Выбор будущей профессии серьезно волнует выпускников школ и их родителей. В педагогике появилось новое понятие «профессиональное самоопределение». Что стоит за этим понятием? Какие новые формы и модели профориентации школьников используются в образовательных организациях области? Об этом мы говорим с заместителем директора по научно-методической и инновационной деятельности Регионального центра мониторинга и развития профессионального образования Иркутской области Ольгой Геннадьевной КОНДРАТЬЕВОЙ.
– Иркутская область – крупный, значимый промышленный регион Российской Федерации, для инновационного развития которого требуются высококвалифицированные кадры. Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор – центральное звено в подготовке кадров для инновационной экономики. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и в наиболее сложных ситуациях, требующих от него организации самозанятости.- Кто непосредственно занимается профессиональным самоопределением молодежи?- В настоящее время оказание услуг по сопровождению профессионального самоопределения в Иркутской области осуществляется центрами занятости населения городов и районов Иркутской области, подведомственными учреждениями Министерства труда и занятости Иркутской области; Молодежным кадровым центром и муниципальными кабинетами профориентации, подведомственными учреждениями Министерства по молодежной политике; негосударственными профориентационными организациями. Начиная с 2013 года в Иркутской области работает федеральная экспериментальная площадка федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» (ЭП).- Иркутская область занимает огромную территорию. В каких непосредственно районах будут работать экспериментальные площадки?- Среди базовых территорий экспериментальных площадок Боханский район, муниципальные образования – город Зима, город Братск, город Черемхово. В этих территориях начата работа по координации профориентационной деятельности, развитию межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия. Формируются системы муниципальной работы соответствующей направленности, включая программы, планы, системы мероприятий, управленческий мониторинг. Кроме того, в Иркутской области действует сеть региональных инновационных площадок, утвержденных распоряжением Министерства образования Иркутской области от 18 апреля 2014 года №374-мр «О присвоении статуса региональной инновационной площадки». В 2014 году в Иркутской области создан совет по профессиональной ориентации.- Какую роль в развитии профессионального образования, в повышении престижа рабочих профессий играют профессиональные конкурсы?- У нас существуют многолетние традиции конкурсов профессионального мастерства для студентов профессиональных образовательных организаций. В последние годы в области активное развитие получает международное движение WorldSkills International, объединяющее конкурсы профессионального мастерства для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также для их наставников. Организацией и координацией соответствующей деятельности занимается специально созданная лаборатория государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования».- Огромную роль в профессиональном становлении молодежи играет практическая отработка навыков, без работодателей в этом вопросе не обойтись…- Крупнейшие предприятия-работодатели области (авиастроительная корпорация «Иркут», открытое акционерное общество «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», открытое акционерное общество «Иркутскэнерго» и др.) разрабатывают и реализуют, в том числе в партнерстве с общеобразовательными и профессиональными организациями, собственные корпоративные модели профессиональной ориентации, органично включенные в общую кадровую политику организации и нацеленные на формирование у обучающихся ранней лояльности к фирме.- Как бы вы охарактеризовали подходы к профориентационной работе Иркутской области?- В целом подход к построению профориентационной работы, реализуемый в масштабах Иркутской области, муниципальных образований и отдельных организаций, традиционно ориентирует ее на сопровождение конкретного профессионального выбора, а не на формирование субъекта выбора. Однако такой подход становится все менее эффективным в условиях растущей динамики развития технологий и неустойчивости общей экономической ситуации. Любые кадровые прогнозы оказываются в той или иной степени ошибочными. С большой долей вероятности сегодняшним школьникам предстоит работать совсем не по тем профессиям и специальностям, которые в настоящее время являются востребованными. В связи с этим детей и молодежь нужно не подталкивать к выбору конкретных профессий и специальностей, востребованных сегодня, а готовить к самостоятельному и ответственному выбору, который они должны неоднократно осуществлять на протяжении своей жизни, с учетом постоянно меняющейся ситуации, а также к возможной самозанятости.- В чем вы видите главную задачу этой системы?- Прежде всего это эффективная подготовка детей и молодежи региона к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории с учетом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе.Ведущим субъектом, осуществляющим управление региональной системой сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области, является Министерство образования Иркутской области, работающее в тесном межведомственном взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Иркутской области. Работу по организационно-техническому сопровождению выполняет специально созданное специализированное подразделение – Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» – Центр профессионального самоопределения и карьерного развития.- Ольга Геннадьевна, каковы приоритетные направления работы центра?- Приоритетными в работе центра являются координация и методическая поддержка разработки современного программно-методического обеспечения профессионального самоопределения детей и молодежи.Только фактыВ 2015 году Министерство образования Иркутской области инициировало разработку Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 г.Иркутская область
Комментарии