search
main
0

И грянул гром… Образовательный аукцион с очевидным финалом

Иван МЕЛЬНИКОВ, депутат Государственной Думы РФ: Лучшая в мире советская система образования еще работает, еще не разрушена, ее еще можно уберечь. Нам удалось блокировать возможность распродажи вузов, когда правительства Егора Гайдара, Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко предлагали массовую приватизацию. Мы отстояли государственные гарантии равнодоступности, бесплатности и высокого качества образования. Более десяти лет мы вместе с Профсоюзом работников народного образования и науки удерживали для отрасли налоговые и другие льготы, увеличивали финансирование образования из государственного бюджета. Хорошо, что это удалось. Но плохо, что работники образования успокоились, словно меч коммерции не может быть занесен над сохранившейся системой социальной поддержки и гарантий. Давно известно: пока гром не грянет… И вот он грянул.

Под предлогом того, что чисто технически нужно приводить законодательство в соответствие с Бюджетным и Налоговым кодексами, а также с административной реформой, Минфин РФ вынес на заседание правительства пакет изменений и дополнений, который создает картину катастрофы для любого, кто понимает, что дело вовсе не в «технике».

Из образовательного законодательства правительство предлагает вычеркнуть все нормы, связанные с государственными обязательствами. Оно отказывается от Федеральной программы развития образования и всех норм ключевой статьи 40 Закона «Об образовании», в которой говорится о госгарантиях приоритетности образования. Если раньше государство законодательно гарантировало ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, то теперь оно может отказаться от этого обязательства. Если раньше оно гарантировало защищенность расходных статей на образование, размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений, а также ежеквартальную индексацию в соответствии с темпами инфляции, то теперь может этого не делать. Если раньше образовательное учреждение освобождалось от уплаты всех видов налогов, в том числе от платы за землю, то теперь государство хочет заставить их платить абсолютно за все. Если раньше предприятиям и организациям в соответствии со статьей 40 было выгодно вкладывать средства в образовательные учреждения, то уничтожением этой статьи государство отобьет у них охоту помогать образованию. В проекте нового закона больше не предусматривается возможность создавать фонды развития и поддержки образования. Правительство предлагает отменить гарантированную долю расходов бюджета, направляемую на финансирование высшего образования, – не менее 3%. Оно отменяет норму, гарантирующую количество бесплатных мест в государственных вузах, – не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек. Все эти нормы не просто слова из закона, большинство из них действительно работали. Соотношение 170 студентов на 10 тысяч населения сохраняло доступность бесплатного высшего образования, позволяло из года в год добиваться увеличения количества бесплатных мест. Норма «не менее 3%» помогала добиваться увеличения бюджетных расходов (в 90-е годы – 1,5%, сейчас больше 2,5% выделяется на высшую школу).

Отмена статьи 40 нанесет ощутимый удар по родителям будущих школьников и студентов: больше не гарантируются выплаты госпособий по уходу за ребенком, пособий на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям, инвалидам детства, пособий на детей военнослужащих срочной службы. Отказывая в поддержке системе образования в целом, государство своими экономическими новациями подрывает и без того унизительное материальное положение работников образования. Например, из статьи 54 Закона «Об образовании» правительство выкидывает тезис о том, что минимальные ставки и оклады должны превышать уровень средней зарплаты в Российской Федерации. Из закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» выбрасывается норма о том, что средние оклады для учителей должны быть не ниже средней зарплаты по промышленности, а для профессорско-преподавательского состава – в два раза выше нее.

На практике эти нормы никогда не выполнялись правительством. Сначала власть обещала «соблюдать закон» с 2004 года, потом – с 2006-го. На деле же ситуация только усугублялась: если в начале 2002 года средняя зарплата работников образования была равна 60% от среденей в промышленности, то в конце 2003 года – уже 40-50%. Между тем даже в сложнейшем 1940 году ее уровень составлял 97% от уровня средней зарплаты по промышленности. Очевидно, власти надоели неудобные сравнения, и она посчитала, что проще вычеркнуть эти нормы и привести законодательство «в соответствие» с существующей несправедливостью.

На мой взгляд, правительство пытается ввергнуть систему оплаты труда бюджетников в административный хаос. В результате разграничения полномочий все образовательные учреждения будут разделены на три типа с финансированием исключительно со своего уровня – государственного, регионального или муниципального. Гарантии минимальной зарплаты останутся только для работников учреждений федерального подчинения. Единое образовательное пространство фактически будет разбито на число субъектов РФ, и в каждом регионе финансирование будет осуществляться в соответствии с возможностями местного бюджета. Что это за возможности, догадаться несложно. При этом дефицит нижестоящего бюджета больше не будет компенсироваться из вышестоящего для обеспечения федеральных норм оплаты труда. В результате мы получим не только беспрецедентное расслоение среди работников образования по уровню зарплаты, но и одновременно резкое снижение уровня оплаты труда почти повсеместно. Стоит заметить, что работники госучреждений не смогут чувствовать себя спокойно: из законодательства удаляется норма об обязательном согласии органов местного самоуправления на передачу в их ведение государственных образовательных учреждений. Кроме того, власть отменяет для научно-педагогических работников право бесплатного пользования услугами лечебных подразделений вуза и вычеркивает гарантии финансирования из федерального бюджета условий для повышения квалификации.

Наиболее чувствительный удар будет нанесен по сельским учителям. Отныне работники образовательных учреждений сельской местности и рабочих поселков не будут пользоваться правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Логика правительства не просто антисоциальна, она предельно цинична: мы гарантий не даем, условий не обещаем, хотите учить – учите, но в темноте, в холоде и лучше за свой счет. Вдобавок правительство планирует вовсе отменить Закон «О социальном развитии села», где установлена 25-процентная надбавка к зарплате сельской интеллигенции и других бюджетников, а также предусмотрены меры поддержки молодых специалистов. Изменения и дополнения в образовательные законы вообще приведут к тому, что понятие «социальные льготы» превратится в «иные меры социальной поддержки».

Новая редакция статьи 50 Закона «Об образовании» исключит для обучающихся и воспитанников государственного или муниципального учреждения действующие нормативы – стипендии, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте. Полностью лишатся права на бесплатный проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты государственных и муниципальных вузов. А ведь это право и так давалось только раз в год. Зная, что стоимость авиабилетов в два конца, например, на Дальний Восток приблизительно равна 800 долларам, правительство уверенно предлагает студентам и аспирантам платить такую сумму или выбирать себе вуз только по месту жительства. При этом новый министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко уже говорит, что единый госэкзамен «улучшит доступ ребят из дальних районов к высшему образованию». Эти ребята даже до Москвы не доедут, а если и доедут, то жить им здесь будет не на что. Государство отказывается от доплаты на питание студентам очной формы обучения государственных и муниципальных вузов. Оно предлагает убрать из статьи 51 Закона «Об образовании» государственные компенсации роста инфляции при расходах на питание и охрану здоровья обучающихся. Кроме того, из законодательства исчезают обязательства государства по финансированию студенческих практик. Слова о практиках в законе остаются, но неизвестно, за чей счет они станут финансироваться. Слова «финансируется за счет соответствующего бюджета» в новом законопроекте предлагают убрать. Из обязанностей Минобразования исключается разработка мер по улучшению быта, отдыха, медицинского обслуживания студентов и работников образования. Но этим дело не ограничивается.

Правительство убирает не только отдельные положения законов, но и некоторые законы целиком. Например, о компенсационных выплатах на питание обучающихся, о льготе на проезд на междугороднем транспорте и об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Когда у государства не было денег на поддержку образовательных учреждений, те учились деньги зарабатывать. Сегодня власть лишает их этой возможности. Новая редакция Закона «Об образовании», предложенная Минфином, запрещает образовательным учреждениям иметь свои собственные денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные им физическими или юридическими лицами в форме дара или пожертвования. Исключается из законов право на доходы от собственной деятельности и право на использование собственности для получения дохода. Образовательное учреждение больше не может быть ни арендатором, ни арендодателем. А ведь именно эти средства, получаемые от сдачи помещений в аренду, помогали и помогают многим вузам выживать. Власть не хочет, чтобы деньги от эксплуатации любой недвижимости шли в экономику образования, нет никакой логики в том, что отменяются нормы, разрешавшие сохранять за образовательным учреждением не использованные до конца года, квартала или месяца финансовые средства.

В результате предлагаемых мер серьезно ограничивается экономическая свобода образовательных учреждений. Любая платная образовательная деятельность теперь будет считаться предпринимательской, даже в том случае, когда доходы от этой деятельности пойдут на образовательный процесс. Доход от нее теперь не может быть использован для выплаты зарплаты сотрудникам, для оказания мер социальной поддержки работников и обучающихся. Учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда не может теперь самостоятельно определять размеры доплат, надбавок и премий. Все эти преобразования уничтожат систему образования, она распадется на частицы, запускаемые правительством в вольное плавание рыночного самовыживания.

По новому законодательству учреждения дополнительного образования перестанут считаться образовательными учреждениями, ибо государство отказывает им в финансовой поддержке. Оно отказывается и от гарантий доступности услуг дошкольного образования, одновременно усложняя жизнь негосударственных образовательных учреждений, которые больше не будут пользоваться преимущественным правом на приобретение закрепленной за ними или арендуемой отчуждаемой собственности. Обучающиеся в негосударственных учебных заведениях, аккредитованных государством, лишаются всех имеющихся в законодательстве льгот. Наконец, правительство удаляет из Закона «Об образовании» все слова о содействии созданию и функционированию негосударственных вузов.

Создается впечатление, что государство не только хочет сделать образование платным, но еще и стремится реформировать систему таким образом, чтобы любое образовательное учреждение, в том числе и платное, не смогло конкурировать с коммерческими структурами. Как иначе расценить предложение правительства отменить Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»? Когда у государства не будет никаких гарантий для образования, а сами учебные заведения окажутся в сложнейших экономических условиях, никто не помешает их банкротить. А разрешение на приватизацию можно приравнять к открытию массового образовательного аукциона с очевидным финалом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте