search
main
0

И инклюзия, и коррекционная педагогика

​Николай МАЛОФЕЕВ, директор Института коррекционной педагогики РАО: -Среди тех, о ком мы сегодня думаем, тех, ради кого модернизируется образование, определенное число составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями. С сегодняшних высот прежние достижения могут показаться незначительными, но все же следует добрым словом помянуть всех тех, кто создавал в столице систему специального образования. Следует сказать спасибо и тем, кто сегодня работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Москвы. Что касается родителей ребенка-инвалида, который в силу состояния своего физического или психического здоровья не мог получить образование, то им любые достижения специального образования не были интересны, а иногда даже вызывали обиду.

Несколько лет назад Москва поставила вопрос принципиально иначе: каждый ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на образование. При этом реализовать его в той организационной форме, которая представляется родителям наиболее желанной – в общем потоке или в специальном образовательном учреждении. Поставленная задача решалась и в ходе реализации городских целевых программ «Столичное образование», «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» на 2008-2009 годы, Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы. Один из важнейших итогов предпринятых усилий – принятие закона «Об образовании лиц с ОВЗ в городе Москве». 28 апреля этого года произошло событие, которого российские специалисты и родители ждали ровно сто лет. Впервые законодательно закреплена сложившаяся практика работы с детьми-инвалидами. Закон призван урегулировать отношения, связанные с реализацией права детей с ОВЗ на получение образования любого уровня и направленности (в соответствии с возможностями и способностями). Существенно расширяется круг социальных гарантий и услуг для москвичей с ОВЗ. В новых благоприятных условиях уже не часть из них, а большинство смогут не только социально адаптироваться, но и самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Говоря простым языком, жить максимально самостоятельно, не нуждаясь в опеке, при желании и соответствующих способностях продолжить образование, найти свое место на рынке труда, стать полноправными гражданами. Разумеется, реализация закона возможна при наличии достаточных бюджетных средств. Правительство Москвы, несмотря на экономические сложности последних лет, решение приняло. Очень хочу надеяться, что почин Москвы станет примером для других субъектов Федерации. Необходимо назвать те направления, в которых Москва задает тон. Это, во-первых, ранняя помощь. Специалистам давно известно, что ранняя диагностика, раннее выявление, ранняя коррекция обеспечивают поразительные результаты. Однако длительное «деление» ребенка по ведомственному признаку (до 4 лет о нем заботятся медики, после 4-х – педагоги), традиционная позиция родителей (первые 3-5 лет лечим, потом думаем, как учить) не позволяли реально изменить практику. В последние годы ситуация начала меняться к лучшему, ныне в Российской Федерации действует немалое число центров ранней помощи, тем не менее Москва остается лидером. Примерно седьмая часть от общего числа названных центров действуют в столичном регионе. Безусловно, столь очевидный прорыв свидетельствует и о тесном партнерстве департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения, и об изменении родительской психологии. Ломается порочная традиция, формируется родительская культура. Семья начинает понимать, как важна на ранних этапах жизни их малыша помощь педагога и психолога. Развитие службы ранней помощи сократит число детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по достижении школьного возраста не будут нуждаться в специальном образовании и без дополнительной поддержки смогут учиться в общем потоке. Другой приоритет Москвы – интегрированное обучение, инклюзия. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ученика с ограниченными возможностями здоровья, в том числе степени его интеграции, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Сегодня у инклюзивного образования немало сторонников, тем не менее не стоит забывать, что для многих детей подобная организационная форма образования нецелесообразна, а для кого-то и невозможна. Вместе с тем мы убеждены: интегрированное обучение – магистральный путь для большинства детей с ОВЗ. Москва смело пошла по пути организации инклюзивных дошкольных учреждений и школ. В каждом административном округе столицы есть детские сады и школы, реализующие в своей практике принципы инклюзивного образования. В новом учебном году их количество возрастет до 186. Опыт столицы представляет большой интерес для всех субъектов Российской Федерации. Городская научно-практическая конференция «Равные возможности – основа социальных отношений» приняла итоговую резолюцию, зафиксировав взвешенное решение: «Приоритет интеграции не означает отказа от системы специальных образовательных учреждений». Попутно замечу, в рамках развития инклюзии специальный детский сад или школа должны взять на себя функцию ресурсного центра по оказанию методической помощи педагогам и воспитателям общеобразовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное образование. Вызов времени не в решительной смене принципов, методов и методик обучения, наша страна обладает уникальным научным дефектологическим наследием, которое продуктивно разрабатывается и сегодня. Проблема в ином: необходимо понять не КАК, а ЧЕМУ и для ЧЕГО учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда мы обязаны дать выпускнику с ОВЗ набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо. Третье направление, в котором работу Департамента образования можно признать весьма продуктивной, – подготовка и переподготовка кадров. Инклюзивному учебному заведению нужен компетентный педагог. Замечу, к широкому внедрению инклюзивного образования Москва, в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, начала готовиться загодя. В 2000-2001 учебном году на базе МИОО Департамент образования открыл кафедру интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях. Преподаватели этой кафедры – ведущие научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО. Напомню, интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья почти 20 лет одно из научных приоритетов деятельности института. В первый год число курсантов на кафедре МИОО составило 50 человек, в минувшем учебном году – 498. Всего же смогли повысить свою квалификацию в области специальной и коррекционной педагогики 2,5 тысячи педагогов общеобразовательных учреждений. Успех, как, впрочем, и неуспех, инклюзии в значительной мере зависит от компетентности воспитателя, учителя, администратора общеобразовательного учреждения, принимающего ребенка с ОВЗ. Уверен, решить масштабную задачу помогут ИКТ. Президентская программа внедрения ИКТ в сферу образования изменила образовательное пространство. Все столичные общеобразовательные и специальные школы компьютеризированы, подключены к сети «Интернет». Отрадно, что усилия Департамента образования направлены на развитие новых форм образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. НИТ позволяют осуществлять и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, и консультирование педагогов дистанционно. Интегрированное обучение, инклюзия способны в относительно короткий срок изменить отношение нашего общества к инвалидам, к детям с ограниченными возможностями здоровья. Во многом способствовать тому может и должно педагогическое сообщество. Совместное обучение открывает новые возможности для формирования в обществе культуры толерантности. Не менее желательна организация «Всеобуча для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Родители нуждаются в получении знаний о проблемах своего ребенка, о возможных способах их разрешения. Департамент издал сборник для родителей «Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья», хотелось бы, чтобы издание пособий подобного рода было продолжено. Кризисы и риски – это школьные учебники. Инклюзивная форма образования заставляет пересмотреть наши представления об учебнике для детей с особыми образовательными потребностями. По действующему нормативу, в классе могут оказаться как минимум три таких ученика, следовательно, у педагога на столе должно быть 4 урочных плана, 4 учебника! Инклюзия требует иного, иначе организованного учебника. И это не адаптированный учебник массовой школы, например, не его перепечатка крупным шрифтом для слабовидящих. Это принципиально иной отбор и построение текстов, иной изобразительный ряд, иные формы помощи и вопросов и многое-многое другое. Создание модели интегрированного учебника для инклюзивного учебного заведения задача первоочередная, и здесь учителям приходится рассчитывать на помощь профильных научных центров и столичных педагогических вузов. Ученый совет Института коррекционной педагогики РАО высоко оценивает работу Департамента образования, окружных управлений образования, администрации и педагогических коллективов образовательных учреждений столицы, сделавших все, чтобы в столичном регионе была сформирована и успешно действовала система образовательных услуг, оказываемых семье и ребенку с ограниченными возможностями здоровья начиная с самого раннего возраста.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте