Еще в древности люди прекрасно понимали, что информация запоминается гораздо лучше, если преподнести ее вместе с вкусной едой и напитками. Собственно, само слово «симпозиум» в переводе с древнегреческого означает «совместная трапеза, пиршество». Памятуя об этом, в Московском государственном психолого-педагогическом университете решили организовать пресс-завтрак – встречу руководства вуза и завкафедрами с журналистами, дабы рассказать им о своих достижениях, наработках и планах на будущее.
Как заявил первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, реализация любой, даже самой передовой инициативы в конечном счете упирается в кадры. Каким бы прекрасным ни был ФГОС последнего поколения, чтобы внедрить его в жизнь, нужны грамотные педагоги. Которых как раз здесь и пытаются готовить в рамках проекта модернизации высшего педобразования. Напомним, что университет является основным координатором этого проекта, и ему есть чем поделиться с другими учреждениями. – Нам удалось в сотрудничестве с вузами-партнерами разработать новую методологию и принципы проектирования программ педагогов, – отметил Аркадий Марголис, напомнив о необходимости расширять набор компетенций, обеспечивающих успешность выпускника, школы.Однако руководитель Центра нейрокогнитивных исследований МГППУ Татьяна Строганова настроена довольно скептически по отношению к некоторым новомодным веяниям. По ее мнению, не следует сотворять себе кумира из компетенций, пытаясь заменить ими старые добрые ЗУНы.- К какому врачу вы предпочтете пойти – к тому, кто хорошо знает, что и как лечить, или к другому, который прекрасно работает в команде, умеет себя презентовать, быстро находит общий язык с людьми? – спросила она присутствующих. – А какого сантехника вы пригласите – того, который вам гарантированно заменит трубу, или того, который разговаривает на нескольких языках, умеет искать информацию в Интернете, обладает высоким уровнем математической грамотности? Все это говорит о том, что на первом месте у любого профессионала должны быть все-таки знания, а остальное вторично, хотя тоже очень важно. Поэтому школе так важно развивать прежде всего именно предметные, а уже потом метапредметные навыки.Татьяна Строганова рассказала о том, чем занимается коллектив ее центра. Сейчас во всем мире наблюдается заметный всплеск интереса ко всему, что связано с работой человеческого мозга. Ученые из МГППУ участвуют в довольно любопытных исследованиях, связанных с изучением интуиции. Оказывается, этот процесс вовсе не обязательно целиком сводить только к «божественному озарению», здесь работают те же научные закономерности и процессы, что и везде. Также есть серьезные подвижки в плане изучения проблем лечения и реабилитации людей, перенесших инсульт. В частности, выяснилось, что в течение некоторого периода после кровоизлияния активируются соседние с пораженным участком зоны мозга (так называемая кайма), которые способны взять на себя часть утраченных функций. Но это возможно лишь в том случае, если с больным будут проведены интенсивные занятия в рамках курса реабилитации. В противном же случае, увы, само собой ничто не восстановится и нужный момент будет упущен безвозвратно. Старший научный сотрудник Института экспериментальной психологии МГППУ Дмитрий Дивеев поведал о необычных исследованиях, связанных с оценкой индивидуально-психологических характеристик по выражению лица. Но он сразу же заявил, что к физиогномике, признанной лженаукой еще сто лет назад, это не имеет никакого отношения, поскольку все данные получены в ходе научных экспериментов и подтверждены независимыми коллективами в других странах. Кстати, это тоже очень востребованная на сегодня тема, и ее с удовольствием взяли на вооружение «киношники» (вспомните хотя бы американский телесериал «Обмани меня», у главного героя которого есть реальный прототип – профессор психологии Калифорнийского университета Пол Экман, полжизни изучавший, как наша мимика отражает наш внутренний мир). – При встрече с незнакомым человеком мы обычно смотрим ему в глаза, в лицо, – сказал Дмитрий Дивеев. – И, как выяснили ученые, нам достаточно 200-300 миллисекунд, то есть одного короткого взгляда, чтобы понять, можем ли мы ему доверять или нет. Что интересно, сколько бы потом мы на него ни смотрели, оценка остается примерно той же.