Одним из способов воспитания любви к своей Родине у детей, формирования у них исторического и патриотического сознания стало краеведение. Академик Дмитрий Лихачев считал, что краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Ученики часто делят себя на гуманитариев и технарей, оправдывая порой неудачи при изучении какого-либо из предметов. Поэтому на своих уроках я стремлюсь пробудить у одних учащихся интерес к изучению физики, у других – к гуманитарным предметам, предлагая им рассматривать изучаемую проблему с разных сторон.Как правило, учитель-предметник часто еще и классный руководитель, поэтому при организации экскурсии по предмету, как правило, он решает не только образовательные, но и воспитательные задачи, одна из которых воспитание любви к своей Родине. В силу обстоятельств и образования мне неоднократно приходилось преподавать предметы разных циклов, работать педагогом дополнительного образования, что способствовало лучшему объяснению и усвоению учащимися изучаемых тем. Для оптимизации своей работы я применяю метод проектов, в которых часто использую межпредметные связи.В этом году исполняется 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения. Очень важно дать учащимся представление о тех далеких событиях, объединив знания по отдельным предметам для создания целостной картины. Особый след война оставила в столице нашей Родины Москве.После тяжелейшего Бородинского сражения решено было оставить Москву без боя. Москва встретила захватчиков страшными пожарами: горели торговые ряды в Китай-городе, пожар бушевал на Арбате и на Тверской, полыхало Замоскворечье. По официальным данным, из 9151 дома сгорели 7762. Пожаром были уничтожены университет, библиотека Бутурлина, Петровский и Арбатский театры, воспитательный дом. Считается, что в московском пожаре во дворце А.И.Мусина-Пушкина на Разгуляе погибли рукопись «Слова о полку Игореве», а также «Троицкая летопись» и другие произведения культуры и искусства.Перед уходом из Москвы Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. Французы взорвали Никольскую башню, арсенал, звонницу колокольни Ивана Великого. Страшному пожару Москвы посвящены многочисленные полотна русских и зарубежных художников, хранящиеся как в музеях нашей страны, так и за рубежом. Это событие изображено на картинах как современных художников, так и художников, живших в XIX веке.Тему «Пожар в Москве 1812 г.» мои ученики представили в интегрированном проекте истории Отечества, изо, ОБЖ, физики, экологии, краеведения. В нем помимо расчетных задач по физике на количество теплоты, удельной теплоты сгорания и других, фактического материала по истории, изучения памятных мест Москвы, экологии, мер безопасности при пожаре по ОБЖ были представлены картины художников, посвященные страшному событию, например такие как: В.Астальцев «Пожар Москвы 1812 г.», В.Мазуровский «Отступление французской армии. Московский пожар», А.Кириченко «Пожар в Москве 1812 года», В.Верещагин «Пожар Замоскворечья», «В Кремле – пожар!», «Сквозь пожар», И.Айвазовский «Пожар Москвы в 1812 г.», Шмидт «Вид на Кремль во время пожара в Москве» (музей Мармоттан, Париж), И.Лоренс Ругендас «Пожар Москвы в 1812 году» (1813 г.), Х.И.Олендорф (1772-1844) «Пожар Москвы в 1812 году» (Исторический музей, Берлин), Johann Friedrich August Clar «Пожар в Москве», раскрашенная гравюра» (1816 г.). С литературными и музыкальными произведениями, посвященными событиям 1812 года, можно ознакомить детей при проведении классного часа, на котором прочитать отдельные выдержки из книг и прослушать старинные песни. А.С.Пушкин в «Евгении Онегине», М.Ю.Лермонтов в «Сашке», И.Крылов в басне «Волк на псарне», Л.Н.Толстой в «Войне и мире», П.Вяземский в «Послании к Жуковскому из Москвы в конце 1812 года», Ф.Глинка в «Москве» и другие авторы выразили свои мысли и чувства о великом предназначении Москвы в борьбе с врагом. Немало песен было посвящено московским военным событиям: «Хоть Москва в руках французов» (солдатская песня времен 1812 года), «Не труба трубит» (песня Народного ополчения 1812 года в обработке В.Гартевельда), «Шумел, горел пожар московский (народная песня), юбилейный марш «Москва» Н.Шмелева, которые исполняют до сих пор.При изучении математики в младших классах можно использовать краеведческий материал в текстах задач, например, определить численность армий, площадь территории, занятой войсками, площадь полотна панорамы «Бородинская битва», количественный и качественный состав войск, национальный и социальный состав принимавших участие в войне россиян, количественный и качественный состав городских домов, сгоревших во время московского пожара и позже восстановленных, произвести расчеты вооружения русской и французской армий, обеспеченности армий продовольствием.В задачи по физике в 7-м классе можно включить краеведческий материал на знакомство с мерами длины, площади, массы, применяемыми в тот исторический период, чтобы их перевести в современные единицы измерения. Например, длина стен Кремля дается в саженях, надо перевести в метры, найти периметр, площадь стен, их толщину, объем, плотность используемого материала, скорострельность пушек, массу, плотность пушечных ядер. Вряд ли учащиеся смогут запомнить информацию в числах, но подобные задачи важны для расширения детского кругозора.Память об Отечественной войне 1812 года и, в частности, о московских событиях той поры осталась не только в учебниках истории. Она хранится в названиях площадей и улиц, в памятниках, монументах и мемориальных досках. С проектом «Памятные места Москвы, посвященные Отечественной войне 1812 года» мои ученики приняли участие во II Родинских москвоведческих чтениях. Они изучили историю создания и посетили с классной экскурсией такие объекты, как Поклонная гора, Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва», Кутузовская изба, бронзовый бюст фельдмаршала М.И.Кутузова, памятник Кутузову, два обелиска у Кутузовской избы, памятник полководцу Петру Ивановичу Багратиону, мост «Багратион», Бородинский мост, башня Киевского вокзала, экзерциргауз, грот «Руины» и Александровский сад, орудия в Кремле, Большой колокол, Георгиевский зал Кремля, Китай-город, Кафедральный собор Русской православной церкви.Часть объектов мы рассматривали с точки зрения законов физики на уроках: роль куполообразных крыш, распространение звуковых колебаний, деформация и сила упругости.С проектом «Роль усадьбы Воронцово в Отечественной войне 1812 года» ученики приняли участие в VI краеведческих чтениях «Московское наследие», проходивших в рамках X юбилейной познавательно-экскурсионной игры «Чуден град Москов-2012», изучив этот объект и побывав с классом на экскурсии.С проектом «Тайное оружие русских» ученики участвовали в городском конкурсе «От замысла к свершениям». В проекте рассмотрена история создания и попытки использования в ходе войны 1812 года воздушного шара для «погибели врага», создаваемого на территории усадьбы Воронцово, ныне Воронцовского парка на Юго-Западе. Примером непоколебимого желания нашего народа изгнать врага из России и прийти к победе служит история создания воздушного корабля, военного прообраза дирижабля, создаваемого немецким изобретателем Ф.Леппихом. Его идея послужила развитием воздухоплавания в целом в России и Европе. Изучая историю усадьбы Воронцово, ученики многое узнали не только о технической стороне создания шара, но и о судьбах героев войны 1812 года, боевых генералов – князя Н.Г.Репнина (Волконский) и его братьев Н.Г.Волконского и С.Г.Волконского, о судьбе усадьбы. Ученики изучили и вопрос по истории воздухоплавания в России и Европе в XIX веке, о боевых действиях войны 1812 года, вооружении русской и французской армий, а также тактики его применения. Ученики изготовили макет шара, создали презентации по темам «Создание воздушного шара для погибели врага», «Развитие воздухоплавания и его физические основы» (показаны на уроках физики), «Участие князей Волконских в Отечественной войне 1812 года» (показана на классном часе).Проект «Имена героев войны 1812 г. в истории наших улиц» ученики представили на открытом внеклассном мероприятии. Учащиеся ознакомились с историей происхождения названий улиц и площадей родного города, в честь кого или чего они были названы, какие исторические события повлияли на их названия. Улицы 1812 года, 1-я и 2-я Бородинские, Тарутинская расположены в Западном округе столицы. Имя крупнейшего русского полководца М.И.Кутузова с 1957 г. носят один из самых красивых и благоустроенных проспектов столицы, протянувшийся от Москвы-реки до Поклонной горы, улица, проезд и переулок. С 1956 г. одна из улиц возле станции «Фили» Белорусской железной дороги стала называться Багратионовским проездом, расположен он вблизи станции метро «Багратионовская». В честь героев были названы улицы Барклая, Дениса Давыдова, которая соединяет улицу Генерала Ермолова и улицу 1812 года. Улица Генерала Дорохова также хранит память об участнике Бородинского сражения. С 1971 г. близ станции метро «Кутузовская» существует улица Кульнева – талантливого военачальника, генерал-майора, героя 1812 г., участника походов Суворова. Недалеко от станции метро «Фили» расположена улица Неверовского (1971). Дивизия генерал-лейтенанта Д.П.Неверовского оказала упорное сопротивление коннице Мюрата в боях под Красным и у Смоленска, сорвав план Наполеона выйти в тыл русской армии. Между Можайским валом и Дохтуровским переулком расположена Платовская улица, названная так в честь генерала Платова. Улица Раевского помнит подвиг отца-генерала, поведшего в атаку своих малолетних сыновей. Улицы Сеславинская, Василисы Кожиной (1962) и Герасима Курина (1962), Тучковская, П.И.Пестеля, А.А.Алябьева – дань памяти славным героям. Не только улицы, но и станции метро напоминают нам о героическом прошлом: «Кутузовская», «Багратионовская», на панно станции «Комсомольская-кольцевая» изображен Кутузов, а его барельеф находится на станции «Новокузнецкая».В конце учебного года ученики совершили экскурсию в Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, где ежегодно в это время проводится замечательный детский военно-исторический праздник «Стойкий оловянный солдатик». Дети ознакомились с походным бытом русской и французской армий, их обмундированием и вооружением, примерили мундир русского пехотинца, отведали солдатской каши.Как классный руководитель, я планирую с классом осуществить проект «Москва в Отечественную войну1812 года», предусматривающий изучение, а также посещение с экскурсией таких краеведческих объектов, как Петровский дворец, где размещался штаб Наполеона, приехавшего туда во время пожара из Кремля, Донской монастырь, разграбленный французами, на территории которого погребены и участники Отечественной войны 1812 г., Хамовнические казармы, где формировалось народное ополчение, госпиталь богадельни для инвалидов Отечественной войны 1812 г. и другие краеведческие объекты.Победа в Отечественной войне 1812 г. оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Мы должны помнить и хранить память о своих героических предках.Эффективность урока и любого другого воспитательного мероприятия всегда выше, если их проведение приурочено к экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам города. Формирование собственного отношения к истории, воспитание уважения к великому прошлому нашей Родины особенно актуально в современных условиях, а воспитание патриота, гражданина – одна из важнейших задач каждого учителя-предметника.Татьяна ПОЗДЫШЕВА, учитель физики школы №2032
Комментарии