search
main
0

И гений, парадоксов брат… Проект второклассника поддержан Роскосмосом

Вундеркинд – само по себе явление, а братья-вундеркинды – уже феномен, хотя Резниковы любят говорить про свою семью, вырастившую сразу двух юных ученых, как про «абсолютно обычную». Старший, Дмитрий Резников – уже известный нашим читателям (см. www.ug.ru/archive/39077 и www.ug.ru/archive/45544) юный ученый, побеждавший в юношеских и взрослых научных конференциях, еще будучи учеником средней школы. Но его затмил младший брат Миша – мальчик начал заниматься наукой… в дошкольном возрасте. И сейчас второклассник Михаил Резников – обладатель солидной коллекции научных наград и автор проекта, поддержанного Роскосмосом.

В чем сила, брат? В науке!Но сначала все-таки о Диме, с которого эта удивительная история началась.Напомним читателям, что он в свое время предложил идею зубной щетки для космонавтов на МКС, которая бы работала как стоматологический пылесос, что в условиях невесомости очень актуально (пока отходы процесса чистки зубов космонавтам приходится отлавливать). Из разговора с сильно выросшим героем мы выяснили, что идею школьника довели до ума в Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ), и сейчас на щетку уже получен патент, одним из авторов которого значится Дмитрий Резников. В скором будущем, будем надеяться, космонавты смогут проверить ее эффективность.Также Дима занимался изучением влияния классической музыки на улучшение обучаемости. Первая учительница мальчика поддержала, казалось бы, наивный эксперимент Димы – младшеклассники работали на уроках под Моцарта и Вивальди. Тем не менее ребята стали учиться чуть лучше. Вместе с педагогами Резников составил методические рекомендации по использованию музыки на школьных уроках, но, как печально заметил юноша, они, вероятно, пылятся где-то в недрах образовательного ведомства.За прошедшее со времени последней публикации время Дима превратился из застенчивого мальчика во вполне уверенного юношу, получил степень PhDc Американской академии неврологии, сколотил научную группу из кандидатов и докторов наук и поступил на факультет автоматизации и электротехники в Московский государственный строительный университет (МГСУ). Почему именно туда?- Мне оказались ближе не фундаментальные исследования, а прикладные, я хочу видеть, как научные разработки претворяются в реальные вещи, и легче это сделать в техническом вузе, а не медицинском, – пояснил Дима. – В МГСУ я занимаюсь биообратной связью – трансформацией намерений и мыслей человека в электронные сигналы, что позволит вам, например, пожелав выпить чаю по дороге к дому, получить там уже вскипяченную воду. Эти технологии найдут применение в «умных домах» будущего и не только.Интересно, что в вузе в перспективного молодого ученого поверили и дали зеленый свет: сейчас создается научная лаборатория, которой будет руководить Дмитрий Юрьевич. Не частый случай для второкурсника, согласитесь…Теперь кажется, что Миша вряд ли мог устоять перед искушением пойти по стопам брата. Мальчик и вправду признался нам:- Я завидовал Диме и сказал папе «Я тоже хочу заниматься наукой».И тут, несомненно, велика заслуга папы: тот, уже имея опыт поддержки старшего сына, сказал: «Давай подумаем, какую тему для работы тебе выбрать».Почему люди не летают?В итоге шестилетний Миша захотел выяснить, почему люди боятся летать на самолетах. Руководство образовательного комплекса, в который входит Мишин детский сад, согласилось на эксперимент с участием дошкольников: Резников-младший разделил свою группу на две части – тех, кто боялся летать, и тех, кто аэрофобией не страдал. Мальчик сделал логичное предположение – бояться можно только того, о чем мало знаешь, и рассказывал своим одногруппникам об устройстве самолета, аэропорта, о принципах работы двигателей и т. д. Завершилась «программа реабилитации» посещением симулятора полета, где каждый мог заглянуть в кабину и пообщаться с настоящими летчиками. В итоге мальчик смог излечить товарищей от навязчивого страха полетов и выступить по результатам проведенной работы с докладами на нескольких конференциях разного уровня. Так Миша стал первым дошкольником в стране – лауреатом Всероссийской олимпиады школьников и множества других более взрослых соревнований.Когда Миша пошел в первый класс гимназии №1577, он, как и Дима, замахнулся на космос. Мальчик решил исследовать, как стимулировать рост растений в условиях невесомости, – актуальная задача для экспедиций даже на ближайшие планеты. Юный ученый раздобыл себе мощные неодимовые магниты и провел со своим научным руководителем Резидой Раузитовной Хакимовой, которая одновременно является и его классной руководительницей, ряд экспериментов, по результатам которой написал работу «Использование постоянных магнитных полей при выращивании растений». Помогал, как мог, естественно, и старший брат, однако главная роль всегда оставалась за Мишей.Откуда взялась эта тема? Раскрыл нам секрет Дима: идею, как и в его случае, подарила встреча с космонавтами в рамках Всероссийской олимпиады «Созвездие», проводимой в Звездном городке. Покорители космоса, отвечая на каверзные вопросы школьников, рассказывают о многих проблемах своих звездных будней. Так Дима узнал о проблеме чистки зубов в невесомости, а Мишу зацепили жалобы на нехватку зелени и свежих овощей на МКС. Идея же применения магнитного поля для ускорения роста растений родилась после знакомства с неким английским исследованием.- Ученые выяснили, что возле Южного магнитного полюса Земли водоросли растут быстрее, чем у Северного, – тщательно выговаривая слова (что нелегко с выпавшими молочными зубами), серьезно пояснял Миша.В итоге школьник провел дома следующий эксперимент: высадил в 1-й горшок «контрольный» салат, который не подвергался никаким влияниям, под 2-й положил магнит южным полюсом вверх, а под 3-й – северным. Как и предполагалось, салат под воздействием южного полюса рос быстрее и был заметно выше своих «собратьев». Михаил предположил, что и в космосе растения смогут расти лучше под воздействием искусственно созданного магнитного поля.В Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина школьника поддержали, тем более что у российской космобиологии большой опыт в этом направлении. Растения в невесомости наши космонавты стали выращивать еще в 1960-е. Выяснилось, что растения в космосе, в частности, из-за отсутствия гравитации, плохо растут и легко погибают. Однако именно советским космонавтам удалось заставить растения (резушку Таля) зацвести, принести семена и даже вывести в космосе уникальный сорт элитного хлопка. Были проведены и опыты по стимулированию растений с помощью установки «Магнитогравистат», где изучалось ориентирующее действие неоднородного магнитного поля. Его влияние на проростки креписа, льна, сосны, как выяснилось, компенсировало отсутствие гравитационного поля. Тем не менее выращивать растения в космосе (причем совсем небольшую грядку зелени) до сих пор очень хлопотно.Наверное, поэтому консультантом Миши стал научный сотрудник Института физиологии растений имени К.А.Тимирязева кандидат биологических наук Юрий Александрович Сердюков. А после того как работа была признана перспективной для дальнейшей реализации на борту Международной космической станции, консультировать Михаила Юрьевича в дальнейшем предложил Герой России, летчик-космонавт Олег Артемьев. И этот доклад с успехом был представлен на многочисленных конференциях. Из последних – на Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Орбита молодежи» в Самаре, где Михаил был удостоен диплома и специальной премии. На вопрос, не страшно ли ему выступать рядом с «матерыми» учеными, Миша помотал головой:- Нет, это я в первый раз стеснялся, а потом нормально!У работы по влиянию магнитного излучения на растения большие перспективы, если удастся решить проблему транспортировки магнитов на орбиту. Недаром научно-исследовательская работа Михаила Резникова была отобрана госкорпорацией «Роскосмос» как одна из 100 лучших в России. А впереди у мальчика еще одна задумка – исследовать реакцию растений на мысли и действия человека (Дима уже дал брату электроэнцефалограф для экспериментов). В общем, надеемся, обоих братьев ждет большое научное будущее. Во всяком случае, пока Миша себя ни в какой роли, кроме ученого или разве что космонавта, не видит…​Татьяна ЕФЛАЕВА, Надежда БУЙЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте