search
main
0

И дала наказ… Заботимся ли мы о своей колыбели

Учитель! Произношу это слово, и в памяти оживает такая картина. Осенние сентябрьские дни. Мой дружок по раннему детству, Колька Подерягин (фамильное совпадение), пошел в первый класс. Ему купили портфель, красивый букварь, другие книги и тетрадки. С вечера мы вместе уложили все вещи в портфель и с нетерпением ожидали утра. В новых ботинках, в новеньком, купленном на рынке у уразовских мастеровых картузе Колька гордо шагал со всеми ребятами из нашего кутка в школу.

Учительница начальных классов Екатерина Матфеевна сказала: «Рановато тебе, Василек. На следующий год приходи». С большим огорчением пошел я домой.

И вот наступил долгожданный день. Колька отдал мне все свои книги за первый класс. Моя сестра, Татьяна, помогла мне сделать для них обертку из бумаги, подписала их. Мать сшила из старой наволочки сумку-«портфель» с лямкой через плечо, посолила кусок хлеба, помазанный растительным маслом, перекрестила меня и дала наказ: «Слухай учительницу и не балуйся». Так 1 сентября 1954 года я пошел в свою родную школу. И хожу сюда уже почти 56 лет.

Молодая учительница Косякина Клавдия Александровна учила нас не только писать и читать. Учила вежливому обращению и вниманию к старшим. «Идешь по улице, встречается тебе дедушка или бабушка – обязательно поздоровайся и фуражку сними», – наставляла она нас. Угощала часто. Это были конфеты-подушечки, пряники или фрукты. Приносила кое-какую одежду, обувь и дарила их ребятам и девочкам.

На каждом празднике классы со своими учителями демонстрировали таланты в сельском клубе. Пели хором, танцевали, читали стихи. Жили интересно, весело!

Сорок пять лет прошло с тех пор, как мы окончили школу. Каждые 5 лет наш класс собирается на свои традиционные встречи. Всегда неизменно с глубочайшей благодарностью вспоминаем всех учителей и нашу любимую Клавдию Александровну.

Кстати, работая над этим материалом, я вспомнил трогательную встречу губернатора нашей области Евгения Степановича Савченко со своей первой учительницей. Тогда он искренне признался, что все, что есть в нем хорошего, – это плод ее трудов. Поэтому не случайно в нашей области учительству уделяется много внимания.

Нам повезло – учили нас сильные учителя. Вспоминаю супругов Соколовых. Ефросинья Ивановна заложила нам прочные знания математики: алгебры, геометрии, тригонометрии. Леонид Иванович давал нам не только теоретические уроки истории, но это были уроки мужества, уроки-диспуты, краеведческие уроки. А сколько мы с ним совершили походов по родному краю, участвовали в районных и областных соревнованиях по туризму!

В старших классах физику и химию нам преподавали супруги Химич. Петр Алексеевич был прирожденным физиком-изобретателем. На уроках мы спорили, решали задачи, проделывали опыты, изобретали, отстаивали свои проекты.

Его супруга, Ефросинья Сергеевна, была очень строгой учительницей химии. Попробуй приди на урок с невыполненным заданием… Это она научила нас помогать не шпаргалкой товарищу, не подсказкой на уроке, а коллективным поиском ответов на вопросы и задания после или до уроков. Работа в парах, четверках позволяла всему классу разобраться с проблемой. Уж если ставила двойку, то исправить ты ее должен был обязательно.

Пожалуй, труднее всего приходилось на уроках русского языка. В деревне народ разговаривал между собой на «шелаевском» наречии. Учителя русского языка и литературы долго мучились с нами, чтобы выправить речь. Мастера педагогического труда, отличники народного просвещения Дорошенко Мария Моисеевна, Андреенко Антонина Григорьевна, Корпан-Рогозина Раиса Андреевна учили нас логически мыслить, рассуждать, писать стихи и прозу, оттачивать свою речь.

Сколько стихов и прозаических отрывков знали мы наизусть! Да и сегодня они сохранились в нашей памяти. Любовь к осмысленному чтению мы вынесли с уроков литературы.

Окончив школу в 1965 году, я в этом же году стал учителем в своей родной школе, хотя, оговорюсь, до учителя мне было еще далеко.

Работая рядом с опытными преподавателями, я одновременно учился в Воронежском государственном педагогическом институте.

Когда я окунулся с головой в педагогическую деятельность, то понял, какой это тяжелый труд. Сколько же физических сил и здоровья он отнимает у учителя! А какая нагрузка ложится на учителя в дни открытых уроков, семинаров и всевозможных проверок. А чего стоит проверка тетрадей! Это я потом понял, почему учителя рано начинают пользоваться очками. В семье нас было три педагога. Теща – Соколова Ефросинья Ивановна, учитель математики; жена – Галина Леонтьевна, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель России, и я, учитель истории и обществознания. Каждый вечер – свой малый педсовет.

60-80-е годы прошлого столетия ознаменованы тем, что на учителя была возложена задача быть пропагандистом, агитатором, политинформатором, лектором.

Ходил по красным уголкам, руководил агитбригадами, выступал на клубной сцене в художественной самодеятельности, работал на полях во время прополки и уборки сельхозпродукции. Бывало, с детьми в поле проводили почти всю первую четверть. И никого не интересовало, как ты будешь выполнять программу, догонять время подготовки к итоговым контрольным и экзаменам. А ведь знания детей были ничуть не хуже, чем сегодня.

В августе 1980 года я стал директором своей родной школы. До меня на моей памяти их было четверо. Павел Никитович Демидов принимал меня в первый класс. Запомнил я его потому, что он играл на мандолине, подыгрывая нам, когда мы отплясывали русскую народную барыню на клубной сцене. Через год школу принял Попов Василий Андреевич, прошедший горнило Великой Отечественной войны, капитан Советской армии. Его особенно обожали юноши. Он создал футбольную команду старшеклассников и сам в ней участвовал. Прекрасный волейболист. Великая честь была для школьников попасть в его команду, когда по вечерам весной, летом и осенью играли на площадке около старого клуба. Он проводил шахматные турниры с детьми и взрослыми, учил нас играть в баскетбол и в настольный теннис. А какие баталии разворачивались во время традиционных фестивалей, что проводились каждый май в уразовском Доме культуры. Именно Василий Андреевич заложил традицию – высоко держать планку успеха школьной семьи. Выпускал меня из 11-го класса уже третий директор – Кушнир Рефул Шулимович. Он обладал хорошими организаторскими способностями, а главное, он чувствовал ритм времени. Кабинетная система, всевозможные почины московских, липецких учителей, укрепление связей школы с жизнью и многое другое, что тогда широко внедрялось в практику педагогических коллективов.

Районные и областные семинары сделали школу своеобразным полигоном для апробации идей ученых и практиков-методистов. Школа дважды была участником ВДНХ. Переходящие и памятные Красные знамена стали своего рода оценкой деятельности коллектива учителей, учеников и родителей.

Школу я принял от Сидякиной Полины Ивановны. Сколько же интереснейших и полезных воспитательных мероприятий было проведено под ее руководством и по ее сценариям!

Я стал директором в то время, когда на земле Белогорья развернулась грандиозная работа по созданию школ-комплексов. Учебно-воспитательные комплексы помогали решать задачи социального плана во всем микрорайоне школы. Академия педагогических наук СССР создала специальную научную лабораторию при научно-исследовательском институте общих проблем воспитания по изучению, обобщению и распространению опыта белгородских школ-комплексов НППО «Белогорье». Наша школа была включена в ее состав. В течение пяти лет я набирался опыта учености, будучи младшим научным сотрудником АПН.

Никак не могу понять, откуда в застойный период, как его окрестили ныне, брались средства на строительство новых современных школ.

Почти триста сельских школ стали учебно-воспитательными комплексами с хореографическими и изостудиями, с филиалами музыкальных и спортивных школ, с отделениями туристических центров, домов детского творчества, станций юных натуралистов и техников с десятками клубов и кружков по интересам. Делалось все, чтобы ученик сельской школы имел равные возможности в своем развитии, как городские школьники.

егодня задача другая. На сельских школах экономят. Но хочу быть до конца объективным. Национальный проект «Образование» дал возможность творчески работающим коллективам значительно укрепить материально-техническую базу, значительно расширить возможности учителя и ученика в проявлении своих способностей, повысить качество образования, поддержать, в том числе и материально, талантливых учителей. Школа никогда не была так насыщена техническими средствами, как теперь. Но, как и тысячу лет назад, в центре всей педагогической образовательной и воспитательной деятельности стоит фигура учителя.

Великий педагог Сухомлинский говорил: «Школа – это духовная колыбель народа. Чем больше заботы о своей колыбели проявляет народ, тем блистательнее его будущее».

Поставьте памятник учителям! Они его заслужили!

Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте