search
main
0

И духовно навеки почил…

Пора ли западному кинематографу на свалку?

За последнее десятилетие понемногу рассеялся бытовавший в России миф об успешности зарубежного кинопроизводства. Разумеется, материальная база там получше, а вотна свежие идеи и сюжеты явный дефицит. Представленные на XXII Московском международном кинофестивале ленты подтвердили это. Благополучная Европа находит развлечениев однообразных мрачных криминальных сюжетах о разрушении связей между людьми (“История делается ночью”, “Незваный гость”, Великобритания; “Жили-были дважды”, Испания и другие).

Образцом такого кино может служить психологический детектив “Дело Маркореля” с любимым актером выдающегося режиссера и критика “новой волны” Франсуа Трюффо Жаном-Пьером Лео в главной роли. “Дело Маркореля” стилизовано как раз под “новую волну”: режиссер Серж Ле Перон использует ручную камеру, превращая фильм в “документ”, “цитату из жизни”. Порою в ленте звучат отрывочно-декларативные монологи на социальные темы. Герой живет своим внутренним миром, обостренно воспринимая окружающий, он все время в напряжении. Лео играет следователя, который сам оказывается преступником, вокруг него идет непонятная и страшная жизнь, в которой люди чужды друг другу, сон путается с явью, бред – с реальностью современной Европы. В мире нет невиновных людей. “Мы все виновны, и я больше, чем кто-либо другой”, – такая фраза предваряет фильм. Нечто подобное происходило после второй мировой войны, когда разочарованные и уставшие люди погружались на “дно” человеческой души в картинах, снятых “по Фрейду”.

Азиатские страны, чей кинематограф в последние годы сделал замечательные успехи, похоже, отходят от привычного консервативного имиджа. В частности, Китай представил проблемное “Лунное затмение” Ван Цюаньаня и образец коммерческого кино совместного производства Восток-Запад (Китай-Германия, фильм “Река Сучжоу”, режиссер Лу Е). Интересно иранское кино, также развившееся в последнее десятилетие (“Школьная доска” Самиры Махмальбаф, Иран-Италия).

Американские фильмы традиционно менее глубоки, нежели европейские и тем более восточные. На фестивале среди них было много лент, фабула которых выстроена на криминальных историях. (“Бит” Г.Уолкоу, “Серьезные основания” Д.Ванлинта, “Правила боя” У. Фридкина и др.). Но среди американских лент необходимо выделить одну, которая открыла фестивальный показ в Доме кино на Васильевской, – “Проект 281” Бенджамина Росса.

Фильм посвящен истории создания шедевра мирового кинематографа – картины Орсона Уэллса “Гражданин Кейн” и превосходно разоблачает механизмы жестокой политики Голливуда, где все зависит от кружка магнатов. Тонкий момент взаимоотношения денежных воротил и людей творчества – тема, весьма актуальная во всем мире, а теперь и в России. Широкому зрителю наглядно объясняют причины столкновения миллионера Уильяма Херста, прототипа гражданина Кейна, и Орсона Уэллса, и сюжет укладывается в типичную голливудскую схему: одиночка-герой бросает вызов врагам и побеждает. В ленте используется и другая излюбленная голливудская схема: человек, который сделал сам себя. И Херст, и Уэллс осуществляют свою мечту стать великими, но оба несчастны: один – невзирая на миллионы, неограниченную власть и роскошный замок, другой – невзирая на успех в юности и создание шедевра. В обоих случаях “фабрика грез” использует свое оружие против самой себя.

Авторы “Проекта 281” (так, кстати, в рабочем варианте назывался “Гражданин Кейн”) попытались снять ленту в стилистике “Кейна” – кадры “хроники”, фотоклипы, броские средние и крупные планы, массив декораций. Это красочный фильм без “порнухи и чернухи”, если не считать грубость обыденной речи американцев. Словом, неплохая работа команды парней из Голливуда. Но при всех попытках авторов сделать драматический и проблемный фильм нельзя сказать, что “Проект 281” захватывает внимание зрителя. В этом смысле удачны, пожалуй, только два коротких эпизода – творческое озарение главного героя и его разговор с другом о несчастном детстве.

Фестиваль завершился, призы получены, картины выпускаются в прокат, но, невзирая на очевидные достижения отдельных мастеров, к сожалению, нельзя сказать, что это настоящее большое кино, на которое бы публика валом валила, как в прошлые десятилетия. Успех в прокате будет иметь очень небольшое количество представленных лент, в историю кинематографа войдут единицы. В пору кризиса искусства это уже неплохо, но необходимо искать выход из кризиса. Время покажет, сумеет ли зарубежный кинематограф понять, чего ему недостает, и найти выход.

Ольга ТРОФИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте