Ход урока: 1.Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. По просьбе учителя ученица читает наизусть следующее стихотворение:
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
О чем идет речь? На какое правило указывают эти строчки стихотворения? (Правописание парных согласных).
Назовите, пожалуйста, их (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Сегодня мы рассмотрим способы проверки слов с этими согласными, находящимися в слабой позиции.
Чистописание. На доске открывается следующая запись:
Бб Вв Гг Дд Жж Зз
Пп Фф Кк Тт Шш Сс
(Дети записывают).
Прочтите правильно буквы, расскажите о любой. Среди пар букв – одна пара лишняя. Какая? По какому принципу? (Буквы Ш и Ж обозначают только один твердый звук, а остальные буквы обозначают по два звука).
Все мы любим телепередачу “В мире животных”. Давайте отправимся в наш маленький зоопарк. (На доске закреплены картинки, на которых изображены слон, морж, лев, кенгуру, дикобраз, зебра, носорог, гепард).
Назовите слова, в которых сомнительный согласный в слабой позиции. Где находится этот согласный? (На конце слова). Поэтому вызывает сомнение при написании. А как избавиться от сомнений? (Поставить парный согласный в сильную позицию так, чтобы он оказался в слиянии с гласным звуком). Пишем в тетрадях: моржи – морж, львы – лев, дикобразы – дикобраз, носороги – носорог, гепарды – гепард.
Итак, что нужно сделать, чтобы проверить сомнительный согласный звук? (Подобрать проверочное слово, в котором после сомнительного согласного стоит гласный звук).
Заучиваем стишок хором:
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Внучка доброго дядюшки Имени Существительного спрашивает нас, как правильно написать следующие слова: у…кий, гла…кий, мя…кий.
Что вы можете сказать о пропущенных согласных? (Они в слабой позиции, перед глухими согласными). Как убедиться в правильном написании? (Дети вновь говорят правило). Запишем имена прилагательные, комментируя вслух.
Итак, мы вели сейчас речь об опасных согласных. Их можем назвать “двойняшками”. Но хлопот с ними не будет, если призвать на помощь… (гласные).
А кроме гласных, придут на помощь еще и звуки-“волшебники”. Познакомьтесь с ними. Учитель предлагает вниманию детей схему:
[Р] [Л]
[М] [Н]
Что мы знаем об этих звуках? (Это согласные непарные звонкие звуки). Они называются сонорные. На языке древних римлян это слово обозначает “звучные”. Это самые безопасные звуки. Почему? (Их нельзя перепутать с другими, так как они непарные). Посмотрим, как сонорный может помочь при проверке написания парных согласных.
Подбираем такие проверочные слова (однокоренные), в которых после сомнительного согласного стоит сонорный:
Кни[ш]ка – кни[ж]ный, мо[к] – мо[г]ла, моро[с] – моро[з]ный, кру[к] – кру[г]лый.
Итак, мы знаем два способа проверки сомнительных согласных. (Дети говорят правила, повторяем хором).
Физкультминутка
Учитель предлагает детям послушать сказку. Дети слушают, закрыв глаза.
Пришли однажды буквы З и С к Алфавиту, обе недовольные.
Уж не больны ли вы? – спрашивает он.
Нет. – И наперебой отвечают. – Есть звуки, с которыми мы работаем, нарушающие правила. Например: в словах перевозка и сказка в середине слышится глухой [с], а пишется буква з, в словах просьба и косьба пишется буква с, а слышится [з].
Никакого нарушения правил здесь нет. А происходят два явления в русском языке. Под влиянием глухого происходит оглушение, под влиянием звонкого – озвончение впереди стоящего звука.
Работа с кассой. Потренируемся в проверке сомнительных согласных в слабой позиции. (Дети комментируют написание слов: листопад, дождь, снег, град).
Что объединяет все слова? (Это неодушевленные имена существительные, в единственном числе, мужского рода, с нулевым окончанием, обозначают явления природы. В этих словах происходит оглушение). Какое слово особо выделяется? (До[шт▓]. Здесь двойное оглушение). Запишите по памяти эти слова.
Вернемся в зоопарк. В названиях каких животных сомнительный согласный как слышится, так и пишется? (Бегемот, волк, барсук, лось).
А как вы определили? (Подобрали проверочное слово). Запишите эти слова.
Дети, вы любите сказки? Знаете много сказок? Тогда легко справитесь с таким заданием. Допишите недостающее слово: Посадил… … . Позвал … … . Опустил волк хвост в … . Ловись … и мала и велика.
Проверяем написанное, проговаривая орфографически.
А теперь запишите только букву, обозначающую сомнительный согласный: пряжка (ж), варежка (ж), сыроежка (ж), ромашка (ш), гармошка (ш), кормушка (ш), указка (з), замазка (з), повозка (з), окраска (с), колбаска (с), стамеска (с).
Г.КНЯЗЕВА
Глазов
Комментарии