Первое слово
Первые слова, произнесенные мною, – мама, папа, дедушка – учитель, бабушка – учительница, дядя – учитель, тетя – учительница.
С малых лет я интересовалась работой педагога, любила труд моих родных. Мне не так уж много лет, но я глубоко сознаю ответственность учителя перед будущим нашим обществом, перед Человечеством.
Первый класс в моей жизни. Первая моя учительница. Страх какой-то… Волнение… Горячая рука мамы… Я одна иду в класс… Впереди – учительница.
Галина Ивановна добрыми глазами смотрит на нас. Вот ее взгляд останавливается на мне. Я вдруг понимаю: она похожа на мою маму, она добрая, чуткая, внимательная.
Со временем я убедилась, что она обладает особым даром, данным свыше, – не повышая голоса, убедить ученика в его неправоте, усмирить “разыгравшегося” шалуна, подбодрить несмелую девчонку.
Ее чуткое сердце всегда знало, что происходит в душе любого ученика. Она умела увидеть даже самый малейший росток самостоятельности, отметить незначительный успех в работе, вселяя уверенность в твоих силах. Галина Ивановна старалась в каждом ребенке видеть уникальную личность, сопереживать с ним. Был в нашем классе мальчик. Я лишь недавно узнала, что у него не было родителей. Видели бы вы, как по-матерински она относилась к этому не всегда чисто одетому, иногда и не умытому мальчугану!
Ее большое сердце поражало меня тогда, а сейчас я осознаю, что она жертвовала всем ради нас. Театры, музеи, поездки на природу. Праздники по любому поводу с участием родителей. Галина Ивановна на праздниках была активна, весела, доброжелательна, иногда превращалась в ребенка, шалунью.
У каждого бывшего и настоящего ученика был и есть любимый учитель. С чувством глубокой благодарности хочу написать о Татьяне Федоровне Бут. Она умеет установить с классом тесный контакт, достичь взаимопонимания. Невольно отмечаешь особенный стиль общения с учениками – доверительный тон, добрый взгляд, ободряющая улыбка, утвердительный кивок головы, многообразие поощрений и ни малейшей бестактности по отношению к ребенку. Ее ученики никогда не чувствуют себя одинокими, они в кругу сверстников, рядом с любимой учительницей.
А не любить ее нельзя. Вот звенит звонок. Класс затихает. Все с нетерпением ждут Татьяну Федоровну. Она появляется всегда с улыбкой, ее глаза весело осматривают класс… Начинается урок волшебства и путешествий по литературным произведениям.
Александра АЛИЕВА,
ученица 6-го “В” класса гимназии N36
Краснодар
Моя любимая учительница Елена Николаевна Мачина. Рис. Даниила Гресселя, ученика 1-го “Б” класса школы N1925 г. Москвы
Без страха, но с волнением
Мы славим тех, кто нас ведет к познанию,
Кто выбрал путь, нелегкий из дорог.
Мы славим тех, кто гордо носит звание
Учитель, воспитатель, педагог!
Учитель. Мы это слово произносим всегда с волнением. Но – без страха и с гордостью, когда говорим о нашей Галине Ивановне. Она прекрасный человек, своим примером воспитывает вкус – в школу приходит всегда красиво одета, элегантная, красиво причесанная, у нее этому учатся не только наши девочки, но и мы, мальчики, да и наши родители. Галина Ивановна учит нас, как надо думать, как надо жить. Она с большим уважением относится к нам, своим ученикам. Это настоящий друг, которому можно доверить свою тайну. Галина Ивановна умеет объяснить интересный материал, так сделать справедливое замечание, не оскорбив ученика, что после ее доброжелательного голоса подводить класс и своего любимого учителя просто стыдно. Ее честность, справедливость, доброта, требовательность не проходят для нас бесследно. Галина Ивановна спрашивает у нас советов, считается с нашим мнением, уважает в нас “человеков”. По окончании уроков мы всегда слышим благодарность от Галины Ивановны за работу. А ведь это ее великий труд – научить нас быть не только учениками, но и хорошими людьми.
