search
main
0

И душа, и тело человека – собственность коллектива Тема “Жизнь и смерть в первобытном обществе”. 6-й класс

Всеобщая декларация прав человека была принята только в ХХ веке. Лишь во втором тысячелетии нашей эры люди осознали: “Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения”. Но ведь к этому человечество шло год за годом, шаг шагом поднимаясь по ступенькам культуры, отказываясь от того, что несовместимо с понятием “человек”.
Прежде чем вы отправитесь в далекое прошлое, вам необходимо дать ответы на следующие вопросы.
1. Назовите то, что относится к понятию “ценности культуры”:
а) все золото мира;
б) богатства Али-Бабы;
в) великолепная машина, дача, квартира;
г) много-много денег;
д) все то, что создано людьми для их блага.
2. Что такое культура?
3. Приведите примеры достижений культуры. Почему их так называют?
4. Всегда ли культура оставалась неизменной? Да? Нет? Почему?
Страшные обычаи. Давайте приоткроем завесу прошлого, заглянем в глубь веков и посмотрим, как в предыдущие эпохи люди относились к самим себе, к своим и чужим правам. Конечно, мы не будем рассматривать, как обстояло дело со всеми известными правами – на это потребуется слишком много времени. Поэтому обратимся лишь к самому важному праву – праву на жизнь. Был ли человек свободен в выборе своей судьбы, было ли у него право на собственную жизнь и смерть в первобытном, античном и средневековом обществах?
Вы знаете, что в первобытном обществе все члены коллектива были равны, все имущество у них было общее, а управлял людьми совет старейшин.

1. Какие правила называются обычаями?
2. Какова роль обычаев в жизни человеческого общества?

Давайте прочитаем об обычаях людей, которые и в ХХ веке продолжали жить первобытно-общинным строем. Заглянем в книгу английского ученого Джеймса Джорджа Фрейзера “Золотая ветвь”.

Путешествие по занимательным страницам

Племя шиллуки
В жаркий полдень под раскидистой кроной тропического дерева отдыхает вождь. Он наслаждается прохладой и тишиной, сон его спокоен. В это время к месту отдыха вождя тихо подходят его соплеменники – старейшины племени. Они с таинственной торжественностью покрывают его лицо и колени куском белой ткани и так же тихо удаляются. Эти метки – знак того, что вождя приговорили к смерти. Проснувшись и увидев их, вождь сразу все понял.
Вскоре наступил день казни. В специально построенную для этого случая хижину вводят вождя, затем его подводят к уже сидящей там молодой девушке и укладывают его голову к ней на колени. Затем старейшины племени в глубокой скорби медленно удаляются, дверь хижины замуровывают, и вождь с девушкой оказываются заживо погребенными в ней.

Народность динка
В долине Белого Нила живет народность динка. Здесь часто бывают длительные засухи, поэтому заклинатели дождя являются очень важными фигурами. Однако несмотря на все почести, которые им воздают соплеменники, ни одному из заклинателей не удалось умереть собственной смертью. Их умерщвление происходит следующим образом. Предчувствуя приближение старости или болезни, заклинатель сообщает своим детям о желании умереть. Услышав просьбу отца, дети передают ее своим соплеменникам, после чего начинается обряд похорон: для заклинателя выкапывают очень глубокую могилу, и он начинает медленно опускаться в нее в сопровождении друзей и родственников. Время от времени торжественное шествие в могилу останавливается, и заклинатель обращается к народу, напоминая ему о счастливых и трудных днях, прожитых вместе, дает советы на будущее. Достигнув дна могилы, друзья и родственники быстро покидают ее, а заклинатель отдает приказ закапывать могилу. Его начинают засыпать землей и песком, а затем он умирает от удушья.
Если вы подумали, что такая участь постигала только вождей или знатных людей, то вы ошиблись. Не своей смертью умирали и старики, дожившие до преклонного возраста. Пожилых людей, переставших быть полезными обществу и не имевших возможности самостоятельно обслуживать себя, близкие уводили либо в лес, подальше от жилья, либо на высокую гору, так, чтобы старик сам не смог вернуться, и оставляли с небольшим количеством еды и питья. Через некоторое время человек умирал от голода и жажды.
Возможность умереть не своей смертью была и у некоторых не вовремя родившихся младенцев, которых умерщвляли собственные матери. Это могло произойти, когда ребенок рождался в период кочевья и до наречения имени.
Отношение к смерти в первобытном обществе. Нам, современным людям, эти обычаи кажутся не просто страшными, а чудовищными. Но вы, конечно, заметили удивительную вещь: люди, обреченные на смерть, относились к этому достаточно спокойно и не сопротивлялись своей участи. Более того, некоторые из них сами выказывали желание умереть. Странно, не правда ли? Почему же люди первобытного общества так спокойно относились к смерти? Почему они не возмущались умерщвлением детей, стариков? Может быть, они были настолько жестоки, что совсем не знали чувства жалости?
Давайте попробуем найти объяснение этим странностям. Мы уже не раз говорили о том, что главной задачей людей первобытного общества было выживание. Однако выжить им было не так уж легко, ведь орудия труда были примитивными. На пути выживания стояли трудности – тяжело было прокормить и защитить всех. Поэтому каждый человек, который не принимал участия в производительном труде, воспринимался как лишний рот, обуза. Пожилой человек был опасен для выживания коллектива, ведь на его содержание уходили силы общества. Опасен был и младенец, имевший несчастье родиться не вовремя: он мешал выживанию других малышей, на которых уже затрачены определенные силы…
Все это так, наверное, подумали многие из вас, но ведь у всех нормальных людей есть еще чувства сострадания, милосердия, любви. Да, конечно же, вы правы. С этой проблемой нам помогут разобраться ученые.
Что узнали ученые. Загадку странного поведения людей, живущих первобытно-общинным строем, психологи и этнографы начали разгадывать со второй половины ХIХ века. Это оказалось непростым делом: члены общины не хотели делиться с чужаками своими секретами. Поэтому исследователям приходилось проявлять максимум такта, терпения, доброты. Многие из них даже какое-то время жили в общине, как, например, знаменитый русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Итак, что же удалось выяснить? Оказывается, полное отсутствие научных знаний у этих людей приводило к особому миропониманию. Человек первобытной культуры верил в возвращение душ. При этом совсем не обязательно, что душа умершего и в следующий раз поселится в теле человека. Она может поселиться в теле зверя, птицы, рыбы, в дереве, цветке и т.д. Впрочем, люди из каждого конкретного рода точно знали, в чьем теле может поселиться душа их умершего родственника. Это животное, растение или любой другой неодушевленный предмет считались тотемом рода. С тотемом были особые отношения. Во-первых, род носил имя своего тотема. Во-вторых, на тотема нельзя было охотиться, его нельзя было есть. Только в крайнем случае, если роду угрожал голод, допускалось поедание тотема. Однако при этом у него обязательно надо было попросить прощения. А как же иначе? Ведь в тотеме живет душа кого-то из умерших родственников, значит, тотем – родное, близкое существо: брат, дядя, сестра, может быть, отец или мать. Наверное, те из вас, кто читал увлекательные романы американских писателей Фенимора Купера и Майн Рида об индейцах, вспомнили о племенах делаваров, семинолов, могикан, ирокезов. А знаете ли вы, что, например, племя делаваров делилось на три больших рода, которые носили названия: род Волка, род Черепахи и род Индюка?
Итак, по представлениям людей первобытного общества, человек не умирает. Для него жизнь и смерть – это лишь смена состояний: то он человек, то цветок или рыба, крокодил или ласточка, а потом – опять человек. Значит, по мнению людей первобытного общества, никто никого не убивает. Просто душа, расставшись с одной телесной оболочкой, через какое-то время обязательно вернется в этот мир в новом теле. Именно эта вера спасала людей и от угрызений совести, и от страха за свою жизнь.
Нелегкая доля вождя. Знакомиться с обычаями первобытных людей мы начали с истории смерти вождя и заклинателя дождя. Помните, как спокойно они воспринимали необходимость своего ухода из мира людей? Наверное, у кого-то из вас возник вопрос: а их-то почему убивали? Ведь они не были обузой, они приносили пользу.
Все дело в том, что жизнь вождя или жреца приравнивалась к жизни богов. И это, как ни странно, являлось причиной их насильственной смерти. Вы можете себе представить дряхлого, больного бога? Нужен ли такой бог людям? Наверное, эти вопросы вызвали у вас улыбку. Ведь бог – это всемогущество, и только в этом случае он может быть защитником, помощником человека. Потому-то люди первобытного общества и не могли допустить болезни, старения вождя: ведь он потеряет силу, а значит, не сможет оказывать помощь людям.
Человек и община. Теперь вы знаете, что в первобытном обществе коллективу принадлежало не только тело, но и душа человека. Не имея возможности прожить в одиночестве, люди подчинялись строгим, подчас жестоким обычаям. Для них это было как что-то само собой разумеющееся. Более того, люди боялись нарушить обычаи, поскольку любое нарушение – это угроза существованию общества.
В первобытном обществе коллектив распоряжался не только добычей, принесенной мужчинами с охоты, не только едой, найденной женщинами, не только предметами быта, но и жизнью своих соплеменников. Главный закон первобытного общества: интересы коллектива превыше всего, жизнь каждого отдельного человека ценна до тех пор, пока она приносит пользу коллективу. По сути, человек не имел права распоряжаться своей собственной судьбой – она находилась в руках его соплеменников.
Однако никого не возмущали такие порядки, ведь правила, существовавшие в роду, человек впитывал с молоком матери, и они не казались ему ужасными. В его сознании мир представал гармоничным: жизнь переходит в смерть, а смерть – в жизнь; следовательно, сама жизнь бесконечна, она только изменяет свое качество.

Вопросы и задания
1. Какова была основная цель первобытного коллектива?
2. Чем можно объяснить то, что интересы коллектива считались выше интересов отдельного человека?
3. Чем объясняются причины столь своеобразного отношения к жизни и смерти у людей первобытного общества?
4. Можем ли мы сказать, что у первобытного человека отсутствовало право на жизнь?
5. Как вы думаете, могла ли в первобытном обществе возникнуть мысль о необходимости гарантии права на жизнь? Почему?

Ищем ответ на главный вопрос. Главный вопрос, на который вы должны найти ответ, изучая первую главу учебника: почему в древности так мало ценилась человеческая жизнь? Запишите в тетради наш главный вопрос, а ниже попытайтесь ответить на него по отношению к первобытному обществу.
Возможно, некоторые из вас подумали, что у народов Европы не было обычаев умерщвления людей только за то, что они состарились. Это не так. Первобытно-общинный строй был обязательной ступенькой развития любой культуры, в том числе и европейской, и люди, находившиеся на этой ступени, воспринимали мир примерно одинаково.

Из книги Дж. Фрейзера “Золотая ветвь”
Пруссы в древности считали своим верховным властителем человека, правившего от имени бога и носившего титул “уста бога”. Когда этот властитель заболевал и становился дряхлым, для него насыпали холм из веток кустарника и соломы, и владыка, если он дорожил своим добрым именем, взбирался на холм и произносил длинную проповедь, в которой призывал народ почитать богов и обещал заступиться перед ними за соплеменников. Затем он поджигал костер головней от вечного огня, горевшего перед священным дубом, и исчезал в языках пламени.

Скандинавские предания содержат указания на то, что срок правления шведских королей ограничивался девятью годами; после этого их самих или их заместителей предавали смерти. Так, шведский король по имени Аун, или Орн, много дней подряд приносил жертвы богу Одину, и тот ответил королю, что он будет править до тех пор, пока раз в каждые девять лет будет приносить в жертву одного из своих сыновей. Аун принес в жертву девять сыновей, и только противодействие подданных помешало ему пожертвовать последним, десятым сыном. Король был казнен, а на месте его погребения в поселении Упсала насыпали курган.
1. Какие факты свидетельствуют о том, что древние пруссы верили в свое родство с тотемом?
2. Как вы думаете, верили ли древние пруссы в бесконечность жизни? Аргументируйте свой ответ.
3. Как вы думаете, верили ли древние скандинавы в бесконечность жизни? Аргументируйте свой ответ.
4. Оцените поведение скандинавского короля с точки зрения нравственности.

Евгения КОРОЛЬКОВА,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте