search
main
0

И химику нужен компьютер

​Приходя в школу, молодой специалист сталкивается с множеством проблем: он ощущает собственную несостоятельность, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, боясь что-нибудь не успеть, забыть, упустить. Когда я пять лет назад пришла в школу, то столкнулась с похожими трудностями. Да к тому же наблюдается падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и соответственно к химии как учебной дисциплине. Словом, было много вопросов, которые мне необходимо было решать.

Моя задача состоит в том, чтобы ИКТ органично вплетались в мою деятельность как учителя химии, чтобы информационные технологии стали неотъемлемой органичной частью моих уроков. В моем классе компьютер появился с самого первого дня моей работы. В течение пяти лет я собираю крупицы педагогической мудрости, ищу формы, методы, приемы использования ИКТ, которые помогли бы сделать обучение химии более эффективным, осуществить личностно ориентированный подход в обучении, добиться высокого уровня формирования и развития познавательной компетентности моих учеников при изучении такого трудного предмета. У каждого ребенка своя образовательная траектория, составляя которую я учитываю индивидуальные особенности школьника: темп работы, уровень познания, владение монологической речью. В связи с этим я подбираю индивидуальные задания каждому ученику. Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютерные технологии стали моим эффективным помощником. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Виртуальная лаборатория по химии позволяет компенсировать этот недостаток. Что самое интересное, не имея ни одной пробирки, ни одного химического вещества, в рамках программы можно проделать опыты. Для этого есть помощник, который подсказывает шаг за шагом действия ученика и указывает на его ошибки. До начала эксперимента ученик должен пройти тест на знание ТБ. Очень хорошо показаны изменения, происходящие в эксперименте, которые можно виртуально сфотографировать и сохранить в рабочей тетради.Большое воспитательное значение имеют экскурсии. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. С ребятами мы проводим предварительную разъяснительную работу, а затем коллективно обсуждаем увиденное. Например, в 2010-2011 учебном году мы с учащимися 9-го класса посетили ЦВТ «ХимРар» спустя несколько недель после визита туда Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Учащиеся своими глазами увидели, как осуществляется полный цикл доклинической и клинической разработки новых лекарств и лекарственных соединений, начиная с синтеза новых молекул и заканчивая выпуском новых лекарственных препаратов. Итогом этой поездки стала проектная работа «Химия и медицина», а четверо учащихся укрепили свое желание посвятить себя в будущем химии и медицине.Я также уделяю большое внимание проектной деятельности учащихся. В этой сфере деятельности я выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Мой ученик (теперь уже выпускник школы) очень долго не мог определить, какую тему проекта выбрать. В этом случае мне помогло взаимодействие с классным руководителем, которая сообщила, что мама моего ученика долгое время работа в ГОХРАНе России. Тема проектной работы напросилась сама собой – «Золото». Что самое приятное, мама также оказалась вовлечена в проектную работу своего сына – выступила в роли консультанта и помогла нам с литературой. Работа получилась объемной, очень познавательной и красочной, а выступление моего ученика перед учащимися седьмого класса произвело фурор. После этого я от них только и слышала: когда наконец начнутся у них уроки по химии? Проектную деятельность я также включаю и в работу кружка по химии. Здесь мне огромную помощь оказывает цифровая лаборатория «Архимед». Очень занимательно проводить химические эксперименты XIX-XX веков с использованием современного оборудования.С недавнего времени я стала включать в свои уроки умные и познавательные видео «Smart videos». Например, на уроке «Алюминий» я демонстрирую готовый фильм «Полет внутрь алюминия» (smartvideos.ru). В ходе работы мы с ребятами постепенно погружаемся в кристаллическую решетку алюминия.Не секрет, что качественное образование – залог качественной, современной экономики страны. Поэтому каждый день я стремлюсь найти что-то новое, интересное и поделиться этим со своими учениками, вместе с ними пережить радость открытия. ИКТ-компетентность молодого педагога позволяет ему создать условия для расширения возможностей профессионального общения, развития и обмена опытом, признания творческих достижений, позволяет реализовывать эффективные и успешные образовательные практики.В.СОКОЛОВА, учитель химии школы №414

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте