Работа учителя во все времена была напряженной и многотрудной, но в последние годы ответственности в нашей работе намного прибавилось. Я уж не говорю о моральных и нервных перегрузках, связанных с увеличением количества детей «группы риска». Дети с неустойчивой психикой бывают агрессивны настолько, что учителю подчас трудно оградить от них остальных ребятишек. Когда я начинала работать в школе, то на 1000 учащихся приходилось 7-9 неблагополучных семей. И на них можно было влиять даже, например, классным родительским комитетам. А теперь, когда родители спиваются и вымирают, оставляя детей на произвол судьбы, мы учим этих несчастных и перевоспитываем. Пытаемся избавить от тех плохих привычек, которые они приобрели, живя с родителями-алкоголиками. В школе такие дети доставляют немало проблем, особенно молодым педагогам, имеющим мало опыта: психолога-то у нас нет.
Ну и что, если в каждом классе сидят проблемные подростки? Учитель обязан научить всех! Напился школьник дома самогона – виноват учитель: плохо контролирует семью. Один работник милиции (наш бывший ученик), обеспокоенный поведением 14-летней дочери, с претензией сказал мне: «Нет, учителя сейчас ленивые… Раньше каждую субботу для учеников вечера в школе устраивали, дежурили по улицам, помните?!» Я это помню хорошо, но и дети мои, и муж помнят, каково им бывало поджидать вечерами маму у подъезда, а потом, после ужина, опять видеть ее спину, склонившуюся над тетрадями и планами. И годами зарплата оставалась та же. Почему-то всегда вокруг очередного, даже мизерного повышения нищенской учительской зарплаты поднимается много шумихи, а у нас, даже самых больших оптимистов, это вызывает лишь досаду и недоумение. Рост цен опережает всегда эти жалкие шажки правительства. Поднявшаяся недавно волна протестов, связанных с монетизацией, должна заставить все эшелоны власти прийти в движение навстречу человеку-труженику. Хватит играть в реформы, хватит играть словами, хватит плодить олигархов и обманывать трудовой народ обещаниями!
В учительской среде сегодня все чаще слышишь: «Куда бы уйти из школы? Ушла бы и на эту зарплату – тогда хоть смогу с семьей быть».
Немало одаренных молодых педагогов, которые ежегодно проходят в школе педпрактику, так и не пришли к нам работать. Ушли в торговлю, в бизнес, осели в конторах. И моя дочь, закончившая Калининградский государственный университет, тоже поставила печальную точку в нашей учительской династии, начатой моей мамой. А жаль – у Наташи хорошо получалось! Были интересные уроки музыки, сложилась вокальная группа и кружок бального танца. «Мне на нищенскую зарплату не поднять на ноги ребенка», – сказала дочь.
Особенно жаль ушедших в разное время из нашей профессии мужчин. Ведь в них так нуждаются подростки, обделенные в семье отцовской заботой и вниманием.
Учитель должен быть яркой, интересной личностью. Кто против этого? В наш городок часто приезжают немецкие друзья, жившие здесь до войны. Среди них есть учителя. Они спрашивают, как мы проводим отпуска. Да на огородах, отвечаем. «Почему не путешествуете? – спрашивают немцы. – Это так обогащает! Учителю без этого нельзя».
Да мы и сами знаем, что счастливого человека может воспитать и вырастить счастливый наставник.
Ау! Где ты заблудилось, наше учительское счастье?
Нина КОЗЛОВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, Правдинск, Калининградская область
Комментарии