На бытовом и научном уровне мы крепко усвоили максиму: без общения с себе подобными человек, общественное животное, существовать не может – дичает, сходит с ума, лезет в петлю… Вся культура человеческого общества, художественная литература, жизненный опыт как будто подтверждают этот тезис. Однако есть и очень яркие исключения, без которых, как известно, не бывает правил.
ысячелетний опыт религиозного существования людей являет нам ярчайшие образы подвижников, пустынников-монахов, бежавших от человеческого общения в глухие скиты, пустыни, пещеры. Отказывая себе во всех материальных благах, и прежде всего в “роскоши человеческого общения”, они не только не угасали, но, наоборот, становились духовными светочами для множества людей на годы и века:
И Ангел мне сказал: иди, оставь
их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там
огонь лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они
познают,
Возжаждут Истины и света
пожелают,
Им было б чем светильники
возжечь.
(Ап. Майков. “Пустынник”)
Где же брали эти отшельники энергию для своего подвига, откуда черпали силу духа, если не общались с людьми годами? Эту энергию духа им мог дать только Бог, с которым они и общались в своих молитвах и через ангелов. Обрыв религии, т.е. в прямом переводе – “связи с Богом”, который начался отнюдь не сегодня, а уже в ХIХ веке в России и еще раньше в Европе, опустошил человека духовно. И жажда духовного общения, которой он всегда был томим, постепенно превратилась в жажду развлечений, удовольствий, о которых Пушкин писал: “Безумных дней угасшее веселье мне тяжело, как горькое похмелье”. А Ф.И.Тютчев в своем стихотворении “Наш век” прозревает из своего наше время:
“Не плоть, а дух растлился
в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…”
Да, нам сегодня более всего не хватает именно духовного общения. А нам настойчиво на всех уровнях навязывают вместо него различные “тусовки”, конкурсы, игрища, “шоу”, выдавая все эти паллиативы за “свободное общение”. И в этой ситуации наиболее страдающей стороной становится ребенок. Причем не только в бедной, недоедающей семье, а именно в обеспеченной материально, где все заняты добыванием все больших и больших благ. Но главного блага – любви и внимания – ни ребенок в такой семье, ни все его члены не получают. И в пустоту падает детский вопль: “Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори!”. И, не получая ответа, ребенок все больше уходит в себя, отчуждается от родителей и ищет себе друзей для общения на стороне. И “сторона” эта зачастую дурно пахнет – табаком, вином, наркотиками и т.д.
Чем без толку проклинать тьму, зажги свою свечу
Родители, приведшие своих малышей в нашу прогимназию “Пересвет”, более всего идут за духовным общением, за широким гуманитарным и эстетическим образованием, надеясь, что здесь их дети от злых ветров нынешнего беснования будут защищены русской культурой, корнями уходящей в православие. Каждый хочет для своего ребенка счастья, да не всякий представляет себе, каков путь к нему, как развить и укрепить душу ребенка. Более чем 10-летний поиск в этом направлении позволил педагогическому коллективу прогимназии “Пересвет”, которая развивает, воспитывает детей с 4-летнего до 11-летнего возраста, сформировать определенную концепцию и систему программ, которые опубликованы в книге “Русская православно-ориентированная школа” (М., Паломник, 1999). Разумеется, православная ориентация более всего осуществляется в процессе преподавания всех предметов гуманитарного и эстетического цикла. Однако общения на уроке с учителем явно недостаточно. Хотя такой урок, как риторика, целиком ориентирован на речевое общение. С 1-го по 4-й класс дети потихоньку постигают духовные глубины русской словесности по пособию, название которого довольно точно отражает его направленность и содержание – “Введение во Храм Слова” (М., Школа-Пресс, 1994). Книга эта, изданная 70-тысячным тиражом, давно разошлась по городам и весям России, что само по себе свидетельствует о духовной жажде нашего народа. Сейчас она переиздается издательством “Отчий дом”, значительно улучшенная и дополненная. И наши дети, и родители с нетерпением ждут ее выхода, тем более что в нее вошло немало детских сочинений, которые служат образцами для риторического анализа.
Однако для полного выражения мыслей и чувств, проявления творческих способностей одних уроков нам недостаточно. И тут на помощь в решении этой кардинальной проблемы пришла родившаяся сама собой неожиданная и удивительно плодотворная форма творческого общения – семейный филолого-эстетический клуб “Родничок”. Ему уже седьмой год. Он довольно крепко стоит на ножках. И мы можем сегодня поделиться с коллегами не только опытом его организации и создания, но и предъявить реальные результаты этого систематического духовного, творческого общения.
Истоки нашего “Родничка” – в желании детей и их родителей неформального и свободного общения с учителем после уроков. Объединились в небольшой кружок вокруг книги “Введение во Храм Слова” те дети со своими родителями, которых привлекали высокая поэзия и творческие работы на развитие воображения, фантазии. Принимались в клуб все дети из разных классов – в одну большую семью. И само собой так сложилось, что приходившие за детьми старшие братья и сестры тоже захотели участвовать в этом свободном общении, где читались стихи, рассказы, бывали встречи с поэтами, художниками, артистами. И так как у некоторых родителей тут же был младший ребенок в детскому саду, то и этот член семьи понемногу приобщался и постепенно становился “кандидатом” в члены клуба. Окончившие начальную школу дети вынуждены были уходить в другие школы Москвы, но не хотели порывать с “Родничком”, так как в тех школах они получали неплохое образование, но лишены были того духовного общения, к которому привыкли и без которого чувствовали себя обделенными и несчастными. Так, в клубе сложилась оригинальная структура: основной состав – из любящих русское слово и литературное творчество детей; членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры); молодая “поросль” из наиболее талантливых и жаждущих дошкольников. Украшением и гордостью “Родничка” являются “вольные слушатели – ветераны”, которые приходят на заседания клуба тогда, когда успевают справиться со своими занятиями в другой школе. Но задания они, как правило, выполняют, так как хотят опубликоваться в нашем журнале “Родничок”, который каждый год собирают из своих творческих работ родничковцы-пересветовцы.
Негаснущий свет “Родничка” передается в новый состав “ветеранами” и их родителями. Охраняются, совершенствуются и обогащаются новыми членами добрые традиции, освещающие всю гуманитарную, духовную атмосферу прогимназии.
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке
Конечно, можно, радуясь и умиляясь, жить своим маленьким мирком и довольствоваться тем, что мы для себя создали. Но освобожденный творческий дух всерьез задел своим крылом не только нас, учителей, но и наше руководство – Московский и окружные департаменты (или комитеты) образования. От уходящего в недоброе прошлое “командного стиля” наши чиновники от образования переходят к поискам новых форм общения с учителями. Да и можно ли назвать чиновниками образованных, высококультурных и находящихся в постоянном творческом поиске людей, которые стремятся найти самый лучший опыт и дать ему дорогу, не замыкаясь в окружных или городских “собственных” системах. Так, Вера Ивановна Лопатина, которая отвечает за образование в громадном Центральном округе Москвы, прилагает все усилия, чтобы и наш опыт, и достижения в направлении гуманитарного образования и творческого развития детей в других школах округа тщательно изучались всеми, кто хочет двигаться вперед и выше в этом направлении. Поставив перед собой и своими сотрудниками задачу изучить и обобщить опыт организации непрерывного гуманитарного образования детей и подростков, она при активной и доброй поддержке Московского департамента образования и опираясь на его опыт формирования инновационной сети “Московская гуманитарная школа” создает в округе экспериментальную площадку “Пушкинское слово”. Именно на этой площадке собираются единомышленники и “единочувственники” для свободного обмена мнениями и опытом. В результате за 3 года сложились настоящие педагогические сообщества, жаждущие общения, когда можно не только получить профессиональный совет и обсудить наболевшие вопросы, но и поделиться хорошей книгой, вместе наиболее разумно сориентироваться в море информации, в котором без дружеского компаса легко заблудиться. “Друзья! Давайте и свою родную “Учительскую газету” сделаем площадкой живого свободного общения по всем волнующим нас вопросам! И начать бы этот обмен с заданной нам животрепещущей темы…”
Софья ИВАНОВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии