Эти стены помнят столько, что, умей говорить, голосом экскурсовода рассказывали бы увлекательные истории целыми днями. В них взрослел и утверждался в своем тайном актерском предназначении Евгений Вахтангов, впервые пробовал петь на публику Павел Лисициан, не подозревал о своем мощном взлете на музыкальном поприще Валерий Гергиев, будущий руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко думал о завтрашней контрольной. Помнят стены и строгих гимназических инспекторов с пеликанами на пуговицах мундира, особенно отчетливо говорящих провинившимся «милостивый государь», и народного комиссара просвещения РСФСР, сохранившего немного барственную артистичность, Анатолия Луначарского. Свою историю и традиции бережно хранят работающие в стенах владикавказской ордена «Знак почета» гимназии №5 имени Луначарского. Немудрено, что и во Владикавказе, да, пожалуй, и во всей Осетии нет школы известнее, чем эта гимназия, которой в октябре исполняется 125 лет!
Менялись власть и идеология, однако уровень образования и свою «марку» здесь старались держать всегда – и в советские времена, когда назывались школой №5, и сейчас (статус гимназии вернули 11 лет назад). Как подтверждение качества получаемого в гимназии образования – ежегодное поступление выпускников в престижные вузы Москвы: ВШЭ, Плехановский институт, МГУ, МГТУ имени Баумана, да и заграничные университеты оказываются лучшим из них под силу. Даже Гарвард! Помимо предметных знаний, в этом весьма помогает ребятам и отличное владение английским, который здесь углубленно преподают с 1976 года, и компьютерная «продвинутость» (в гимназии 2 компьютерных класса). Своими выпускниками гимназия заслуженно гордится.
Естественно, и бывшие ученики не забывают альма-матер – так, Валерий Гергиев серьезно помогает школе обзавестись и новой мебелью, и современным техническим оборудованием. Кроме того, маэстро принимал в Мариинском театре, которым руководит, старшеклассников владикавказской гимназии. Ну кому еще из их ровесников довелось не просто посмотреть лучшие спектакли знаменитого театра, но и запросто пообщаться со всемирно известным музыкантом!
Необыкновенно повезло ребятам и с педагогами, в числе которых и представители учительских династий, из десятилетия в десятилетие работающих в гимназии, и семь заслуженных учителей республики. Отдельно стоит сказать о заслуженном учителе РФ Валентине Бязыровой – энтузиасте, которых мало. Учитель русского языка и литературы, лауреат Государственной премии СССР, Бязырова долгие годы занималась школьным театром и, кроме того, собирала материалы по 125-летней истории гимназии, которые в результате вошли в книгу о ней.
А директор гимназии? Между прочим, Юлий Белогуров – из династии учителей, чей педагогический стаж более 400 лет! Буквально все в его семье – преподаватели школ и вузов: дед был директором школы и завучем педучилища, отец – учителем в школе и проректором, а затем и деканом в институте. Даже жена – и та учитель, да еще и «по совместительству» начальник Управления образования Владикавказа. Сын Белогурова в 31 год стал самым молодым в России доктором педагогических наук, недавно назначен зам. министра образования и науки республики. Дочь – учитель английского языка, кандидат филологических наук. Сам Юлий Анатольевич уже 35 лет преподает физику и 8 лет совмещает ее с директорством.
При этом он утверждает, что без учительства должность ему вообще была бы неинтересна. Думается, что и его ученикам было бы скучно без его необычных уроков, ведь он считает, что физика – самая… гуманитарная наука, и пытается это доказать на интегрированных уроках. Повторяя близкое ему высказывание Альберта Эйнштейна «Достоевский дал мне больше, чем все мыслители, включая Гауса».
– Не верите? – пытается объяснить мне, как закоренелому гуманитарию, свою позицию Белогуров. – Тогда давайте я вам, как своим 11-классникам на уроке изучения оптики, поставлю задачу: что такое свет? До ХХ века в физике существовало две точки зрения: по одной свет – это частица, по другой – волна. А вот французский ученый Луи де Бройль в 1924 году сформулировал принцип корпускулярно-волнового дуализма, по которому свет – это и то, и другое. Мы же с детьми приходим к аналогичному выводу на основе литературы. Возьмем Шекспира, его знаменитый диалог из «Гамлета» «Быть или не быть»: там проблема решается в рамках формальной логики, где существует только одно из двух взаимоисключающих понятий, третьего не дано. А теперь возьмем Достоевского, герой которого задает столь же острый вопрос: «тварь ли я дрожащая или право имею?», «вошь я или человек?». И Достоевский говорит: и вошь, и человек. То есть великий писатель показывает нам, что формальная логика в жизни не работает. И в физике тоже!
Словом, директор показывает своим ученикам единство мира, всю условность его деления, обращая их внимание на взаимосвязи и параллели. Так что не приходится удивляться, что так много выпускников владикавказской гимназии №5 поступают в технические и естественно-научные вузы.
Взгляд на мир без границ в гимназии проявляется и в формировании толерантного сознания у ребят. Разумеется, осетинской культуре здесь уделяют особое внимание – это и уроки осетинского языка и литературы в младших классах, и курсы истории, географии и традиций республики. Но что радует, здесь не забывают, что Осетия – часть России, поэтому и обучение здесь ведется на русском языке, и соответствующие курсы органично вплетаются в изучение истории и географии России в целом.
В гимназии активно действуют программы по развитию толерантности, проводятся межшкольные семинары, большая внеклассная работа. Это и неудивительно: в школе учатся представители множества национальностей – осетины, русские, армяне, грузины, дагестанцы, кабардинцы, евреи. Учителя надеются, что вскоре вернутся и ученики-ингуши: взрослые и дети постепенно возвращаются на обжитые места, с которых их выгнал осетино-ингушский конфликт.
– Но самая большая наша боль, конечно, Беслан, – признался нам Юлий Анатольевич.
Острота трагедии здесь чувствуется особенно близко: Владикавказ находится всего в 20 километрах от Беслана. Об этом страшном событии в гимназии не забывают не только потому, что это невозможно, и ожоги, и шок от потерь, – у большинства ребят в гимназии в той школе учились двоюродные, троюродные братья и сестры – еще очень сильны. Лучший урок против терроризма – увидеть своими глазами место трагедии, решили учителя. Все старшеклассники владикавказской гимназии побывали на руинах 1-й бесланской школы.
Совсем не случайно в гимназии выбрали особую форму воспитательной работы – сделали ставку не на «Юных орлят» и другие несколько отвлеченные военно-патриотические организации, а на движение миротворцев. Цель его исключительно актуальна для Северного Кавказа – воспитание детей в традициях толерантности и мирного сосуществования народов. Юные миротворцы много встречаются со своими сверстниками и представителями власти из соседних республик.
– И я думаю, их деятельность намного эффективнее, чем встречи политиков, – твердо убежден директор владикавказской гимназии.
Комментарии