, что побывал в каком-то огромном муравейнике, где люди ежедневно сообща решают свои и чужие проблемы, учат, учатся и делают абсолютно волшебные поделки из дерева.

Костромской строительный техникум – это одно из старейших учебных заведений Костромской области. За свою историю техникум несколько раз менял свое название и статус. Начавшись как школа фабрично-заводского обучения, готовившая рабочих строительных профессий с шестимесячным сроком обучения, он прошел долгий путь, став профтехучилищем. В 1993 году педколлектив училища начинает подготовку кадров с повышенным уровнем квалификации и освоением дополнительных специальностей. Соответственно и учебное заведение получает гордое звание профессионального лицея. И наконец в 2009 году на свет появляется Костромской строительный техникум таким, какой он сейчас: не просто образовательное учреждение, а настоящий ресурсный центр, ведущий продуктивную работу со школами и вузами.Понятно, что учиться на штукатура или паркетчика приходят ребята с абсолютно разными способностями. И более того, никто не застрахован от экстренных ситуаций. Для того чтобы из стен техникума выходили специалисты высокого уровня, тут с 1995 года активно вводится технология модульного обучения, не позволяющая никому из учеников, независимо даже от объективных причин, пропустить занятие. «Обучение у нас идет по учебным элементам, – рассказывает Николай Васильевич. – Допустим, по специальности «каменщик» надо изучить 62 учебных элемента и сформировать по ним навыки».Соответственно если молодого человека пригласили в военкомат, если он уехал к родственникам или просто заболел, то по традиционной технологии, пока парень два-три дня или неделю отсутствует, его группа по техникуму уходит вперед. «В результате человек возвращается в группу и видит, что она далеко впереди. А кто с ним будет индивидуально заниматься? – риторически интересуется директор и сам же отвечает: – Никто!» При модульной технологии, которая внедряется в Костромском строительном техникуме, такая ситуация полностью исключена. Здесь если ученик изучил двенадцать элементов из 62, а потом неделю отсутствовал по той или иной причине, то, возвращаясь через неделю, он идет на занятие по тринадцатому элементу независимо от того, как далеко впереди находится его группа. «Это у нас считается нормой, – подытоживает директор. – Так же как и то, что все ученики, как индивидуумы, по-разному усваивают материал, запоминают его, да и скорость чтения у них разная». Поэтому в изначальной группе традиционно часть ребят уходит вперед, а часть задерживается на разных ступеньках образования.В результате в техникуме нет отличников и двоечников. «Ни один из наших ребят не выйдет на практику на предприятие, пока не пройдет всю программу», – утверждает директор.Практически все мастера и преподаватели, которые занимаются обучением по этой технологии, обладатели соответствующих международных сертификатов. В частности, Николай Блохин имеет сертификат на право разработки, внедрения и реализации таких программ. «Мы создали на нашей базе центр по разработке программ модульного обучения, – рассказывает директор. – И разработали на сегодняшний день восемь программ, которые через международный центр распространяются по России».Эта система обучения буквально заставила, по словам Николая Васильевича, руководство техникума создать реальные рабочие места. Например, во многих образовательных учреждениях России (а раньше и в костромском техникуме) при обучении каменщиков используют деревянные бруски, покрашенные под кирпич в красный или белый цвет, на них ребята осваивают виды кладки. Но технология модульного обучения, поскольку она построена на деятельностном подходе и направлена на формирование компетентностей, подразумевает создание рабочего места таким, как оно выглядит на производстве, с настоящими кирпичами. Единственное отступление тут от суровой правды жизни состоит в том, что вместо настоящего цемента ребята используют при кладке глиняно-песчаный раствор, чтобы сделать кирпичи многоразовыми. В гулкой мастерской под сводами полуразобранных беседок и печей действительно горкой лежат кирпичи. В соседнем помещении преподаватель терпеливо показывает, как надо делать кладку. У подмастерья кирпич ну никак не хочет ложиться так, как нужно. Наконец он повинуется, и можно начинать следующую линию. «У нас после внедрения модульной технологии ученики используют настоящий пятикилограммовый силикатный кирпич с реальной глиной и, соблюдая ширину, высоту, вертикальность и горизонтальность, делают разные виды кладок прямо на рабочем месте, – с гордостью объясняет процесс директор техникума. – Таким образом мы приближаем его к реалиям того, что его ждет на настоящей стройке». Такая система обучения, по словам директора, привела к тому, что ни один выпускник не стоит на учете в службе занятости – все нашли себе место работы по вкусу и желанию. В 2008 году Костромской строительный техникум со своими инновационными программами победил в нацпроекте «Образование» и получил из федерального бюджета двадцать миллионов рублей, и столько же добавила в копилку область. В результате материальная база обновилась практически полностью. «Когда нас навестил один из наших социальных партнеров – «Кострома-мебель», то они обнаружили, что у нас в столярном цеху стоит то же оборудование, которое используется у них на производстве, – рассказывает Николай Блохин. – И даже более того, у нас есть оборудование, опережающее их на шаг вперед: мы считаем, что мы лет на 20-30 вперед обеспечили себя».В деревообрабатывающем цеху почти ничего не слышно – работают станки. Часть станков компьютеризированы и работают по заданной мастером программе. «Вот тут заказчик привез сырье, – перекрикивая шум, рассказывает директор техникума. – А вот образец того, что из этого сырья получится». По нацпроекту техникум закупил в том числе и оборудование для изготовления мебели. Сегодня мастерам цеха сделать, например, компьютерный стол уже не стоит особых усилий и времени. Главное – получить заказ от предприятия, а уж дальше дело техники. Около десяти лет назад в честь шестидесятилетия техникума в нем был открыт музей, отражающий историю учреждения с «древнейших времен» до наших дней. Представленная экспозиция весьма разнообразна: столы, стулья, монументальные фигуры животных, мелкие поделки. Но, пожалуй, главная достопримечательность – это точеные шахматы. «У меня их даже несколько раз выпросить пытались в подарок, – смеется директор Николай Васильевич. – Не отдал, ведь это наше общее дело, костромского техникума».Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте