В школе №251 активно сотрудничают два учителя – Н.Евдокименко, учитель иностранного языка, и Н.Волкова, учитель русского языка и литературы школы №251. Два педагога считают, что школьный двуязычный театр может объединить в процессе проектной деятельности все ступени общеобразовательной школы. Откуда такая уверенность? Об этом учителя говорят так.
Школа сегодня призвана развивать способности школьника, позволяющие реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что важнейшими характеристиками личности выпускника становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью.
В рамках работы школы над реализацией данных направлений в 2000 году тут был создан англо-русский театр «АРТ-ERT», в котором осуществляются постановки произведений русских, английских и американских авторов. Изначально эти постановки были логически расширенным продолжением уроков литературы и английского языка, где в более живой и интересной, более актуальной для учащихся форме практически реализуется принцип диалога культур.
Классно-урочная система преподавания предполагает трансляцию учебного содержания вне контуров его применения и употребления, в то время как образовательная программа проекта школьного англо-русского театра ориентирована на обязательную связку учебного содержания с пространством его употребления. Взаимодействие предметного слоя с проектно-практическим позволяет выстроить связку «предмет – практика». Так возникла тема первого спектакля старшей школы как логическое обобщение изучения творчества Р.Бернса, одновременно запланированного на уроках литературы и английского языка в 8-м классе.
Работая над спектаклем, сталкиваясь с трудностями в чтении и переводе стихотворений шотландского поэта, учащиеся обнаружили множество особенностей языка XVIII века, отличающегося от современного английского языка. Кроме того, они смогли сопоставить их с особенностями русской поэтической речи, провести аналогии и проследить общие тенденции в развитии языков. При сравнении с нашими, российскими, исторически сложившимися моральными ценностями и устоями невольно проводились параллели и происходило понимание единства общечеловеческих ценностей.
История, музыка, танцы, культура Шотландии эпохи XVIII века органично вошли в спектакль, таким образом реализуя интегративный подход к работе над проектом и сотрудничество участников образовательного процесса – учащихся, родителей, учителей русского и английского языка, музыки, МХК, танцев и многих других.
Последующие спектакли, поставленные по произведениям всемирно признанных мастеров – О.Генри и А.Чехова, Р.Бернса и Р.Шеридана, У.Шекспира, Ильфа и Петрова, Б.Шоу и Н.Тэффи, дают возможность сопоставить культуру и традиции России, Америки и Англии, их различия и в то же самое время единство человеческих чувств, эмоций и переживаний. Учащимся интересно сравнить жизнь и характеры людей разных стран на переломе эпох, а также понаблюдать за современным прочтением классических образцов юмористической литературы Англии и России.
В настоящее время в школе действуют две экспериментальные площадки: «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности в образовательном процессе» и «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры». Проект школьного двуязычного театра, ключевая идея которого – единство общечеловеческих ценностей, общность поликультурного пространства, органично вписался в работу этих площадок. Вне зависимости от национальных ценностей и культур, вне зависимости от эпох люди на всех материках чувствуют, любят и страдают одинаково, их надежды, устремления и мечты не зависят от их национальной принадлежности.
Постоянные участники проекта проводят большую работу по обучению вновь прибывших актеров, учащиеся, которые работают в проекте несколько лет, самостоятельно проводят занятия с начинающими.
В процессе работы на различных этапах проекта ученики участвуют в обсуждении темы спектакля, написании сценария; создают костюмы, подбирают музыкально-хореографическое оформление спектаклей в соответствии со стилями, отражающими культурные эпохи. Каждый этап такого общешкольного межпредметного проекта – это краткосрочные детские проекты.
Логичным продолжением и расширением работы школы в данном направлении стало создание английского клуба в начальной школе. Результатом работы этого клуба становятся ежегодные праздники английского языка «English Party», которые проводятся уже 5 лет. В праздниках принимают участие большинство учеников начальной школы. Они поют, создают и инсценируют как небольшие отрывки, так и целые сказки на английском языке. Руководят клубом все учителя английского языка школы.
Таким образом, задачи, изначально поставленные в рамках проекта перед педагогами и учащимися старшей школы, стали решаться и реализовываться уже на самом первом этапе – в начальной школе.
С переходом в среднюю школу активная творческая деятельность учащихся не прекращается. Ученики 5-6-х классов продолжают развивать свои языковые, актерские, драматические способности, ставя мини-спектакли на английском языке. В этом году в рамках работы над проектом в средней школе была создана «Литературная гостиная». Работа над этим проектом не только развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные компетенции участников, но и имеет большое воспитательное значение. Командный дух, ответственность перед партнерами, дисциплинированность и организованность, взаимопомощь и сотрудничество – без этого невозможна работа ни на одном из уровней этого проекта. Уже работая над постановкой маленького эпизода, дети в начальной школе понимают, что общий результат зависит от вклада каждого; если даже один из них не выучит роль, забудет костюм или реквизит, разрушится работа всех. Дети переживают за общее дело, помогают друг другу.
Видеокассеты с записями двух спектаклей нашего школьного театра демонстрировались английским преподавателям, сотрудничающим с нашей школой по международной программе «The Elisabeth Johnson Organisation» в городе Гилфорде, где наши ученики регулярно проходят обучение в лингвистическом лагере. Работа получила высокую оценку, а анализ англоязычной части спектаклей послужил основой уроков, проходивших в рамках этой программы.
Англоязычная часть спектакля представлялась на городском конкурсе детского творчества на английском языке в Московском городском Доме учителя: в апреле 2004 года наш коллектив стал дипломантом конкурса, в 2005 году – завоевал бронзовую медаль, в 2006 году спектакль театра вновь занял первое место на окружном конкурсе искусств и достойно представил Северный округ на городском конкурсе искусств «Globe».
Учащиеся, играющие в театре, становятся активными участниками еще одного международного проекта – проекта «Россия – Италия». Уже второй год они ставят небольшие постановки на итальянском языке, сейчас к ним начинают подключаться учащиеся, изучающие немецкий язык.
В целом же сегодня уже заметен системный подход к работе над проектом, в которой участвуют учащиеся всей школы. Ведь творчество начинается с первых шагов, с первых песенок и стихов в первом классе и продолжается зрелой актерской, творческой деятельностью в старшей школе.
Комментарии