Спасибо Вам, Галина Ивановна, за то, что Вы живете, учите нас, трудитесь, общаетесь с нами.
Мы желаем Вам добра и радости, здоровья и счастья.
Александр УХНАЛЕВ,
10-й “А” класс, школа N 13
Новосибирск
Счастливчики
Лето кончилось. Но бывшие третьеклашки с радостью спешат в школу: они теперь взрослые пятиклассники. Гордятся.
Мне все учителя сразу понравились – одни за юмор, другие за серьезность. Но больше всех мне понравилась новая классная руководительница – Наталья Анатольевна Тимохина.
Раньше я литературу не очень любила, но Наталья Анатольевна ведет уроки очень интересно.
Многие любят учителей в зависимости от уроков, которые они ведут, мне же нравятся добрые и справедливые учителя независимо от предметов.
Как-то раз на классном часе мы выбирали, кто какую учительницу будет поздравлять на Восьмое марта.
Все закричали: “Наталью Анатольевну!”
Но все не могут поздравлять одну учительницу. Мы написали на бумажках имена учительниц и положили бумажки в шапку. Шапку пустили по рядам, все брали по бумажке.
Развернув свои бумажки, многие расплакались. Было всего лишь два счастливчика, они и поздравили Наталью Анатольевну.
Хоть у нас очень дружный класс, все теперь любят разных учителей. А я все равно люблю Наталью Анатольевну.
Ольга ХОМЯКОВА,
6-й “В” класс, школа N 20 г. Воронежа
Моя любимая учительница русского языка, литературы и МХК Юлия Витальевна Морозова. Рис. Агнессы КУТАСОВОЙ, ученицы 7-го “В” класса московской гимназии N1534
О вкусах не спорят
Я учусь в иркутской гимназии N 25. В нашей школе очень много учителей, все они по-своему хороши. Но больше всего мне нравится наша учительница английского языка Людмила Анатольевна Сапрыкина. По-моему, она прекрасный преподаватель и человек. Она нас в меру ругает и хвалит, уважает хорошие знания, но в то же время, как все учителя, не любит лентяев, опаздывающих и ничего не слушающих учеников. Бывают такие моменты, когда мы чего-то недопонимаем. Она подойдет, все объяснит. Некоторые, такие, как я, очень часто болеют. Приходишь в школу и ничего не понимаешь – кажется, что отстал от класса безнадежно… Тогда она рассказывает, что они прошли за это время, советует позаниматься по той или иной теме.
Людмила Анатольевна – наша классная руководительница, но это абсолютно не значит, что мы у нее “любимчики”. Она любит нас, я считаю, так же, как и другие классы, которые она учит. Как наш классный руководитель, она всегда нас поддержит в какой-либо ситуации, даст совет по той или иной проблеме. Хоть она и повышает голос и ругает нас, она ведь все-таки учительница, и мы всегда знаем, что это заслуженно…
Некоторые дети не любят ее только потому, что у них не сходятся с ней вкусы. Но ведь о вкусах не спорят! Не судят по человеку, какой он, только взглянув на него. А мы с Людмилой Анатольевной с самого первого класса, поэтому знаем ее характер, те же самые ее вкусы. И она знает нас.
Может быть, она не такая, какой я ее описала. Но я ее вижу именно такой! Опять же, повторюсь, о вкусах не спорят. А я Людмилу Анатольевну люблю и уважаю.
Александра ЧИСТОХИНА,
8-й “В” класс гимназии N 25 Иркутска
Мы исправимся!
Ирина Владимировна Федосова – так зовут нашего классного руководителя – учитель, который преподает русский язык и литературу. Она прекрасно знает свои предметы. Все свои глубокие знания она старается передать нам.
Но она не только хороший учитель, но и замечательный организатор: устраивает интересные праздничные вечера и экскурсии, поучительные игры (например, КВН по русскому языку), всевозможные поездки (мы были в Ельце, Задонске). А совсем недавно мы посетили музей восковых фигур. Нам очень нравятся эти поездки. А вот Ирине Владимировне бывает очень нелегко, потому что мы очень неорганизованные дети.
Ирина Владимировна старается изо всех сил нас воспитать хорошими людьми. Ирина Владимировна всегда красива и аккуратно одета. Мы берем с нее пример и стараемся быть опрятными.
Сергей ЩЕГОЛЕВ,
11-й “Б” класс, школа N 20 г. Воронежа
Странная
Моя учительница – единственный человек, который с первых дней моего пребывания в стенах школы показался мне личностью странной, не от мира сего. Но, как это обычно бывает, я очень скоро поняла, что ошибалась. Мне всегда казалось, что учительница литературы должна поэтическими речами воздействовать на детей, заставлять их любить литературу. А она рассказывала нам о том, что знала сама, и не требовала от нас отдачи. Как человек ответственный, я считала, что это расхолаживает наш класс.
Но она была совершенно права. Нельзя заставить взрослого человека думать, переживать за героев и пытаться их понять. Да ей и не пришлось нас заставлять, потому что каждый ее ученик хотел быть как она, понимать, любить выдуманных героев, словно это реальные люди.
Елизавета КРЫЖНАЯ,
8-й класс, школа N 109
Новосибирск
Любимая учительница математики Татьяна Борисовна Сальникова. Рис. Маши Репьевой, ученицы 5-го класса шк. N1185 г. Москвы
Самая-самая
Как она добра, умна и красива! Альбина Алексеевна Слюсарь – прекрасный учитель и чудесный человек. Учиться у нее – сплошное удовольствие. Если когда-нибудь ей нужна будет помощь, я непременно помогу, чего бы мне это ни стоило.
Альбина Алексеевна – очень ответственный, самостоятельный человек. Если перечислять все ее хорошие качества, не хватит и жизни. Плохих качеств у нее нет.
К великому сожалению, Альбина Алексеевна преподает в нашей школе последний год. И меня это очень огорчает. Я отдал бы все, чтобы учиться у нее дальше.
Альбина Алексеевна – самая, самая, самая…
Руслан АЛИЕВ,
7-й “А” класс, школа N 13
Новосибирск
Луч солнца
Я хотела бы сказать несколько теплых слов о моей первой учительнице Вербенчук Людмиле Николаевне. Всем, что я знаю, я обязана ей. Людмила Николаевна – прекрасный педагог и человек. Она учила нас дружбе, уважению друг к другу, учила быть трудолюбивыми, бескорыстными, готовила к жизни. Людмила Николаевна напоминает мне солнышко, теплые лучики которого коснулись каждого из нас. И я хотела бы пронести этот бесценный дар через всю жизнь.
Юлия РУДЕЛЬ,
9-й “А” класс, школа N 13
Новосибирск
Одно слово – уважение
До вступления в новую жизнь остались месяцы. Теперь я все чаще вспоминаю “школьные годы чудесные” и, конечно, учителей. Их было много, но каждый запомнился по-своему, каждый дал знания. Мы не задумывались, как сложно сделать из нас, галдящих, кричащих, бегающих ребят личности.
Мне повезло. В моей школьной жизни было и есть много хороших учителей. Но выражение “хороший учитель”, пожалуй, не совсем понятно. Для меня оно означает человека, искренне любящего свой предмет, живущего им. Но это не все. Важно, чтобы учитель понимал своих учеников, их заботы, их внутренний мир.
Сложно написать про одного человека, когда много любимых учителей. Но все же…
Лосева Елена Георгиевна. Все чувства, которые испытываю к Елене Георгиевне, я могу назвать одним словом – уважение. Это человек огромной силы воли. При ее появлении невольно хочется встать. Елена Георгиевна смогла влюбить меня в литературу. Именно после ее уроков я начала понимать, что литература – учебник жизни.
В наше тяжелое время Елена Георгиевна прививает ученикам те качества, о которых, казалось бы, все забыли: ответственность, честность, милосердие.
Она старается, чтобы мы вышли из школы порядочными людьми. А это так важно!
Ольга ГОРЮХИНА, 11-й “В” класс, школа N 20 г. Воронежа
Дорогая Анна Васильевна
Утро. Теплое, весеннее солнце ласково заглядывает в окно, оставляя на полу желтые квадраты. Ты сидишь за столом молча, задумавшись, устремив глаза куда-то вверх, к птицам, которые стаями плывут по небу, вещая о приходе осени. Тишина. Парты и скамейки выстроились в строгом ряду и замерли в ожидании. Скоро веселый и привычный звон встревожит стены, а детский смех зальет тоскующие коридоры. Милая! Милая учительница! Руки, сложенные на стол, с въевшимися крупинками мела. Глаза робко прикрыла – прекрасные, глубокие глаза. Вдруг тяжелая, но необыкновенно чистая слеза катится по щеке, осветив каждую морщинку. Губы твои, алые и красивые, столько лет учили нас, хвалили нас, а нежно прикоснувшись к нашим щекам, согревали нас. Милая моя, мама моя, ты вырастила нас и научила жить, и подвиг твой мы пронесли в сердцах!
Елена МОРМИЛО,
11-й “Г” класс,
школа N 13
Новосибирск
Сочинение в стихах
Электрик, сварщик, бизнесмен,
Профессии такие,
И даже тот же супермен,
Все люди неплохие,
Профессий много на Земле
Хороших и не очень,
И все работники хотят
Стараться, что есть мочи.
Но есть профессия одна,
Скромна и незаметна,
Для всех любимая она,
Профессия без денег.
Но некоторые ученики
Не понимают это
И дразнят всех учителей,
Хоть некультурно это.
У наших всех учителей
“Великое” терпенье.
Ведь нас приходится учить
Не знаниям – поведению.
Нужны нам всем учителя,
Ведь без образованья
Не будет в жизни нам житья,
Вот для чего учителя
Дают всем людям знания.
Когда я вырасту большим,
Не знаю, кем я стану,
Но постараюсь неплохим
Быть профессионалом.
Иван ДУБОВ, 11-й “Б” класс, школа N 20 г.Воронежа
Двойкам вопреки
Так повелось, что, когда я попала в 109-ю школу, была довольна абсолютно всем, но учителей, которые по-настоящему были бы любимыми, у меня не было. И только класса с седьмого я задумалась: а кто же все-таки лучше?
Кандидатов достаточно. Это и замечательная учительница рисования М.В., и не менее замечательная учительница ИМХК О.В., и, конечно, добрая и всегда спокойная учительница биологии О.Г. А самым верным кандидатом была учительница самых нудных, проклятых и темных для меня предметов – алгебры и геометрии.
Я любила О.Ф. за то, что она всегда готова была объяснить, помочь, пойти навстречу, хотя знала, что я ленюсь и ее предметы просто ненавижу. Но эта учительница (просто святая!) терпела все мои недостатки и помогала мне избавляться от них.
В 9-м классе О.Ф. взяла наш класс под свое крыло. Тут же, в конце первого полугодия, я получила пару за свою бедную, несчастную геометрию. Я была очень изумлена и расстроена. Но ни разу не подумала, что О.Ф. поступила несправедливо. Наоборот, она сделала правильно, поставив двойку, потому что это заставило меня взяться за ум и не скидывать геометрию со счетов. Я прекрасно видела, что О.Ф. сделала все, что могла (например, исправила двойку в четверти по алгебре), но на педсовете пришлось краснеть и ей, и мне. Самое удивительное то, что после всей эпопеи с педсоветами и остальным кошмаром мы остались друзьями и я не разлюбила О.Ф.
И я этому очень рада, потому что знаю много случаев, когда из-за честной и справедливой двойки ученики начинали ненавидеть своих учителей, которые до этого были самыми любимыми.
Анна НЕЖНАЯ, 9-й класс, школа N 109
Москва
Юмор – обязательно!
