Среди общеобразовательных школ есть кое в чем особенные, в которых военно-патриотическому воспитанию учащихся всегда уделялось большое внимание. Это школы Министерства обороны Российской Федерации, созданные в воинских частях за границей и в закрытых военных городках для детей военнослужащих и гражданского персонала. Начальная военная подготовка в них проводилась даже тогда, когда в учебных планах на нее не выделялось учебного времени. Наш рассказ об одном из таких учебных заведений.
На изучение раздела “Основы подготовки к военной службе” в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ) в 10-11-х классах в течение последних семи лет в школе выделялось не менее 50 часов и дополнительно 40-45 часов – на проведение полевых сборов, которые организовывались при базовой войсковой части. Там с удовлетворением узнали о решении ввести в курс ОБЖ новый раздел – “Основы военной службы”, позволяющий проводить пятидневные полевые сборы с юношами – учениками 10-х классов. Для этого в школе имеется неплохая учебно-материальная база. Ее основа – созданный усилиями директора школы, отличника народного образования Д. Кириллова и преподавателя-организатора ОБЖ В. Дуркина компьютеризированный кабинет “Основ безопасности жизнедеятельности”. Он оборудован компьютером, монитором, видеоплейером, телевизором, мультимедиапроектором, позволяющим с аппаратуры проецировать изображение на большой экран. В оружейной комнате, оборудованной по всем требованиям, хранится с разрешения органов внутренних дел учебное оружие – малокалиберные и пневматические винтовки, модели АКМС-74, учебные образцы отечественных мин и ручных гранат. В подвальном помещении оборудован малокалиберный двадцатипятиметровый тир. Для занятий также используются имущество и приборы радиационной, химической и биологической защиты, новые учебники и личная библиотечка преподавателя ОБЖ с методической и учебной литературой.
Гордость школы – кустовой оборонно-спортивный лагерь (ОСПЛ) для проведения полевых сборов для юношей 10-х классов соседних школ, который в конце учебного года создается в воинской части на школьной материально-технической базе. В прошлом году в лагере обучалось 120 человек. Финансирует сборы районная администрация.
Дети военнослужащих, живущие в военных городках, не понаслышке знают о жизни Вооруженных Сил, армейской службе, поэтому осознанно воспринимают девиз сборов: “Армия – это необходимо! Армия – это интересно! Армия – это не страшно! Армия – это полезно!”
Учебные занятия проводятся по тактике, огневой, строевой подготовке; военной топографии; защите от оружия массового поражения; воинским уставам с выполнением обязанностей дневального. Да и другие занятия носят практический характер. Все участники сборов овладевают навыками передвижения на поле боя, отрывки окопов. Учатся метанию в цель учебных гранат, неполной разборке и сборке автомата Калашникова, стрельбе из малокалиберной винтовки, а в заключение выполняют начальное упражнение стрельб из автомата.
На сборах развиваются межпредметные связи “Основ безопасности жизнедеятельности” с курсом физической подготовки и отечественной историей. В сборах принимает активное участие учитель физкультуры офицер запаса А. Овечкин. Он организует индивидуальную физическую подготовку учащихся, проводит соревнования между взводами по кроссовой подготовке на 3 км, турниры по волейболу, футболу, баскетболу. Находят время и для встреч с интересными людьми, ветеранами. С юношами встречаются райвоенком, районный прокурор, нарколог, психолог и другие.
Каждый день сборов проходит по суточному плану и распорядку дня, утверждаемому командиром части. Посильную помощь в их проведении оказывают офицеры и сержанты срочной службы. А завершаются армейские будни школьников строевым смотром. Их итоги подводит начальник сборов подполковник запаса Ю.Мешков с участием представителей районной администрации, воинской части, руководителей школы. Отличившимся в выполнении учебных заданий учащимся вручают сувениры, грамоты. В заключение – праздничный обед в солдатской столовой.
Притягательность сборов увеличивается с каждым годом, и сейчас уже девушки – ученицы 10-х классов ставят вопрос о своем участии в них. Их интерес понятен и правомерен. Ведь в настоящее время в нашей армии и на флоте немало военнослужащих-женщин. Отсюда и интерес девушек к начальной военной подготовке на полевых сборах учащихся.
Целенаправленная подготовка учащихся школы к службе в армии дает хорошие результаты. Последние 4 года они занимают первое место в районной спартакиаде допризывной молодежи юношей 11-х классов, проводимой по двум видам – силовой гимнастике и стрельбе из автомата Калашникова.
Активной формой военно-патриотического воспитания являются также ежегодно проводимые в школе месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества. В плане месячников обычно более 20 мероприятий от классного, общешкольного до районного уровня. Каждая из четырех близлежащих школ по очереди приглашает к себе соседей. Программа встреч каждый раз меняется, но неизменным остается проведение эстафет, конкурсов, викторин по истории Вооруженных Сил и отечественной истории, соревнований на силу, ловкость, быстроту, а также выступления с номерами художественной самодеятельности девушек из групп поддержки юношей. Всегда с большим интересом проходят конкурсы старшеклассников ” А ну-ка, парни!”.
Не забывают в школе и об учащихся младших классов. С нетерпением ожидают мальчишки и девчонки День здоровья. Участники – вся школа. Учащиеся 2-11-х классов со всем педагогическим коллективом выходят рано утром на природу – на опушку живописного соснового леса.
Малышам предстоит отыскать флажки и прочесть шифрованную записку, а по ней найти сладкий клад и до обеда наиграться в подвижные игры.
“Среднему звену” сложнее. Каждый класс должен пройти по двенадцати “станциям” и выполнить различные задания, не набрав штрафных очков. Им надо знать правила дорожного движения, уметь ориентироваться по компасу, ездить на велосипеде, оказать первую помощь пострадавшему, продемонстрировать другие навыки.
Старшеклассникам сложнее, но и еще интереснее. У них военизированная эстафета. Необходимо переправиться по веревкам через ручей, потушить возгорание огнетушителем, разобрать автомат, метнуть гранату в окоп, метко выстрелить из малокалиберной винтовки и выполнить ряд других заданий.
В это время на кострах каждый класс готовит обед. Обычно комиссия затрудняется определить, чей повар искуснее, чей обед вкуснее, чей бивуак оборудован лучше. И при этом учитывается соблюдение экологических требований.
На следующий день все приключения, переживания, успехи и неудачи можно увидеть в фотомонтажах, в рисунках, выставках “Боевых листков”, обсудить итоги Дня здоровья и ждать следующего. Словом, и День здоровья в школе используют на пользу делу военно-патриотического воспитания учащихся.
Одним из показателей эффективности военно-патриотического воспитания в школе можно считать число ее выпускников, избирающих судьбу военного. От 40 до 60 процентов выпускников ежегодно поступают в военно-учебные заведения. Причем подают заявления еще больше. Не все проходят медицинскую комиссию. Некоторые из выпускников уже стали офицерами. Выпускник школы Константин Раев закончил военный вуз и сейчас проходит службу в родном гарнизоне. Принимает активное участие в делах школы. Он – член общественного совета по военно-патриотическому воспитанию, проводит экскурсии для учащихся по воинской части, организует встречи старшеклассников с военнослужащими срочной службы. Выпускники школы успешно проходят срочную службу. Так, в последнее время родителям – учителям школы пришли благодарственные письма от командования частей. Они извещают об успехах Дмитрия Петрушина, Евгения Долженко.
Конечно же, в школе есть резервы дальнейшего совершенствования военно-патриотического воспитания, и руководство школы старается их использовать. Думается, было бы неплохо дать больше свободы педагогическим коллективам в определении количества часов на изучение отдельных тем. Надо ли, например, выделять в 11-м классе школ, расположенных в военных городках, 4 часа на тему: “Как стать офицером Российской армии”, если дети военнослужащих прекрасно знают об этом из общения с родителями?
Серьезная проблема – наращивание материально-технической базы. Недостаток компьютерных программ и видеозаписей не позволяет по максимуму использовать в учебном процессе дорогостоящее лабораторное оборудование. Было бы желательно упростить порядок приобретения школами (безусловно, при строгом соблюдении правил использования и хранения) спортивного малокалиберного оружия и патронов к нему.
Впрочем, на мой взгляд, возникающие проблемы не станут для коллектива камнем преткновения. Залогом тому энергия и профессионализм педагогов, опытных руководителей.
Геннадий Заболотских,
кандидат исторических наук
Комментарии