В канун начала нового учебного года министр образования Москвы Исаак КАЛИНА ответил на вопросы журналистов.
– Есть проблема грамотных взаимоотношений власти и народа. Власть стремится сделать что-то хорошее для народа, я постоянно вижу министров, выступающих с какими-то благими идеями, которые они очень хотели бы реализовать. Народ тоже жаждет реализации этих благих пожеланий. Но между министром и народом всегда стоит некая прослойка, которая называется командой или чиновниками. Вот про вас говорят, что почти всех заменили в департаменте и продолжаете этот обмен, чуть ли не как Петр Первый лично проводите собеседование с теми, кто идет работать в департамент, в окружные управления, в школы, в дирекции. Понятно, что все ваши идеи очень важны, но ведь дело еще и в том, как они будут и будут ли реализованы. Как вы отбираете людей в команду: по тому, что они единомышленники, по тому, что они хорошие менеджеры, по тому, что они очень хорошо знают систему образования и ее проблемы? И если есть потенциально подходящие для работы люди, то какие существуют формы дотягивания до идеала (подготовки, обучения, повышения квалификации) для современных управленцев?
– Первое правило всех людей, которые занимаются отбором персонала, – никогда не называть публично правила этого отбора, потому что тогда претенденты начнут просто пытаться соответствовать этим правилам. Поэтому я тоже не буду раскрывать, чего жду от претендентов. Да, собеседования провожу лично, потому что, во-первых, несу за них ответственность, значит, должен понимать, кто будет решать поставленные задачи. Во-вторых, мне всегда казалось (и я очень благодарен за это своим руководителям по жизни), что эти личные беседы помогали мне, что называется, развиваться. Я не знаю, насколько беседы со мной помогают людям, но не теряю на это надежду. Что касается обучения управленцев, это более конкретный вопрос, мы договорились с Московским городским университетом управления, с мэрией Москвы, которая стала учредителем этого университета, и начали реализовывать для работников департамента, окружных управлений образования очень серьезную программу управленческой подготовки на базе этого вуза. Наверное, мы в ближайшее время и часть директоров школ, особенно директоров больших крупных комплексов, которым нужно решать гораздо больше задач, направим обучаться на этих управленческих курсах при Московском городском университете управления, сейчас набирающих очень большую силу – там произошла смена команды, туда пришли очень опытные, активные люди из РАНХа. Более того, для директоров школ по нашей просьбе на бюджетной основе открыты магистерские программы в Финансовом университете при Правительстве России, Высшей школе экономики. Сегодня к нам обратились некоторые другие вузы города, так как тоже готовы на бюджетной основе принимать на магистерские программы наших директоров. Мы ведем тщательный отбор тех, кого направляем, и надеемся, что сегодняшний директор школы, работник управления, департамента – это хороший педагог, очень хорошо при этом осознающий задачи более высокого порядка, для решения которых, конечно, нужна очень хорошая управленческая подготовка.
– Но тот же Московский городской педагогический университет на экономическом факультете готовит очень грамотных управленцев, да и другие факультеты выпускают отменных педагогов. Однако не секрет, что не все молодые люди после окончания педагогических вузов стремятся пойти на работу в школы. Чем будете привлекать к системе молодых специалистов?
– Замечательный вопрос, я очень рад ему, потому что в Москве введена новая система финансирования, которая дала образовательному учреждению огромную степень свободы и не диктует ему, какому учителю и сколько платить, за исключением определенных законодательством минимумов. Эта система дает возможность самому образовательному учреждению выбирать, какие стимулирующие надбавки платить. При этом под образовательным учреждением мы понимаем всех трех участников образовательного процесса: и учеников, которые входят в управляющие советы, и родителей, и администрацию, и профсоюзную организацию, профсоюзный комитет, которые сами решают, кому и в каком размере выплачивать стимулирующие надбавки. Я очень рад тому, что, наверное, участие учеников и родителей в управляющих советах повлияло на то, что молодые учителя на моих встречах в округах говорят, что теперь получают не непонятную и в чем-то обидную компенсационную доплату за молодость, а стимулирующие надбавки за качество труда. Я рад, что теперь их зарплата во многих школах выше, чем зарплата учителей – моих ровесников. И это понятно, потому что в молодых учителях нынче очень заинтересованы ученики и родители. Сегодня школы Москвы активно переходят на новые информационные технологии, каждый учитель получил за счет бюджета города персональный ноутбук. То, что ИКТ и компьютерную технику школы активно используют в образовательном процессе, сделало молодых учителей по-настоящему, а не по указу мэра конкурентоспособными. Они нужны московской школе, они в самом деле сегодня зарабатывают, а не получают высокие зарплаты на уровне 5055 тысяч. Поэтому привлекать молодых учителей в школы мы будем равными правами в зарабатывании зарплаты, возможностью использовать в своей работе технологии, адекватные этому молодому поколению учителей. Но вообще у нас сегодня другая проблема, заключающаяся в том, что у нас нет вакансий в школах Москвы. Поэтому задачи привлечения молодых – это одновременно задача «отпускания» немолодых педагогов из школы, чтобы у нас были места в школе для молодых педагогов. Но это задача уже другого уровня, чем была два-три года назад.
– Одна из сложных задач, которые решают сегодня директора, – объединение школ. А сколько школ в Москве сейчас объединяются?
– На сайте Департамента расположена вся точная информация, вплоть до адресов школ, которые объединяются, и адресов школ, про которые кто-то пишет, что они объединяются, а на самом деле они не объединяются. Это абсолютно выверенная, достоверная информация.
– Сергей Собянин недавно поручил найти и наказать виновных, которые допустили сбой при проверке работ по ГИА и ЕГЭ. Каковы итоги разбирательства?
– Итоги проведенного анализа происшедшего я изложил в своей докладной записке Сергею Собя-нину. В общих чертах могу сказать, что, конечно же, как всегда, у каждой аварии есть имя и фамилия. Эти имена и фамилии распределились поровну между Департаментом образования и Департаментом информационных технологий – наши коллеги взяли на себя свою долю ответственности за это. Из-за сбоев техники точные результаты поступили к учащимся дня на 2 позже, чем мы могли бы их выдать. Из-за этого никаких задержек с выдачей аттестатов или возможностью поступать в колледжи ни у одного выпускника московской школы быть не может, мы такого не допустим. Более того, все колледжи до 15 августа вели прием учащихся. При этом я хочу сказать, что Москва единственный город, который взял на себя задачу именно технологично обеспечивать ГИА результатами. Во всех городах это чисто бумажная работа. Мы не откажемся из-за произошедшего сбоя от этой технологии. Единственное, мы договорились с Департаментом информационных технологий: в следующем году они всю технологическую часть возьмут на себя, так как у них ресурсов для этого гораздо больше. Я уверен, что никаких сбоев больше не будет. Мы не раз принесли извинения нашим девятиклассникам, но уверены, что никакого влияния на их дальнейшую судьбу задержка выдачи точных результатов не может оказать, что называется, по определению.
– А как сложится судьба тех 142 выпускников 11-го класса, которые остались без аттестатов?
– Это, конечно, на наш взгляд, большая неприятность для ребят. Но получить две двойки на ЕГЭ и не пересдать их – особая стабильность, которая говорит о том, что все-таки, к сожалению, эти выпускники учились очень плохо. Однако это неприятность, но не трагедия, потому что у каждого из них существует возможность на базе своего документа об окончании 9- го класса поступить в колледж и, благодаря тому что у них есть справки, что они обучались в 10- 11-м классе, по индивидуальной сокращенной программе, разработанной вместе с руководством колледжа, получить среднее профессиональное образование в короткие сроки. Кроме того, даже если они не воспользуются этим вариантом, у всех есть возможность на следующий год еще раз заявиться на единый государственный экзамен и сдать его. Надеюсь, за год они возьмутся, что называется, за ум, более серьезно подготовятся и получат аттестат в следующем году.
– Две сложные задачи сегодня есть у системы образования -здоровье и физическое развитие детей. А есть ли для этого соответствующая материальная база? Оборудованные спортзалы, бассейны, стадионы?
– По итогам прошедшего года количество бассейнов резко не увеличилось, а вот количество сделанных за прошлое лето спортплощадок увеличилось значительно, возросло и количество межшкольных стадионов. И в этом году мы из программы благоустройства выделили отдельный блок работ по спортивным площадкам, стараемся, чтобы эти спортплощадки были нормальными, соответствующими современным требованиям. С осени прошлого года мы по поручению мэра Москвы Сергея Собянина открыли до 9 вечера наши спортивные площадки, предоставили возможность заниматься на них не только школьникам, но и населению этих микрорайонов. К сожалению, плотность застройки в Москве такая, что большого количества площадок, где можно было бы разместить спортивные сооружения, кроме школьных, нет. Но есть две просьбы к населению: во-первых, пользоваться этой возможностью, во-вторых, обеспечить культуру пользования, потому что, к сожалению, иногда мы сталкиваемся с тем, что взрослые люди оказываются неуважительными по отношению к территориям наших школ. Что касается оборудования спортивных залов, то, к сожалению, не во всех школах оно нас удовлетворяет, поэтому сегодня из программы приобретения оборудования мы стараемся тоже предусматривать деньги и на это.
Комментарии