Любимый учитель – это не тот, кто всегда ставит пятерки, говорит “молодец”, хвалит тебя и всегда во всем уступает. Для меня это прежде всего учитель, который учит взрослой, серьезной жизни. Конечно, у него должен быть сильный, уверенный характер. Учитель должен уметь создать коллектив, вести его и показывать пример своим ученикам. Он всегда поддержит и подбодрит ученика. В нашей школе мне нравятся 2 учителя:
Наша классная руководительница – Наталья Евгеньевна. Она всегда ведет себя с нами так, как будто мы все – ее дети: она заступается за нас, учит, как себя вести, с ней весело и интересно.
Преподаватель химии – Марина Васильевна. Она обладает всеми качествами учителя, педагога: строгая, умная, с хорошим чувством юмора и о-о-очень хорошо знает свой предмет. Хоть у нее и твердый характер, она прекрасный, добрый человек.
Сергей БРЕВНОВ,
9-й “Б” класс, школы N 199, Москва
Объект для подражания
Учитель всегда был одним из самых важных людей моей жизни. Именно к нему я предъявляла самые жесткие требования, следила и оценивала каждый его шаг и только после этого могла считать его своим наставником.
Моя любимая учительница совмещает в себе и друга, и советчика, и предмет для подражания. В ней меня привлекает особое отношение к детям, понимание их проблем, желание помогать и быть рядом. Ее отличительная особенность – читать по нашим глазам все, что нас волнует, о чем мы думаем, чего желаем. Немногие из учителей могут похвастать умением работать с душой, не как компьютер – пришел, прочитал материал и ушел. Здесь важна чуткость, понимает тебя ученик или же делает вид, боясь задать вопрос.
Моя любимая учительница никогда не вымещает на нас злость от накопившихся проблем. Не секрет, что зарплата маленькая, а дома дети, муж, но она умеет оставлять это все за дверью. Входя в класс, она не мучается мыслью: где купить картошку подешевле – она полностью отдается классу. И мы это чувствуем.
Я считаю ее героиней, сильной и смелой женщиной. Я уверена, что она лучше всех этих певиц, актрис, бизнес-леди, т.к. на ее уставшем, бледном лице написана любовь к детям, а это лучше искусственной красоты от теней, помады и пудры.
Анастасия МИНКИНА,
11-й “А” класс, школа N 109
Москва
Строгая и добрая
Не знаю почему, но сперва моя учительница мне не понравилась. Мы все называли ее “злючкой” и считали ее чересчур строгой. Но потом я столкнулась с ней в нешкольной обстановке. Она поразила меня своей раскованностью, добротой и непринужденностью в общении. Мы разговаривали о всякой ерунде, она весело смеялась, а в ее глазах светилась какая-то искорка. После этого случая сама я хотела учить ее предмет, отвечать на каждом уроке и иметь одни пятерки. Ее зовут Ольга Германовна Ерыгина, учительница биологии старших классов.
Мария СОКОЛОВА,
10-й “Б” класс, школа N 109
Москва
Учитель – много в этом звуке
Наверное, именно учитель помог мне понять, что я – личность. Для нынешней молодежи этот вопрос очень важен.
Моя любимая учительница никогда не навязывает своего мнения, что зачастую происходит во многих школах. Она просто живет. Лидия Ивановна совмещает в себе и лучшую подругу, и советчика, и старшего товарища, и просто отзывчивого, душевного человека. Я не могу сказать, что она идеальна, у всех есть недостатки. Когда мы ссоримся, она никогда не делает мне поблажек, я знаю, что если я виновата, то, значит, виновата. Когда-то именно она научила меня искать корни проблем в первую очередь в себе, а не кидаться с обвинениями на других, ведь это легче всего.
Несмотря на то, что школу я закончила в прошлом году, мы с Лидией Ивановной до сих пор общаемся. Хорошо, что на Земле еще существует такая профессия, как учитель.
Татьяна БРАГИНА,
выпускница школы N 109
Москва
Комментарии