Декан факультета информационных технологий Лев Куравский подтвердил мнение коллеги о том, что взгляд может очень многое сказать о человеке. Оказывается, если отследить движения глазного яблока читающего человека, можно с уверенностью заявить, понимает ли человек смысл написанного, интересно ли ему это, устал ли он и так далее. Подобная методика может стать чрезвычайно полезной, например, при приеме на работу, при собеседовании, сдаче устных экзаменов. – В нашем вузе учится немало людей с проблемами зрения, – сказал декан. – Это особая категория студентов, которым нужен совершенно иной подход в плане преподавания, донесения материалов, проверки и закрепления знаний. Но, как показывает практика, они обладают хорошей памятью и более развитым пространственным и абстрактным мышлением, а значит, им лучше даются математика и информатика. Поэтому из них выходят отличные программисты, которые имеют гарантированное трудоустройство на выходе из вуза. Лев Куравский также рассказал о последней разработке его факультета – адаптивном тренажере по математике, который помогает подобрать развивающие задания в строгом соответствии с уровнем знаний учащегося. Ведь если сильному ученику предложить легкую задачку, ему будет скучно, а если слабого заставить решать сложный пример, это отобьет всю охоту к изучению предмета. Но если в обычной ситуации педагог решает, кому что задать, то здесь все происходит автоматически, по результатам тестирования, в ходе которого вы сами получаете представление, что и где у вас хромает и каким образом это можно исправить. Такой тренажер особенно важен в условиях постепенного и неуклонного снижения общего качества математического образования в школах, доказательством чему служит банальное сравнение заданий, которые давали учащимся лет 30-40 назад и дают сейчас. – Образование человека начинается задолго до школы, – напомнила научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова. – Именно поэтому так важно, с чем играют наши дети. Всевозможных игр и игрушек сегодня огромное количество, однако далеко не все из них действительно способны быть полезными в плане развития творческих и познавательных способностей ребенка, а некоторые могут, наоборот, навредить ему. Я даже больше скажу: по-настоящему хорошей продукции такого рода в магазинах не более 20 процентов. И только психолог способен подсказать родителям, что стоит приобрести, а что лучше не брать. Поэтому мы активно работаем с родительским сообществом, но не забываем и о производителях, поскольку те должны понимать, у какого товара есть будущее, а какой не стоит запускать в серию. К сожалению, констатировала Елена Смирнова, на сегодняшний день ценность игры как таковой неуклонно снижается. И если раньше в детских садах было очень много самых разных игрушек, а воспитатели пытались научить ребят самым разным играм, то теперь взрослые все больше и больше стараются усадить их за столы и заняться обучением, то есть подготовкой к школе. Порой прогресс заключается вовсе не обязательно в каких-то невероятных открытиях, а уже в том, что люди просто начинают что-либо понимать, осознавать всю важность той или иной проблемы. Таково мнение директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светланы Алехиной. – Инклюзия – процесс очень динамичный, тут все постоянно меняется, – заявила она. – И те решения, которые были предложены несколько лет назад, сегодня могут оказаться уже устаревшими, хотя в свое время они по праву считались передовыми. И принципиально неверно сводить проблему к одной лишь доступности образования. Да, формально мы можем сделать так, чтобы школы приняли всех детей-инвалидов. Но что с того? Ведь мало сделать пандусы, нужно еще и обучить педагогов, адаптировать не только учебники и программы, но и саму среду, инфраструктуру, сделав ее комфортной для особых категорий детей. И хотя, по документам, в нашей стране к 2030 году все учреждения без исключения должны стать инклюзивными, мы только сейчас начали задавать себе правильные вопросы. А искать на них правильные ответы еще только предстоит…
Комментарии