В век стремительного ритма жизни как-то само собой решилось, что покидать стены школы этаким “скучающим денди” невыгодно. Того и гляди обернется боком легкомысленная рассеянность. И прежде всего в социальной нише провинциального городка, где неумение определиться в жизни ощутимо бьет по карману. Исходя из этого, школы вынуждены вводить образовательную программу допрофессиональной подготовки. О том, что она собой представляет, рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы N4 города Тихвина Ленинградской области Ольга Оленева.
– Несколько лет назад мы пришли к выводу, что ребятам надо давать знания не только по конкретным предметам, но и готовить их к осознанному выбору профессии. Был проведен опрос, и на основе этого составлена образовательная программа допрофессиональной подготовки. Ученики 10-11-х классов получают специальность, которая подтверждается документом, дающим право поступить в вуз сразу на 2-й или 3-й курс или в колледж без экзаменов.
В нашей школе допрофессиональная подготовка идет по четырем специальностям: правоведение, медицина, педагогика, конструирование и моделирование одежды (КИМО). Быть ли очередному классу в данном году, решает анкетирование девятиклассников.
– Занятия ведутся факультативно?
– Есть факультативы и есть учебные часы, включенные в расписание, по ним ставятся оценки в аттестат. Факультативных часов насчитывается от 34 до 136, и это не так уж мало. Их ведут специалисты.
Все без исключения классы проходят практику. Правоведческие – сначала на базе подразделения по делам несовершеннолетних, потом в патрульно-постовой службе, а завершается практика в отделении участковых милиционеров. Ребята прикрепляются к инспектору, ходят с ним по квартирам, работают с подростками, выезжают на совместное патрулирование. Инспектор-куратор в итоге оценивает подопечного.
– Каковы критерии отбора в правоведческие классы?
– Единственное условие – ребенок не должен состоять на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это правило правоохранительных органов, хотя, с нашей точки зрения, для трудных ребят такие классы могли бы стать необходимой профилактикой правонарушений.
Медицинские классы практикуются на базе отделений центральной районной больницы. Ребята работают в травматологии, реанимации, дородовом и детском отделениях, в приемном покое. Дежурят, делают уколы, учатся различать симптомы и проводить диагностику.
Что касается педагогических классов, то здесь практики больше. Прежде всего ее проходят на базе собственной школы. Ни одно мероприятие в начальных классах от игровых перемен до праздников не обходится без участия ребят. Далее – городские оздоровительные площадки, детсады, реабилитационный центр, социальный приют. Наши дети – существенная помощь воспитателям, они приходят к ним с огромным запасом сценариев, игр. В нашей школе есть площадка для ребят с девиантным поведением. Самых ответственных будущих педагогов мы приглашаем туда работать. Разочарованных, судя по статистике, не остается: целый класс (20 человек) ежегодно поступает в педучилище в г. Пикалево Ленинградской области.
– А в Высшую школу милиции?
– Два-три человека, но эта небольшая цифра связана с тем, что мы не проводим отбор по здоровью. Основная масса ребят отсеивается по заключению медкомиссии. Многие из выпускников, отслужив в армии, идут работать в правоохранительные органы. С удостоверением о получении допрофессиональной подготовки они сразу получают звание младшего сержанта.
– Существуют ли программы допрофессиональной подготовки в других школах?
– Да, но не в таком объеме. Педагогические и правоведческие классы есть только у нас. Причем выбор допрофессиональной подготовки не зависит от профильного направления, выбранного ребенком. Он может серьезно заниматься физикой и математикой и проходить обучение в правоведческом классе. Это его желание.
Алексей ВИТАЛИ
Тихвин,
Ленинградская область
Комментарии