В прошлом учебном году в практику работы Департамента образования вошли городские родительские собрания, которые проходят при участии и под председательством министра образования Москвы Исаака Калины. И если сначала разговор шел на давно известные темы – питание, взаимоотношения учителей и учеников, сбор денег на различные нужды, то постепенно появились темы, которые были и более серьезны, и более актуальны. Например, одно из городских родительских собраний было посвящено профильному обучению в старших классах столичных школ.
Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:Главное – личная позицияУ ребенка должна быть возможность выбора профильного обучения. Как обеспечить этот выбор? Сегодня уже обсуждаемая и прорабатываемая тема – сетевая реализация профильного обучения, реальные примеры которой уже есть. Среди множества возможных профилей есть один из важнейших для нас – технологический. К сожалению, наши школы не хотят и не могут, за редким исключением, реализовывать этот профиль, поэтому мы сейчас очень активно работаем с системой среднего профессионального образования для реализации предпрофильной и профильной технологической подготовки.Среда должна быть доступной и эффективнойВыбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст – 15-17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы.Профильное обучение старшеклассников давно стало нормой в цивилизованном мире, а процесс становления профильной школы в России согласуется с мировыми тенденциями образования.Образовательные учреждения Юго-Восточного округа уделяют особое внимание формированию доступной и эффективной образовательной среды, способствующей максимальному удовлетворению образовательных интересов и творческих способностей каждого учащегося для его успешной социализации. Наша цель – формирование многообразия моделей и форм получения образования, чтобы каждый ученик мог выбрать ту, которая наиболее полно отвечает его образовательным возможностям и потребностям. Правильному выбору учащимися того или иного профиля предшествуют предпрофильная подготовка и профориентационная работа, проводящаяся как на базе ОУ, так и на базе окружных профориентационных центров. К окончанию 9-го класса каждый выпускник округа имеет рекомендации специалистов по формированию его дальнейшего образовательного маршрута, но окончательное решение по выбору профиля всегда остается за учащимися и их родителями.Выстраивание системы профильного обучения в нашем округе началось с 2002 года и сегодня представляет собой разветвленную сеть. Если на начальном этапе только несколько ОУ реализовывали программы профильного обучения, то начиная с 2009 года такие программы реализуют во всех образовательных учреждениях, каждый учащийся изучает не менее двух предметов на профильном уровне. Наиболее востребованы профили в течение трех лет: социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический и информационно-технологический.Сегодня в каждом районе для учащихся в шаговой доступности есть возможность найти ОУ с необходимым профилем, созданы межшкольные консультационные пункты по подготовке к ЕГЭ. Образовательные учреждения в дополнении к собственным возможностям привлекают к организации профильного обучения учреждения дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, а также учреждения культуры, что дает возможность ОУ не только привлекать дополнительные образовательные ресурсы, но и использовать ресурсы социальных партнеров.Мы не ставим цель сделать профильное обучение профессиональным или производственным. Мы ставим цель сформировать у учащихся адекватное представление о своих возможностях и дать право сделать свой выбор, ведь суть профильного обучения и заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Выпускник должен выходить из стен школы с осознанным выбором, кем он хочет стать, в каком высшем учебном заведении он будет учиться дальше. Сегодня, когда для образовательных учреждений создают условия для обеспечения высокого качества образования – совершенствуется и укрепляется материально-техническая база, повышаются финансирование и заработная плата педагогов, – необходимо, чтобы при открытии того или иного профиля на следующий учебный год ОУ опирались не на собственные представления о необходимости того или иного профиля, а прежде всего на социальный и общественный заказ. Это значит, что необходима активная позиция по формированию образовательной программы школы не только со стороны учащихся, но и со стороны их родителей. Ведь от того, какой выбор будет сделан, зависит дальнейшая жизнь ребенка.Особо следует отметить, что в новых финансово-эконмических условиях образовательным учреждениям, в которых низкая наполняемость учащихся, невозможно эффективно реализовать профильное обучение с учетом индивидуальных запросов учащихся и их родителей. Мы поддерживаем политику города и РФ, направленную на укрупнение таких учреждений, формирование педагогических комплексов для создания условий для более качественного оказания образовательных услуг.Профильное обучение – важное условие получения качественного образования, а одним из индикаторов получения качественного образования считают результаты ЕГЭ. Успешно сдать предмет в форме ЕГЭ без дополнительной подготовки возможно только в том случае, когда его изучают на профильном уровне. Практически все выпускники нашего округа изучали обязательные для получения аттестата математику и русский язык на профильном уровне в течение двух лет. По сравнению с прошлым годом возросло количество учащихся, показывающих высокие результаты (от 80 до 100 баллов) по этим предметам, среди них 32 стобалльника. По предметам по выбору все учащиеся, набравшие высокие баллы, изучали их на профильном уровне, 28 из них получили по 100 баллов.Мониторинг востребованности предметов по выбору для сдачи в форме ЕГЭ соответствует наиболее востребованным профилям обучения. Третий год подряд самым популярным среди выпускников стало обществознание. Этот предмет сдавали 61% выпускников нашего округа. Каждый четвертый сдавал английский язык, каждый пятый – историю и физику. Количество выпускников нашего округа, набравших в сумме трех предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ, 220 баллов, в этом году возросло, что дало им возможность поступить на бюджетные места в престижные вузы столицы. Как показывает практика, правильный выбор профиля не только позволяет учащимся быть успешными, но и повышает их конкурентоспособность при поступлении в вуз.Наталья ВАСЯГИНА, руководитель структурного подразделения МЦ ЮВОУНе могу найти законных оснований для перевода денег туда, куда хочуСразу «потребности учащихся в профильном обучении» я воспринимаю как некий лингвистический фокус. Скажу сразу: меня не интересуют потребности всех учащихся, меня интересует только мой собственный ребенок. Я думаю, это честная позиция каждого родителя. Попытка индивидуализировать образование детей упирается в одно – в нормативно-подушевое финансирование. Где-то в марте в одном из интервью Исаак Калина сказал так: «Деньги, идущие по НПФ, принадлежат не департаменту, не окружному управлению образования, не школе, а семье». Московская семья приносит эти деньги в школу и после этого увидеть их уже не может, потому что дальше школа начинает работать с ними так, как хочет. А у меня вопрос: если учитель не оказывает ребенку образовательную услугу, не учит его, а тот умудряется аттестоваться по принципу экстерната, учитель должен получать деньги за обучение этого ребенка? Другой вопрос: а если есть какой-то другой человек – не работник школы, который обучает ребенка по этому предмету, должен ли он получать за это деньги от государства, должен ли это решать родитель, а не школа? Когда мы говорим «профильность», «индивидуализация», многие возможные профессии (например, фотографы, музыканты) оказываются за рамками возможного. Еще скажу об оценке. Она может быть внутренней и внешней, но внешней по отношению не к школе, а к системе, математиков должны оценивать математики, причем не преподаватели математики. Развитие индивидуализации или профильности часто определяют не проблемой «большая или маленькая школа», хотя я абсолютно согласен с тем, что школа должна быть в любом случае для ребенка, даже если в ней три ученика, а квалификацией учителей. Деньги, идущие за ребенком по НФС, родители должны передавать туда, куда считают нужным, но с одним ограничением – они должны идти на реализацию ФГОС. Пока для перевода таких средств не смог найти законного основания.Павел МАКСИМЕНКО, папаМарианна ЛЕБЕДЕВА, директор методического центра Центрального округа:Надежды у детей свои, а разочарования – нашиПрофильная школа должна начинать свою работу на основе изучения потребностей детей.Мне кажется, что было бы правильно дополнить эту задачу формированием потребностей детей, потому что, когда мы говорим о профильной школе вообще, мне кажется, стоит помнить давно известную фразу: «Надежды у детей свои, а разочарования – наши».У каждого из нас есть свои представления о профильной школе: как у работающей системы образования, так и у родителей. Они формируются чаще всего исходя из названия профиля. Профиль мы называем по-разному – иногда это медицинский, юридический, экономический классы, и из названия уже понятно, какое образование, какая профессия, какая деятельность последуют за таким профильным образованием. А вот когда мы встречаем такие названия, как «социально-экономический» или «социально-гуманитарный», будущее образование понятно, а вот будущая деятельность не очень – представление рассыпается, так как нет четкой связи с профессией. Что такое гуманитарный профиль? На какую специальность ориентирован социально-гуманитарный профиль? Как правило, я слышу от родителей такую фразу: «У моего ребенка с математикой не очень, он гуманитарный, поэтому мы выбираем гуманитарный профиль». А с чем у ребенка «очень»? Какой профиль на самом деле нужен ребенку, какие у него надежды? Об этом нам нужно вести речь.Как семье выбрать профиль? Что мы, родители, понимаем, когда встречаемся с понятием «профильная школа»? Что можно сделать, чтобы понять, какой профиль у школы? Как правило, это самый простой шаг: план на сайте ОУ либо в электронном дневнике, который родители ведут вместе со школой, там количество часов для профильного предмета от четырех до шести часов в неделю отводится на предмет, изучаемый на углубленном уровне.Наши семьи зачастую похожи на монопрофильные школы. Мы сами говорим так: «В нашей семье все врачи» или «В нашей семье все учителя». Конечно, мы имеем представление о том, какие предметы нужно изучать в школе, чтобы ребенок стал специалистом в этой области, но отвечает ли это потребностям ребенка, большой вопрос, ведь другого опыта, к сожалению, у него нет. Мы говорим, что наш ребенок гуманитарий, если у него плохо с физикой, химией. Мы привыкли, что гуманитариям нужны знания по литературе, истории, обществознанию, но на самом деле мы выбираем вуз, а не специальность, а, например, профессия эколога, медика, инженера по техносферной безопасности, может быть, даже более гуманитарная, более человеческая, чем профессия экономиста.Надежды на высокий результат часто приводят к такой ситуации, когда возникает банальное натаскивание на сдачу ЕГЭ, но, как правило, это тоже не работает. Еще один пример: дети с высокими баллами ЕГЭ пришли сдавать профильный экзамен на мехмат и другие факультеты МГУ, например, на геологический факультет подали 392 заявления, 92 ребенка получили по математике «2», имея 70 баллов по ЕГЭ, поэтому не нужно натаскивать детей на сдачу этого экзамена, нужно учить математику, куда важнее понимание предмета, его логики и умение решать задачи. Без нее невозможно никакое образование, о котором мы бы ни думали. Если в перечне профильных предметов в школе нет большой математики, то любое профильное образование не будет состоятельно. Например, ребенок решил стать социологом и ему нужно учить математику. Если с этим плохо, то не имеет смысла говорить об успешной карьере социолога, без знаний по математическому моделированию работу он себе не найдет. Если ребенок хочет стать врачом, помимо биологии и химии необходима математика, нужно уметь решать массу задач. Если ребенок хочет приобрести гуманитарную, творческую специальность архитектора, то ему необходимо черчение, но ведь сперва нужно многое рассчитать. Таким образом, базовый предмет практически для любого профиля – математика. Если ребенок хочет получить романтическую профессию геолога, но и тут ему придется сдавать математику.Что же делать со всеми этими представлениями о профильном обучении и ожиданиями? Что нужно знать про своего ребенка? Прежде всего нужно знать о том, что он хочет, как сам видит свое будущее, а не нашими глазами. Для этого есть множество возможностей. Прежде всего надо протестировать ребенка – в Москве есть много высококачественных программ профориентации, очень хорошо развита система профессионально-психологического тестирования, во многих округах есть специальные службы, которые работают в этом направлении. В каждом классе 25 учащихся, но это не значит – 25 гуманитарных родителей. Двое родителей – мам, пап, дедушек и бабушек – это 25 профессий по меньшей мере. У каждого ребенка есть еще множество родственников, в силах управляющего совета организовать общение учащихся с родителями сверстников об их профессиях, экскурсии, формирование представлений школьников о современном рынке труда, о том, какие профессии востребованы в родном городе. Сам ребенок должен знать, какие профессии и специальности есть. В высоком смысле слова это патриотизм, когда ты понимаешь важность своей будущей деятельности не только для себя и своей семьи, но и для города, в котором мы живем. После этого нужно понять, что ребенок может для того, чтобы реализовать свои желания и свои потребности. Нужно предпринимать шаги, чтобы каждый ребенок нашел свое место в системе профильного обучения. У нас в округе для этого мы создаем специальный центр.Сергей ЛОВЯГИН, директор межшкольного учебного комбината №15:На помощь приходит дополнительное образованиеЧто делать родителям, дети которых учатся в школе, не имеющей нужного им профиля обучения? Ребенок не хочет уходить в другую школу, его все – классный коллектив, школьная атмосфера, учителя – устраивает, кроме профилей обучения. Стандартное решение этой проблемы – учащийся тратит свое основное время на ненужные ему профильные предметы, а вечером мотается по репетиторам, расходуя и силы, и семейный бюджет, а ведь государство гарантировало бюджетные средства на углубленное изучение предметов для каждого школьника.Система дополнительного образования имеет развивающий характер, тогда как школа не формирует мотивацию к науке и технологиям. Система дополнительного образования должна быть сориентирована на то, чтобы формировать у ребенка потребность в естественно-научных дисциплинах и технологических специальностях, нужен родительский запрос на организацию тех кружков, в которых мог бы заниматься их ребенок. Но если школа маленькая, то кружок не откроется, поэтому хорошая школа должна быть большой, чтобы работать на всех детей.Мне кажется оптимальной модель межшкольного Центра сетевого учреждения. Чтобы решить эту проблему, в Центральном округе на базе МУК №15 создан межшкольный Центр профильного обучения, в котором каждый желающий школьник может пройти профильное, углубленное обучение по необходимым для него предметам, не переходя из своей родной школы. Четыре дня в неделю учащийся ходит в родную школу на базовые предметы, а два раза в неделю учится профильным предметам в Центре профориентации и профильного обучения «Полигон Про». Таким образом, у старшеклассника будет сформирован индивидуальный учебный план. При этом чтобы сэкономить время, государственные средства и здоровье ребенка, школа должна скомпоновать профильные часы учебного плана в расписании в два учебных профильных дня и передать часть государственного бюджетного норматива в объеме числа часов и учащихся тому учреждению, в котором в эти часы учащийся получает углубленное обучение на профильном уровне. Тогда ребенок будет освобожден от углубленного изучения ненужных ему предметов, получит нужный ему профиль, а семья сможет сэкономить семейный бюджет. И это притом что профильное обучение в центре «Полигон Про» будут вести хорошие вузовские специалисты, поскольку он сотрудничает с ведущими вузами столицы. Они обеспечат не только отличную сдачу ЕГЭ, но также подготовку к предметным олимпиадам, серьезный практикум в естественных науках и непосредственное знакомство с вузами и будущей профессиональной деятельностью. Здесь же, на базе центра, у учащихся из разных школ уже сегодня есть возможность реализовать то, что заложено на перспективу в новом образовательном стандарте, – индивидуальный проект, так как для этого есть хорошее оборудование, материалы и высококвалифицированные кадры, и все это доступно за счет бюджетных средств.
Комментарии