Все чаще в последнее время мы, преподаватели музыки, музыкальные руководители, руководители детских театральных коллективов, стали обращаться в своей работе к жанру мюзикла.
За модный материал беремся с энтузиазмом, думая, что вот сейчас найдем или сделаем аранжировку, выучим с детьми музыкальный материал, поставим танцы, родится режиссерский ход – и мюзикл готов. Но как только приступаем к репетициям, вместо моста к премьере почему-то все время вырастают стены – толстые, кирпичные, а порой и бетонные: дети отдельно музыкальный материал исполняют прилично, отдельно танцы выучили, над созданием образов поработали ой как хорошо, а когда приходит пора соединить все, чем юные артисты занимались с педагогами, результата нет. Просим получше петь – поют, но пропала пластика, просим сыграть ярче актерски – не хватает дыхания, пропадают вокал и дикция и так далее по замкнутому кругу.Педагоги в результате решают показываться (о ужас!) под «плюс», или заставляют детей петь в кричащей манере, принося этим физический вред, или показывают мюзикл в концертном исполнении, а то и вовсе отказываются от постановки коварного жанра.А те, кто «ищет и всегда найдет», приходят в клуб «Дети – театр – образование» в мастерскую музыкального театра, чтобы найти ответы на непростые вопросы.Гостеприимная школа №875 (директор Ирина Козлова) второй год подряд дает приют московским педагогам для встречи друг с другом, творческого диалога, а также для встречи с приглашенными звездами и детскими музыкальными коллективами. Весной 2011 года такими звездами стали заслуженная артистка России, ведущий режиссер детского музыкального театра «Экспромт» Наталья Тимофеева, а также талантливый педагог школы №626 им. Н.Сац Виктор Баланов и его 4-й класс. Виктор Иванович показал свою удивительную методику работы с классом-труппой, а ребята под аккомпанемент Анны Расцветаевой показали свою музыкально-сценическую работу «Вили-Винки и не только».Мне же в тот год посчастливилось поделиться с коллегами своими наработками по подготовке детей к работе над мюзиклом.Опыт, полученный прошлой весной, очень хотелось продолжить в этом году. А если очень хочется, то…10 марта 2012 года вместе с молодым педагогом Екатериной Инкиной и 25 студийцами «Звуков музыки» (название коллектива заимствовано из чудесного одноименного музыкального фильма) мы в школе №875. Студийцы – дети от 1-го до 6-го класса разных групп 1, 2 и 3-го годов обучения. С ходу, как говорится – с места в карьер, все: и дети, и педагоги, и самые смелые родители – оказались в кругу. Началась разминка, в которой все задания и упражнения были направлены на развитие музыкально-сценических навыков: упражнения на внимание; упражнения на воображение; упражнения для развития дыхания в движении; сюжетная разминка в кругу с ускорением музыки; упражнения на развитие силы, высоты и длительности голоса; эти же упражнения применительно к условиям сценического действия; интонационные импровизации в движении; скороговорки в разных размерах и жанрах; сюжетные скороговорки под музыку; песенки на творческое взаимодействие; театрализованные стихи и песни А.Усачева в исполнении младших; стихи под музыку и видеоряд в исполнении старших; исполнение песен, в которых пение и движение на равных.Итогом первой части нашей встречи стал показ мюзикла «Три поросенка» (по одноименному мультику У.Диснея), после которого были умные деловые вопросы педагогов и ответы на них детей и постановщиков.Подарком заседания клуба «Искусство постановки мюзикла» стала встреча с композитором Александром Ермоловым, автором около 300 детских и не очень детских песен, а главное – автором мюзикла на слова Вадима Добужского «Волк и семеро козлят».Рассказ из первых уст о том, как писали музыку, что такое жанр мюзикла, как над ним работалось, кто и как ставил и исполнял «Козлят», был актуальным и важным, а обаяние и талант Александра Ермолова так завели детей, что как-то незаметно они оказались на сцене вместе с автором.Современное прочтение текста, суперсовременная музыка и аранжировка давно привлекают внимание постановщиков музыкальных сказок. Мюзикл-студия «Звуки музыки» не стала исключением и с большой радостью под аккомпанемент автора и минусовые фонограммы дети исполняли номера мюзикла.Четыре часа нашей встречи пролетели незаметно. Скорее всего, потому, что творческое содружество людей, смотрящих в одном направлении, всегда создает позитивную атмосферу. Разные по возрасту, образованию, опыту работы люди (студенты – выпускники музыкального отделения колледжа «Маросейка», аспиранты Московской консерватории, педагоги дополнительного образования, руководители детских театральных коллективов, учителя музыки) расставались радостно, приобретя свежий взгляд на преодоление педагогических проблем, понимая, что выходной день принес новый импульс для творчества.Ирина СИЗОВА, руководитель мюзикл-студии «Звуки музыки» Центра внешкольной работы «Синегория»
Комментарии