Краснопресненская детская художественная школа была создана в 1935 году. Сегодня она одно из старейших и известнейших детских учебных заведений такого профиля в Москве.
На период существования школа была свидетелем многих замечательных событий в своей внутренней и внешней жизни. Наиболее впечатляющими были дружеские и творческие контакты педагогов и учащихся с известными в стране деятелями культуры. Среди них художники: академики Иогансон, Мухина, Коненков, Герасимов; писатели Ю.Бондарев, А.Барто, А.Алексин; актриса Р.Зеленая, композитор Д.Кабалевский. Интересны и полезны для нас связи с творческими организациями Союза художников, Академией художеств РФ. Важными событиями мы считаем участие педагогов школы в международных конгрессах ИНСЕА при ЮНЕСКО по вопросам художественного образования и воспитания детей и юношества, а также многочисленные встречи в стенах школы с иностранными делегациями педагогов и специалистов изобразительного творчества по обмену опытом работы.Наша школа дает основы классического художественного образования по собственной авторской программе по базовым дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, скульптура, история искусства). В старших классах идет специализация – компьютерный дизайн, графика, текстиль, станковое направление. В школе преподают опытные педагоги. Большинство имеют высшую квалификационную категорию, многие – члены Союза художников России, Москвы, имеют государственные и ведомственные награды.Сложившийся в школе высокий ценз требований к выполнению заданий позволяет выпускникам соответствовать уровню требований художественных вузов города Москвы. В основе учебного процесса и программы школы заложены традиции отечественной художественной культуры, благодаря чему сохраняется высокий уровень знаний, умений и навыков учащихся и их предпрофессиональной подготовленности.Для поступления в школу и выполнения требования школьной программы, обучения в школе, контингент которой в большей степени составляют учащиеся, обучающиеся с первого класса и имеющие базу, позволяющую решать учебные и творческие задачи базовой школьной программы, были созданы подготовительные классы на платной основе, существующие в школе с середины 90-х годов. Эти классы дают возможность детям, увлекшимся изобразительным искусством, в любом возрасте посещать занятия и развивать свои творческие способности.В этих классах занятия ведутся на основе программы для подготовительного отделения, созданной в соответствии со школьной базовой программой, рассчитанной на период обучения с 1-го по 11-й класс.Цели и задачи подготовительных классов – дать возможность детям и юношеству реализовать и по возможности развить способности в области изобразительного искусства. Темы заданий прорабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся, их педагогической и социальной подготовленности, ритма развития творческих способностей и понимания процесса. Учебный цикл подготовительных классов учитывает все эти требования.Учащиеся с различным уровнем способностей и творческого развития могут пройти курс обучения в группах соответствующего возраста (в той же возрастной параллели, что и в общеобразовательной школе). Посещение занятий два раза в неделю (по 3 академических часа) в группах с небольшим количественным составом и одинаковым уровнем подготовленности дает возможность учащимся психологически комфортно себя чувствовать. Прохождение учебной программы ведется последовательно от простого к сложному для выполнения задания. Цикл обучения предусматривает объем упражнений и «подводящих» заданий для развития понятийного аппарата, навыков и умений.Одна из определяющих задач подготовительных классов – закладка основы для дальнейшего творческого развития ребенка и освоения базовой школьной программы.Поскольку школа – значительный элемент в образовательной и культурной инфраструктуре города и округа, школа по пожеланиям и просьбам жителей округа и города проводила занятия с группами слушателей старше 18 лет. Успешное проведение занятий с взрослыми группами на протяжении последних трех лет выявило большую востребованность этой услуги, оказываемой школой.Организация работы на подготовительном отделении в 2009-2010 учебном году строилась следующим образом.Были сформированы 15 классов, в том числе для:- детей 5 лет – 3 класса (общее кол-во детей 21 чел.);- детей 6 лет – 3 класса (общее кол-во детей 42 чел.);- для детей с 1-го по 8-й класс – 8 классов (общее кол-во детей 115 чел.).Для взрослых была создана группа (общее кол-во обучающихся 12 чел.).Учебный план был утвержден в количестве 78 часов в неделю, в том числе:- для детей 5 лет – 9 учебных часов (по 3 часа в неделю на один класс);- для детей 6 лет – 18 учебных часов (по 6 часов на один класс в неделю);- для взрослой группы – 3 учебных часа в неделю.Стоимость обучения в 2009-2010 учебном году составляла:- для детей 5 лет – 1250 руб. в месяц (обучение 1 человека за 3 академических часа в неделю);- для детей 6 лет, детей 1-11-х классов, для учащихся взрослой группы – 2500 руб. в месяц (обучение 1 человека за 6 академических часов в неделю, обучение одного взрослого за 3 академических часа в неделю).Наша детская художественная школа для предоставления платных услуг в 2009-2010 учебном году реализовывала такие программы:- по рисунку, живописи и композиции для подготовительных классов (с 1-го по 11-й класс);- по изобразительному искусству для детей 5-6 лет (дошкольные развивающие классы);- по обучению изобразительному искусству для взрослой группы (старше 18 лет).Подготовительные услуги на платной основе позволяют решать не только учебные задачи, но частично и некоторые финансовые вопросы, которые не всегда можно решить в рамках бюджетного финансирования. Например, до сентября 2010 г. количество учебных часов подготовительных классов составляло 25% от бюджетных, что позволило увеличить статью «Расходы по содержанию имущества школы» на 24% по сравнению с бюджетом. Статья «Прочие расходы» увеличилась на 6% по сравнению с бюджетом. Статья расходов «Основные средства» была увеличена в 1,5 раза. Увеличение по статье «Увеличение материальных запасов» составило более 3%.В 2010 году количество учебных часов в подготовительных классах сократилось в связи с рекомендациями коллегии Департамента образования от 14.01.2010 г. №1/1 «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы» и составило 10% от бюджетных часов.В 2010-2011 учебном году мы сформировали 9 классов, в том числе:- для детей 6 лет – 3 класса (общее кол-во детей 42 чел.);- для детей с 1-го по 8-й класс – 8 классов (общее кол-во детей 76 чел.).Учебный план утвержден в количестве 42 часов в неделю, в том числе:- для детей 6 лет – 12 учебных часов в неделю (по 4 часа на один класс); – с 1-го по 4-й класс – 12 учебных часов в неделю (по 4 часа на один класс);- с 5-го по 8-й класс – 18 учебных часов в неделю (по 6 часов на один класс).Стоимость платных образовательных услуг на 2010-2011учебный год составила:- для детей 6 лет и с 1-го по 4-й класс – 1700 руб. в месяц (обучение 1 человека за 4 академических часа в неделю.);- для детей с 5-го по 8-й класс – 2500 руб. в месяц (обучение 1 человека за 6 академических часов в неделю).Причем в нынешнем учебном году наша детская художественная школа реализует учебный процесс платных образовательных услуг по программам:- для подготовительного отделения по рисунку, живописи, композиции (для 1-8-х классов);- по изобразительному искусству для детей 6 лет (дошкольные развивающие классы).Должен сказать, что сокращение дополнительных платных образовательных услуг существенно повлияло на сокращение расходов нашего учреждения. На основании приведенных выше цифр можно увидеть, что привлечение внебюджетных средств существенно влияет на развитие материально-технической базы школы.В настоящее время существует необходимость увеличения объема дополнительных платных образовательных услуг для повышения качества обучения и охвата большего количества желающих повысить свой культурный уровень. В связи с этим в следующем учебном году мы планируем расширить спектр предоставляемых платных дополнительных услуг в соответствии с запросами общества.Е.ШУЛЯК, директор КДХШ
Комментарии