search
main
0

И деньги образования должны работать

Все дело в том, что пенсионеры – подопечные государственного Пенсионного фонда Российской Федерации. Бюджет этого фонда в 1994 году составлял 39 триллионов рублей. Но для того, чтобы эти деньги не лежали “под замком”, а приумножались для тех же пенсионеров, в стране в 1992-1994 годах была создана разветвленная кредитно-финансовая система Пенсионного фонда РФ. В том числе появился на свет и Республиканский социальный коммерческий банк (РСКБ) как головной банк системы из 47 социальных (пенсионных) банков. Эти банки созданы и работают в Ростове-на-Дону и в Волгограде, Хабаровске и Самаре, в Архангельске и Улан-Удэ, в Новосибирске, Кемерове, Красноярске и многих других городах России. Только в прошлом году социальными банками России для пенсионеров заработано 290 миллиардов рублей, в том числе РСКБ заработал 112 миллиардов, социальные банки Ростова-на-Дону и Хабаровска – по 15 и т.д. А поскольку это внебюджетные деньги, понятно, что правительство не может “затыкать” ими многочисленные прорехи в бюджете.

Показав уже свое умение работать с деньгами Пенсионного фонда, эта банковская система предлагает свои услуги другим системам. О том, какую пользу она может принести образованию, мы попросили рассказать заместителя председателя Правления РСКБ, кандидата экономических наук Олега Евгеньевича Жуковского.

– В ноябре прошлого года Республиканский социальный коммерческий банк заключил с Министерством образования России Генеральный договор о сотрудничестве. На базе центрального аппарата министерства, централизованных бухгалтерий, РСКБ и региональных социальных (пенсионных) банков мы создаем единую межотраслевую систему уполномоченных банков. Правда, я не скажу, что по размерам активов или собственному капиталу система наших банков может уже сейчас соперничать, к примеру, с Инкомбанком или Промстройбанком. Или сравниться по универсальности со Сбербанком, обладателем 30 тысяч филиалов по всей стране.

Однако наша система из 47 самостоятельных социальных банков владеет только совокупным уставным фондом более 100 млрд.рублей. Общее количество филиалов банков нашей системы приближается к 50, а РСКБ имеет филиалы даже в Грозном, Нальчике и во Владикавказе, самых “горячих” точках Северного Кавказа. Пенсионеры-то есть везде, а где есть пенсионеры, там и пенсию им необходимо выплачивать. Наши основные козыри, которые мы пред’явили Министерству образования, – это умение работать с социальными деньгами и широкие региональные возможности.

– Олег Евгеньевич, в чем состоит взаимная выгода такого сотрудничества?

– Мы, как и любая серьезная банковская система, заинтересованы в притоке денежных ресурсов и готовы за них платить. Причем нам особенно выгодно иметь дело с Минобразования: “пенсионные” деньги идут в европейскую часть России в основном с Дальнего Востока, Сибири, Севера. А деньги Минобразования, наоборот, направляются с запада на восток. Только на этом мы можем прилично заработать. Что, в свою очередь, важно для системы образования? Образование финансируется из бюджета и зачастую это делается нерегулярно. Когда же деньги, наконец, поступают, то они или сразу тратятся, или лежат мертвым грузом, то есть, как правило, не “работают”. Мы же готовы не только платить за то, что деньги образования будут работать в наших банках, но и на самых льготных условиях кредитовать организации и учреждения образования на местах для выплаты, например, зарплаты.

– И о чем конкретно вы договорились с Министерством образования?

– Экономический совет министерства во главе с заместителем министра Юрием Михайловичем Роговским принял решение заключить Соглашение о деятельности РСКБ в качестве Головного уполномоченного банка Министерства образования, утвердил Положение о Головном уполномоченном банке, а также рекомендовал органам управления образованием на местах заключить аналогичные соглашения с региональными социальными банками. Проделана большая предварительная работа. И вот на днях Роговский подписал первые письма, приглашающие регионы к сотрудничеству: в Бурятию, в Ростовскую и Амурскую области, в Хабаровский и Красноярский края, в город Тольятти и другие территории. И выбраны они не наугад. Я побывал там этой весной: почти везде – недофинансирование сферы образования, забастовочное или предзабастовочное состояние. Хотят работать по-новому, избавиться от бюджетных шор и другие: Кемерово, Владимир, Алтай. Там уже действуют наши банки. И чем шире география, тем устойчивее будет основание того здания, которое мы строим вместе.

– Если я правильно поняла, вы надеетесь со временем охватить вашими социальными банками всю систему образования, от управлений и комитетов до педагогических университетов и педучилищ. А это возможно?

– Думаю, что многое может получиться. И там и здесь отраслевые системы. Минобразования, хорошо понимая, что под лежачий камень вода не потечет, отработало с системой РСКБ схему, универсальный механизм, позволяющий обслуживать финансовые проблемы отрасли через договоры, соглашения, через утверждение положения об уполномоченном банке. Например, если есть Генеральный договор, Соглашение между Минобразования и РСКБ, введено в действие Положение о Головном уполномоченном банке, то на их основе с учетом региональной специфики можно подготовить соответствующие договоры и соглашения между местными органами образования и региональным социальным банком, подготовить Положение об уполномоченном банке в регионе. Если есть Соглашение о деятельности РСКБ в качестве Головного уполномоченного банка Министерства образования РФ, то достаточно быстро можно отработать Соглашение о деятельности, скажем, социального пенсионного “Социумбанка” (г. Улан-Удэ) в качестве уполномоченного банка Министерства образования Республики Бурятия и т.д. Не везде еще, правда, есть наши банки, но мы растем, создаем филиалы. Кроме того, кое-кто из региональных органов образования завязал уже отношения с коммерческими структурами. Это значит, деньги опять распыляются, уходят на сторону. А ведь стоит только один раз отработать этот механизм, организационную систему сотрудничества, и дело пойдет.

– Может, вы расскажете, хоть в общих чертах, как пойдет дело, как деньги образования могут работать?

– Попытаюсь об’яснить. Как известно, деньги, отпускаемые на образование, идут в следующих основных направлениях: заработная плата, школьное питание, капитальное строительство и текущий ремонт, приобретение (и поддержание в рабочем состоянии) школьной мебели, оргтехники, компьютеров. С заработной платой все ясно: чем быстрее она будет выплачена работникам образования, тем лучше, так как больше достанется людям, а не инфляции.

А вот с остальными статьями расхода картина прямо противоположная. Если, образно говоря, встать как можно ближе к месту “входа” денег в систему образования, а также к месту “выхода” их из образования (оплата счетов за товары и услуги), то можно деньги задерживать в системе образования дольше, заставляя их работать эффективнее. Наши банки могут таким образом заработать для системы образования сотни миллиардов рублей уже в этом году.

Как же задерживать деньги в системе образования? Например, так. Школьное питание всегда было убыточным, а на практике оказывается, что дело это вполне прибыльное, если организовать свой комбинат школьного питания, а не платить кому-то на сторону. Созданный в Южном учебном округе Московского департамента образования комбинат школьного питания “Загорье” за два года работы доказал не только свою конкурентоспособность, но и работает с высокой отдачей. Причем не только для школ и детских садиков, но и для населения округа.

Школам нужны также свои мастерские по изготовлению и ремонту школьной мебели, ремонту оргтехники, компьютеров. Да мало ли еще что нужно целой отрасли, которая занимается самым важным на земле делом – воспитанием и образованием маленьких человечков. И это не натуральное хозяйство, а рациональное использование ресурсов. Иначе деньги образования будут создавать рабочие места в других отраслях, работать на другие, часто гораздо более благополучные сферы.

– Чтобы делать все, о чем вы сейчас говорили, образованию надо повернуться лицом к рынку, войти с обществом в новые экономические отношения. Сумеет ли это система образования?

– Все правильно. Очень трудно сразу менять свой менталитет бюджетника. Ведь в отрасли как все привыкли? Раз деньги дали – надо тратить. Нет, пришла пора думать о прибыли, доходах, покрутиться с этими деньгами, чтобы не пришлось потом класть зубы на полку. Впрочем, есть уже в отрасли предприимчивые люди, которым близки и понятны проблемы и нужды образования, которые всей душой болеют за дело, хотят, чтобы отрасль как можно скорее вышла из бедственного положения. Я уже приводил пример работы Южного учебного округа Москвы. У них создан и прекрасно работает не только комбинат школьного питания, но и Центр возрождения ремесел “Мастера”, Международный издательский дом “Синергия” и многое другое.

– И последний вопрос, Олег Евгеньевич: куда и к кому можно будет обратиться руководителям тех учреждений и организаций образования, которых заинтересуют те новые возможности, о которых вы рассказали?

– Обращаться нужно в Москву, в Республиканский социальный коммерческий банк. Наш адрес: 117312, г. Москва, ул.Вавилова, д.15. Телефон 958-56-66. Важно понять: вместе мы сможем сделать очень многое для образования, РСКБ вместе с региональными социальными банками искренне в этом заинтересованы.

Беседу вела Ирина ЛУШАГИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте