search
main
0

И это справедливость? Воронежский обком профсоюза продолжает бороться за объективную оценку учительского труда

О проблемах эксперимента по новой системе оплаты труда учителей, в который с 1 сентября 2007 года вступила Воронежская область, наша газета писала уже неоднократно. В очередной раз эта тема поднималась на коллегии Главного управления образования области, посвященной итогам реализации национального проекта «Образование» в 2007 году и ключевым задачам на 2008 год. Выступление председателя Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамары Бирюковой было, как всегда, острым.

Тамара Андреевна заявила: 2007 год для отрасли выдался сложным и напряженным, и связано это именно с введением новой системы оплаты труда (НСОТ). С одной стороны, она направлена на рост фактических доходов учителей, увязку зарплаты и качества работы. С другой – НСОТ противоречит действующему законодательству. Отсутствие фиксированных размеров ставок заработной платы для учителей нарушает положения статей Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства РФ №191 от 3 апреля 2003 года и Единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Несмотря на то, что регионам предоставлено право принимать решения по данному вопросу, пояснила Бирюкова, документы все-таки не должны противоречить федеральному законодательству. По ее словам, между главным управлением образования и обкомом профсоюза до сих пор сохраняются разногласия по правовым аспектам введения новой системы оплаты труда. В частности, профсоюз не может согласиться с порядком формирования базовой части заработной платы учителя в зависимости от количества учеников в классе. Педагоги, особенно в сельской местности, становятся заложниками различных обстоятельств, которые не позволяют формировать классы установленной наполняемости.

Тамара Андреевна отметила, что постановлением администрации области от 29 декабря 2007 года №1219 были внесены изменения в НСОТ: уменьшена зависимость зарплаты учителя от количества учеников, разрешено использование при расчетах показателя средней наполняемости по ступени, доплаты за неаудиторную деятельность перенесены в базовую часть зарплаты. «Все это должно было снизить потерю в зарплате ряда учителей, – отметила она. – Но получилась другая ситуация. Выравнивание повлекло за собой значительное уменьшение заработной платы учителей начальных классов. Пошла масса жалоб, что без предупреждения за два месяца стали снижать зарплаты на две, три тысячи рублей и более».

Бирюкова перечислила еще несколько пунктов, с которыми не согласен профсоюз: при оплате труда учителей в стоимости педагогической услуги (один ученико-час) не учитывается уровень их образования и стаж педагогической работы; сложен расчет стимулирующего фонда; премии учителям распределяются с нарушениями. По словам председателя обкома, к распределению премий не подготовились ни администрация школ, ни профсоюз, ни усиленно пропагандируемые общественные советы. Нет гласности, и в итоге директора творят, что хотят. По информации Тамары Андреевны, в ряде школ руководители образовательных учреждений завучам устанавливают премии по 100-200 процентов, главному бухгалтеру – 200 процентов, а вот за качество и результативность педагогического труда – не более 20 процентов или совсем не устанавливают.

«Из сказанного вывод один, – заявила Бирюкова, – нет сегодня объективной оценки труда учителей». В этой ситуации, по мнению профлидера, администрации области следует подумать о разработке перечней стимулирующих и компенсационных выплат с учетом специфики сферы образования. Ведь сегодня, по ее словам, все брошено на откуп самого образовательного учреждения. И формально созданные общественные советы здесь не помогут, к тому же их участие в установлении заработной платы, в том числе и премий, Трудовым кодексом РФ не предусмотрено. Ведь в статье 135 ТК РФ записано: «Системы оплаты труда, включая доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, премии, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями или локальными актами с учетом мнения профсоюзного органа». «При чем здесь управляющие советы? – с таким вопросом обратилась к присутствующим Бирюкова. – Им без распределения премий есть чем заняться. С введением нормативного финансирования управляющие советы в первую очередь должны заниматься тем, как распределить ассигнования по статьям расходов; какие ставки сделать приоритетными, куда направить полученную экономию; как обеспечить эффективность расходов, если средств недостаточно. Короче говоря, добиваться не только прозрачности финансовой деятельности школы, но и находить возможности для привлечения дополнительных внебюджетных средств».

«Одним словом, – констатировала Бирюкова, – проблем в образовании в связи с введением новой системы оплаты труда не убавилось, а прибавилось. Мы считаем, что НСОТ совершенно неприемлема для малочисленных школ без дополнительного вливания средств. Более 47 процентов учителей получают доплаты из фонда гарантий. Но ведь фонд гарантий не вечен, следовательно, напрашивается вопрос: что в дальнейшем ожидает эти школы? Сокращение, закрытие, слияние классов? Или оптимизация вплоть до их полного исчезновения?» Тамара Бирюкова подчеркнула, что профсоюз и в дальнейшем будет настаивать на внесении значительных изменений в новую систему оплаты труда.

Остановилась Тамара Андреевна и на проблемах индексации заработной платы с 1 февраля. По ее словам, обслуживающий персонал возмущен тем, что люди практически не почувствовали повышения зарплаты на 15 процентов с 1 сентября 2007 года и не почувствуют его и сейчас, так как все поглощается установленной суммой МРОТ в размере 2300 рублей. Учителя выражают претензии по поводу того, что доплаты до этой суммы идут из фонда стимулирования. «Уважаемые руководители, – обратилась к собравшимся Бирюкова, – не будьте вы просто наблюдателями, надо о сложившейся ситуации заявлять громогласно и требовать соответствующего финансирования!»

Значительная часть выступления профсоюзного лидера была посвящена критической ситуации, сложившейся в системе дошкольного образования области. По ее словам, большие опасения вызывают не только ощутимая нехватка мест в детских садах, плохое техническое состояние зданий и слабая материальная база учреждений. По данным соцопроса, проведенного в 2007 году обкомом профсоюза среди работников дошкольных учреждений, 59 процентов из них получают зарплату менее 3 тысяч рублей в месяц, доход ниже прожиточного минимума имеют 87 процентов семей педагогов. И это несмотря на то, что более половины опрошенных работают еще и по совместительству. Тяжелое материальное положение работников детсадов стало причиной того, что обком профсоюза вышел на депутатов Воронежской областной Думы с рядом предложений. К сожалению, заметила Бирюкова, взаимопонимания удалось добиться пока только по одной позиции. В ноябре прошлого года Дума рекомендовала органам местного самоуправления предусмотреть в муниципальных бюджетах средства для установления стимулирующих выплат педагогическим работникам дошкольных учреждений в размере до 1000 рублей в месяц. В декабре 2007 года решение о доплатах работникам детских садов Воронежа городской Думой было принято.

По словам председателя обкома профсоюза, Воронеж со всей ответственностью подошел к решению этой проблемы: предусмотрел доплаты не только педагогам в размере 1000 рублей, но и помощникам воспитателей, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу (в размере 500 рублей), а также бесплатное содержание в садиках детей работников дошкольных учреждений.

Инновация воронежских депутатов была поддержана Борисоглебским и Бутурлиновским районами. Размеры доплат там установлены на уровне тысячи и пятисот рублей. В Каширском и Новоусманском районах педработники будут получать по 500 рублей, обслуживающий персонал – по 300 рублей. В январе – феврале еще в 12 районах – Аннинском, Бобровском, Богучарском, Лискинском, Нижнедевицком, Острогожском, Панинском, Рамонском, Россошанском, Таловском, Терновском и Хохольском – были приняты соответствующие постановления. Доплаты в этих районах будут получать только педагоги. Но если в Острогожском, Россошанском, Хохольском районах размер доплат равен одной тысяче рублей, то в других районах он рассчитывается исходя из наполняемости группы. Из остальных 17 муниципалитетов информация о том, что у них приняты соответствующие постановления, сказала Тамара Андреевна, не поступила. Получается, рекомендации областной Думы не выполняются даже несмотря на то, что при недостаточности средств у муниципальных образований им по итогам первой половины 2008 года предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов. Тамара Бирюкова обратилась к руководителям органов управления образованием с просьбой довести дело до конца. (Однако в марте в обком профсоюза поступило только одно постановление – из Павловского района. Согласно этому документу педработники детских садов будут получать доплату до тысячи рублей, обслуживающий персонал – до 300 рублей. – Прим. ред.).

В заключение Бирюкова в очередной раз озвучила предложение обкома о разработке областной целевой программы по развитию дошкольного образования на 2008-2010 годы. В программу, по мнению профсоюза, необходимо включить следующие разделы: увеличение зарплат всем категориям работников; поддержка дошкольных учреждений и лучших педагогов на конкурсной основе; дополнительное стимулирование молодых специалистов; предоставление работникам льгот по оплате за детские сады; организация целевой подготовки кадров; расширение сети за счет строительства новых детских садов и капитального ремонта уже имеющихся зданий; приобретение оборудования и инвентаря. «Убеждены, – сказала Тамара Андреевна, – что без подобного комплексного подхода проблему не решить!»

Руководитель главного управления образования Яков Львович в своем выступлении на коллегии объявил о том, что теперь зарплата учителей малокомплектных школ будет рассчитываться исходя из средней заработной платы, сложившейся в данном муниципальном образовании в 2006 году. Главным управлением образования уже разработана соответствующая методика. По оценке Якова Львовича, расчеты по новой методике потребуют вливания в отрасль суммы в пределах двухсот миллионов рублей. Относительно дошкольных образовательных учреждений он озвучил такую проблему: несмотря на ощутимый дефицит мест, каждое место у нас используется в среднем только на 60 процентов.

«А что же с другими острыми вопросами?» – спросят читатели…

Через несколько дней на пресс-конференции мы поинтересовались у руководителя главного управления образования Якова Львовича: когда же наконец НСОТ, которая действует в школах с 1 сентября 2007 года, будет введена в рамки закона? Яков Евсеевич ответил: «Мы ждем отраслевых документов по переходу в целом на отраслевую оплату труда… С 1 января 2009 года будем выполнять то, что положено, а пока в рамках комплексного проекта модернизации образования такая система существует…»

Естественно, возникает вопрос: а почему в главном управлении не могут сами разработать необходимую документацию? Ведь, когда областное руководство с головой бросилось в образовательный эксперимент, оно получило не только права, не только федеральное финансирование, но и обязанности. В том числе – обязанность быстро ликвидировать правовые неувязки, чтобы не доводить дело до социальной напряженности. Но этого-то мы пока и не наблюдаем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте