search
main
0

И боги задачи решают. В центре «Стратегия» старшие гении растят младших

​Эти юноши бледные со взором горящим здесь цари и боги. Словно ареопаг, члены жюри интеллектуальных состязаний «Математики против информатиков» в летней школе липецкого центра дополнительного образования «Стратегия» изрекали свои решения, а соревнующиеся младшие гении послушно ловили каждое их слово. «Это двойка!» – выносил суровый приговор один из юношей. «Четверка. Доклад безобразный, не спорю, но ошибки-то нет. Где ошибка, докажите!» – возражал невозмутимый председатель жюри, ведущий преподаватель центра Григорий Воробьев. «Но человек не обосновал своего решения!» – «Ну, он попытался это сделать в ответ на вопросы». Можно было подумать, что не о математических задачах идет речь, а о поисках бессмертной истины… Впрочем, наука для этих ребят, похоже, и вправду священна, во всяком случае, это дело жизни.

Долгими годами невероятно упорной учебы все они пришли к призерству или победам во Всероссийской олимпиаде школьников и стали студентами лучших университетов страны – МГУ им. Ломоносова, МФТИ, Высшей школы экономики, МИФИ, ИТМО. Сейчас «боги» уже сами растят себе смену. Стратегия у «Стратегии», специализирующейся на углубленной работе с одаренными детьми, такая. И она блестяще работает.Летняя школа юных гениев (про сам центр, действующий в течение учебного года, читайте: www.ug.ru/archive/49201) обосновалась в лагере «Клен» под Задонском. Место тут, что и говорить, подходящее, благолепное – рядом со Свято-Тихоновским Преображенским монастырем, и воздух потрясающий – кругом сосновый лес, кажется, сама атмосфера способствует концентрации ума и отдыху души и тела.Гении, а в летней школе их собралось 150 человек, подтвердили наши предположения. Младшие сюда приезжают напряженно учиться, а старшие… расслабляться. На самом деле и те и другие ухитряются сочетать работу и отдых. Казалось бы, вкалывают немилосердно: ученики 7-11-х классов здесь занимаются профильными науками по 6-7 часов в день (!), не считая решения задач индивидуально, по собственному почину (а такое случается постоянно). Преподают у них не только штатные сотрудники «Стратегии», но и волонтеры – бывшие ученики, ставшие студентами, рвущиеся в школу в новом качестве. Почему их сюда так тянет?- Здесь все свои, родные, – говорит Андрей Климкин, окончивший второй курс НИУ ВШЭ, входящий в десятку рейтинга прикладных математиков своего вуза. – Это для меня как семья, как дом, и ребята, и преподаватели – уже друзья: я первый раз поехал сюда после 10-го класса как ученик, сейчас третий год в качестве сначала вожатого, теперь преподавателя… И потом я здесь отдыхаю: в Вышке все-таки сильно устаешь – учиться непросто, а еще изматывает долгая дорога в университет из общежития, которое находится от него далеко. Даже сил читать в электричке не хватает, засыпаешь, и времени ни на что другое, кроме учебы, практически нет. А тут происходит эмоциональная разгрузка: я даю ребятам то, что сам хорошо знаю и люблю, кроме того, здесь всегда интересный досуг – мы занимаемся и спортом, и творчеством. Каждый вечер сценки, танцы, живая музыка, и педагогический отряд принимает в этом активное участие! Можно подурачиться, пообщаться. Только уезжаешь отсюда, как начинаешь снова ждать, когда наступит следующая смена…И Андрей вместе с большой частью жюри ушел играть в футбол, он и в ВШЭ этим видом спорта занимается. Надо было видеть, как азартно и ловко гоняют эти блестящие молодые люди мяч во главе, кстати, с начальником смены! Так что про бледных юношей – это не более чем метафора…Часть парней и девушек, кстати, работают еще и вожатыми, ну нравится им «с молодежью общаться».- Даже удивляешься иногда: ты ребятам ничего особенного не сделал, а они тебя любят и слушают! – смеется вожатая Аня Севостьянова, студентка экономического факультета ВШЭ, некогда призер заключительного этапа Всероса (здесь имеют законное право так по-свойски называть ВОШ) по экономике.А как по-другому должны смотреть на этих небожителей те, кто мечтает стать таким же, добиться не худших результатов и упрямо работает для этого?