Пару дней назад меня в очередной раз спросили о том, что я думаю о ЕГЭ: хорошо это или плохо. Как организатор ЕГЭ с большим стажем решила опубликовать несколько своих мыслей. Буквально по пунктам.
Прежде всего хотелось бы обратиться к родителям будущих выпускников, так как именно они чаще всего задают подобные вопросы.Первое и главное. Дорогие родители, умоляю, не пугайте своего ребенка ЕГЭ! Представьте себе, что ваш ребенок сдал какой-то экзамен не так хорошо, как вам бы этого хотелось. Будете ли вы любить его меньше? Думаю, что нет. Вот это и есть тот важный факт, о котором ваше чадо должно ЗНАТЬ. Говорите ему каждый день о том, что любите, гордитесь, верите в его силы, готовы оказать помощь. Вспомните теорию 4-12 объятий (Вирджиния Сатир). И все будет хорошо!Мысль вторая. Об объективности результатов. Считаю результаты вполне объективными. Во-первых, работу проверяет независимый эксперт. Во-вторых, приблизительно одинаковый уровень сложности предлагаемых вариантов КИМов, охватывающих все основные темы курса. Давайте вспомним традиционные экзамены, которые мы сдавали с вами в школе. Тянем билет – игра в лотерею. Первый билет, как правило, все знали на пятерку, а дальше… по-разному. Отвечаем перед комиссией – влияет личностный субъективный фактор. Нет, лично я сдавала устные экзамены легко, но я никогда не боялась публичных выступлений. В противном случае я вряд ли стала бы педагогом. Возможно, некоторым ребятам даже проще сформулировать письменный ответ. Мои собственные дети прошли через ЕГЭ. Ни по одному предмету у них не оказалось отметки ниже той, которую ставил в четверти педагог. А вот обратное было!Мысль третья. Примитивно или сложно? Так как же на самом деле?В СМИ до сих пор часто звучит мысль о том, что ЕГЭ ведет лишь к натаскиванию и не дает возможности развивать креативность. В первые годы существования ЕГЭ тестовые задания действительно были весьма примитивны. Что мы имеем сейчас?1. Вернули сочинение. Это хорошо. Данный вид работы оценивается в форме «зачет-незачет», что сводит к минимуму возможность недопуска к основному экзамену по русскому языку.2. Из тестов убрали задания с выбором ответа. Есть задания с кратким ответом. Чтобы вписать верный ответ, необходимо на черновике выполнить решение той или иной задачи. Чем же этот вид работы отличается от того письменного экзамена, который сдавали мы? Только способом оформления.3. Насколько я могу об этом судить, появилось много интересных заданий по истории, обществознанию, литературе, требующих умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.4. Экзамен по математике теперь каждый учащийся имеет право сдавать на базовом или на профильном уровне. Для гуманитариев это, конечно, плюс.5. Введена устная часть экзамена по иностранным языкам. Прежде чем впервые работать организатором на подобном экзамене, мы опробовали его на себе. Мне показалось сложнее сдавать экзамен компьютеру, нежели экзаменатору. Но это скорее всего мои субъективные ощущения. Мне живое общение всегда нравилось больше. Ребята же со своей задачей справлялись довольно легко. Предварительно проводятся пробные испытания. Так что с технической точки зрения к экзамену ребята были готовы. Постепенно будут апробированы и введены устные экзамены по другим гуманитарным предметам.Мысль четвертая. Об академической честности и дисциплине. Экзамены надо сдавать честно. Под всевидящим оком камер организатор НЕ МОЖЕТ сделать вид, что не замечает нарушения установленных правил. Все знают, что удаление с экзамена хуже двойки, но некоторые все равно рискуют. Жаль! Нужна ли такая строгость? Приведу пример. Моя дочь сдавала ЕГЭ семь лет назад. Это был год, когда впервые утвердили эту форму аттестации по всей России. Тогда камер в аудитории не было. С экзамена по литературе дочь пришла уставшая и расстроенная. В одну аудиторию с ней попала знакомая девочка, которая постоянно отвлекала ее вопросами. И не какими-нибудь, а именно по содержанию КИМов или по правописанию! На мой вопрос, чем были заняты организаторы, дочь ответила: «Делали вид, что не замечают». Я за порядок однозначно.Мысль пятая. О бесспорных плюсах. Пройдя аттестацию в школе, выпускник может подать документы в пять любых вузов страны.И несколько слов моим коллегам.Случалось наблюдать, как ответственный организатор в аудитории с металлом в голосе и каменным лицом зачитывает инструкцию для обучающихся. Такое впечатление, будто это не стандартная инструкция, а смертный приговор. Понимаю: это не от черствости душевной, а от волнения. Мы, конечно, переживаем за правильность оформления и упаковки документации, соблюдение регламента и за каждого ребенка, который сидит перед нами. Это большой груз ответственности. Но так и хочется от имени детей сказать словами из песни: «Прошу: стань сильней меня, стань ласковей!»Я стараюсь зачитывать инструкцию предельно ровным, спокойным тоном, примерно так, как я настраиваю на контрольную своих, скажем, второклашек.После сверки паспортных данных со списками я не просто указываю экзаменуемому выбранное компьютером место, а для каждого нахожу ободряющее слово:- Ваше место – 2А. Удачи!- Ваше место – 5В. Все будет хорошо!Как-то так!И последнее. Всем.Может быть, кто-то из вас помнит, каким было отношение к экзаменам в советской школе. Это был праздник. Выпускники шли на экзамен в парадной форме, с цветами. Волнительно и торжественно. Как премьера спектакля после долгих творческих мук, репетиций. Учителя готовили нас к экзаменам, но не запугивали ими.Мне хотелось бы, чтобы отношение к ЕГЭ в обществе тоже изменилось.P.S. Иду по улице и не могу понять, почему встречные прохожие смотрят на меня, как на врага. Оказалось, я забыла снять бейджик организатора ЕГЭ.Ольга ЕГОРОВА, учитель школы №185
Комментарии