- Старшие ребята, например Саша Останков, Андрей Климкин, дают нам материалы, которые изучают в своих вузах, эту информацию самим найти сложно, – считает школьница Соня Зубрилина. – Они объясняют очень понятно, доходчиво, и наш уровень за время учебы сильно повышается…Ученики «Стратегии» работают практически все лето: сначала ребята занимаются в пришкольном лагере центра по 4 часа в день, потом выезжают в «Клен» на смену. А во второй половине августа здесь прошла летняя школа компьютерных наук совместно с ВШЭ, на которую съехались программисты-олимпиадники со всей страны. На семейный отдых с родителями у них не больше месяца.- Это как спорт, нужны постоянные тренировки с перерывом на маленький отпуск, – говорит директор «Стратегии» Инесса Анатольевна Шуйкова. – Вы же видите, что этих ребят не нужно заставлять учиться. Меня тут Степан Носов насмешил: говорит, что отстал, наверное, пока не занимался, – он документы в вузы подавал! То есть у этих ребят постоянная потребность развиваться. И нам нужно только в течение всего года поддерживать в них этот огонь, создавать атмосферу, где им комфортно, и среду, где они будут постоянно развиваться. Так что мало работать только во время учебного года.Создание этой среды и атмосферы, конечно, колоссальный труд взрослых (учитывая, что в центре занимаются ребята из разных школ Липецка, и только во второй половине дня, удивительна степень их сплоченности и дружбы). Для этого требуется как минимум не меньшее, чем у детей, горение со стороны руководства и преподавателей «Стратегии». Они и вправду фанаты своего дела, у которых отпуска, кажется, вообще нет никогда. Преподаватели центра сами прекрасно иллюстрируют идею преемственности, представляя собой три связанных между собой поколения – наставников из ЛГПУ (Андрей Рюрикович Ломоносов и Григорий Алексеевич Воробьев), их учеников из легендарного педагогического класса Юрия Тарана, о котором мы не раз писали (та же Инесса Шуйкова и основной костяк преподавателей и воспитателей), и учеников учеников – выпускников «Стратегии». Всех их связывает не просто уважение друг к другу, но и искренняя любовь единомышленников и соратников.Ребята все это видят и впитывают, передавая друг другу по живой цепочке. К преподавателям тут особое отношение – уважительное и дружеское, без фамильярности, как к первым среди равных. Учителя этот особый дух свободы и равенства поддерживают, даже культивируют, споры в науке, как и обсуждения вариантов решения задач, приветствуются, да и «зажигать» здешние взрослые любят не меньше, чем младшие.- Мы тут ставили номер «Восточные сказки», так один из наших студентов-преподавателей произвел фурор в роли… верблюда, – улыбается начальник смены и зам. директора центра Павел Азаров. – Когда еще увидишь бывшего призера Всероса по информатике в образе парнокопытного или вообще червяка в яблоке?Способствуют сближению и игры. Азаров, сам не такой уж давний выпускник вуза, абсолютный победитель регионального конкурса «Сердце отдаю детям» среди педагогов допобразования, еще и руководит клубом интеллектуальных игр «Стратегии» и тренирует липецкую команду школьников «Что? Где? Когда?». В этом году она, между прочим, стала серебряным призером чемпионата России! Другое достижение – «бронза» на чемпионате Европы в «Своей игре».Все ребята, судя по беседам, обожают «Что? Где? Когда?» и мечтают продолжать играть, но в студенчестве обычно времени на игру остается все меньше, а ностальгия по ней неизменна.- Эта игра еще хороша тем, что помогает формировать базу, культурный уровень детей, – считает Азаров.Он, кстати, каждому начинающему дает список литературы и фильмов, которые желательно прочитать и посмотреть. Там и приключенческие книги вроде Фенимора Купера и Жюля Верна, и русская классика – Толстой, Достоевский, Тургенев…Поражает в летней школе «Стратегии» не только старшее, но и младшее поколение умников и умниц. Два отряда из семи – это школьники 3-6-х классов.- Младшие дети всегда учились в «Стратегии», но их участие в летних и зимних школах мы сначала не планировали, а потом родители стали нас спрашивать: «А почему вы их в лагеря не берете?» – признается Инесса Шуйкова. – И вот мы третий год их вывозим и ничуть не жалеем о лишних хлопотах. Наоборот, младшие – образцово-показательные отряды, в каких-то мероприятиях они даже опережают старших.Мы застали ребят, конечно же, за решением задач – лохматые мальчики и аккуратные девочки склонились над компьютерами, а за отдельным столом их «коллеги» занимались бисероплетением и другим рукоделием – те, кому захотелось немного отдохнуть от умственной работы. Но здесь все лучшие из лучших, призеры и победители инициированных центром муниципальных открытых олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике. Более того, здесь есть уникумы, которые выиграли или заняли призовые места во всех четырех олимпиадах (а в них участвуют около 6 тысяч детей)! Например, Марта Степашкина или Дима Дергунов. Таких в «Стратегии» принимают в Клуб юных академиков – выдают им академические шапочки, дипломы. С одним из юных академиков нам посчастливилось поговорить.- Мне все направления интересны, но особенно математика и информатика, – признался шестиклассник 1-й липецкой гимназии Дима Дергунов. – Нравится думать над сложными заданиями, чтобы не сразу разгадать. Еще люблю читать, например, Дмитрия Емца и Конан Дойля. В смене мне нравятся и занятия по информатике, и спортивный час, особенно люблю футбол. Кем я стану? Возможно, буду работать в ФСБ – интересно раскрывать преступления и планы противника. Но я еще буду думать над этим.- Представляете, это они только 5-й класс окончили и такие умные, а что дальше будет? – улыбается воспитатель мальчика в летней смене Наталья Борисовна Михина, учитель начальных классов и лауреат конкурса «Лучшие учителя России» ПНПО.Рядом скромно стоит мама Димы, тоже воспитатель летней школы, Татьяна Николаевна, некогда лучший игротехник России, ныне зам. директора Дома детского творчества «Городской» имени Сталя Шмакова. У Натальи Борисовны, впрочем, дети также из числа юных гениев: старшая дочка, 11-классница, участница заключительного этапа ВОШ по немецкому языку, недавно вернулась со стажировки из Германии, младшая, что перешла в 9-й, за прошедший год умудрилась занять высокие места в 4 олимпиадах муниципального уровня – по русскому языку и обществознанию (стала победителем), английскому и экономике. Такие вот здесь ученики и учителя.Старшие умники, кстати, к этим пятиклашкам сами тянутся. Приходят поиграть, пообщаться. А там еще немного, и младшие перейдут в старшую категорию и начнут дышать в затылок.- Здесь очень сильные ребята, и младшие могут подкинуть интересную идею, – признался Андрей Климкин. – Видно, что они многого могут добиться. Раньше у нас были сложности пробиться на Всерос по информатике, а сейчас постоянно кто-то призером становится. Кажется, вроде ты с друзьями ушел, и все, кончились умные люди! Нет, смотришь, новые появились.Неудивительно, что, когда на высшем уровне по инициативе Агентства стратегических инициатив родилась идея технопарков, в Липецкой области сделали ставку на «Стратегию», и ее материально-техническая база и, главное, человеческий ресурс (преподавательский и ученический) идеально вписываются в эту концепцию. И вот выяснилось – технопарку на базе центра быть. На прошлой неделе состоялось заседание конкурсной комиссии Министерства образования и науки России и Агентства стратегических инициатив по предоставлению субъектам РФ субсидии из федерального бюджета на создание инновационного детского технопарка, и Липецкая область вошла в число победителей, с чем мы ее искренне поздравляем! Новая инновационная площадка получит название «Кванториум».Конечно, преобразование в технопарк повлечет за собой большие перемены, как внешние, с оборудованием новейших аудиторий, лабораторий, медиатеки, технических зон, так и внутренние. Появятся новые люди, преподаватели, ибо среди партнеров будущего технопарка – ЛГПУ, ЛГТУ, Новолипецкий металлургический комбинат, Воронежский госуниверситет, НИУ ВШЭ, МИФИ, МГУ, Московский центр непрерывного математического образования. Но верится, что свой чудесный дух сообщества друзей и единомышленников «Стратегия» непременно сохранит.- 800 школьников 7-11-х классов, обучающихся на бесплатной основе;- 600 школьников 3-7-х классов, обучающихся на платной основе, из них более 50% учатся по научно-техническому профилю;- в центре представлено более 52 образовательных учреждений Липецка.В технопарке «Кванториум» на базе Центра дополнительного образования «Стратегия» дети из Липецкой области от 5 до 18 лет смогут бесплатно получить качественную инженерно-техническую подготовку на высокотехнологичном оборудовании.Школьников будут обучать по таким направлениям (квантумам), как:- Робоквантум, – ИТ-квантум, – Геоквантум, – БиоКвантум, – Аэроквантум,- Наноквантум.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте