О попечительских советах в школах волгоградцы серьезно задумались года три-четыре назад. И чиновники, и учителя, и родители оживленно обсуждали новую (или хорошо забытую старую) идею. Вспоминали аж о царицынских меценатах прошлого века.
По такому пути пошли в лицее №2 города Волгограда. В 2003 году зарегистрирована Волгоградская региональная общественная организация « школы №132 лицея – №2».
В историю Царицына вошли попечители Лапшин и Репников. Купцы первой гильдии, почетные граждане города, до революции много жертвовали для местных гимназий. Отстроили для одной из них здание. Да такое крепкое, что оно пережило революцию и две войны. Теперь в нем, кстати, располагается областной Комитет по образованию.
В позапрошлом веке в попечительские советы входили сильные мира сего – представители купеческого сословия, дворяне, высокие чиновники. Они могли не только поддерживать просвещение материально, но и систематически оказывать ему покровительство в других формах: следить за качеством обучения детей, поощрять талантливых учеников, платить им стипендии, в той или иной мере контролировать жизнь учебного заведения. Деятельность эта считалась богоугодной, достойной всяческого признания.
При социализме роль попечителей во многом перешла к предприятиям-«шефам». Но после перестройки не только школы, но и производство было брошено в ситуацию борьбы за выживание. Одна моя знакомая учительница любит повторять: «Спонсоров на всех не хватает». И она, в сущности, права…
Крупные организации, банки, политики школам сейчас, конечно, помогают. Но от спонсоров не раз приходилось слышать, что в России сегодня благотворительность дорого обходится. Она нуждается в дополнительном законодательном стимулировании.
Ну и, наконец, для того чтобы привлекать в помощь школе бизнес-сообщество и предприятия, вовсе не обязательно создавать попечительский совет.
Например, во многих сельских школах Волгоградской области сложились достаточно крепкие партнерские связи с акционерными обществами и фермерскими хозяйствами. Это сотрудничество основано на взаимной выгоде.
Согласно постановлению губернатора Николая Максюты школы владеют земельными участками, площадь которых достигает 100 гектаров. Самостоятельно ученические коллективы обрабатывать такие поля, естественно, не в состоянии. Тут не обойтись без помощи, например, арендаторов, у которых вся техника, ГСМ и семенной фонд. Благодаря им старшеклассники обучаются профессии механизатора и вместе с аттестатами получают документы о соответствующем образовании. Не говоря уже о том, что у школ появляются дополнительные доходы за счет аренды.
Помнится, несколько лет назад в рамках совместного британско-российского проекта в Волгоград приезжали директора школ города Брайтона во главе с инспектором тамошнего департамента образования. От них многие российские коллеги тогда впервые услышали о попечительских советах, которые в России находились в эмбриональном состоянии.
Например, в Брайтоне именно перед попечительским советом и общественностью района отчитываются инспектора после проверки учебного учреждения. Интересно, что плохие или хорошие результаты инспектирования публикуются в местных газетах. Наблюдающий совет может потребовать увольнения директора школы.
По мнению британцев, общественность должна знать, в каких условиях учатся дети. И еще: попечительские советы в Туманном Альбионе регистрируются как автономные от школы структуры. Считается, что если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен и фактически зависит от администрации, находится в подчиненном положении.
Что греха таить, нам еще далеко до Великобритании, где существуют governing body. Их функции гораздо шире, чем мы привыкли. Это не только аккумуляция пожертвований, но определение приоритетов в образовательной программе, контроль бюджета школы и защита ее интересов.
Рассмотрим различные модели попечительских советов.
Сельская модель
Село Краишево гордится своей школой. Здание рассчитано на 360 мест. Но на сегодняшний день тут учатся 120 мальчишек и девчонок.
В попечительский совет Краишевской школы, по словам директора Марины Геннадиевны Колчиной, входят шесть человек – родители учеников, по роду занятий – фельдшер, фермеры, домохозяйки:
– Это моя опора, мой совещательный орган. Без решения попечительского совета не обходится ни одно мало-мальски важное школьное дело. Мы обсуждаем, у кого из местных предпринимателей можно попросить содействия, на что потратить привлеченные средства.
Наличие попечительского совета, по словам директора, помогает отказываться от поголовного сбора денег с родителей на школьные нужды. «Принудиловки тут никакой нет», – утверждает она. Общая забота – создание стабильного фонда внебюджетных средств и их рациональное расходование. Например, школе принадлежат 56 гектаров пахотных земель, которые берет в аренду фирма «Агроелань». Это не единственная статья доходов.
Кроме того, хоть Марина Геннадиевна этого прямо и не сказала, коллегиальное обсуждение на попечительском совете способствует изменению мотиваций расходования средств. Ведь, как правило, попечителей в первую очередь волнуют задачи, связанные с детьми, а не с чисто хозяйственными нуждами.
Попечительский совет представил учебное заведение на грант Президента России в рамках национального проекта «Образование». Краишевская школа выиграла премию. Теперь там думают, как потратить миллион. Скорее всего это будет оснащение нескольких кабинетов. Давняя мечта – современный класс информатики с выходом в интернет.
– Будем с попечителями вместе решать, что лучше закупать, – говорит директор.
Октябрьский лицей Калачевского района тоже имеет свой попечительский совет. Учебное заведение немаленькое – 620 учеников, 30 классов-комплектов. Но зато и попечители солидные. В совет входят представители командования войсковой части, на территории которой находится лицей.
– Офицеры в лицее – частые гости. Бывают они у нас не только в праздники, но и в будни, – рассказал директор лицея Валерий Викторович Зиновьев.
Официально попечительский совет собирается один раз в четверть. На повестке дня – актуальные проблемы: текущий ремонт, создание оздоровительной площадки, транспорт для экскурсии в Волгоград, проведение традиционных дней здоровья и т.д. Командиры внимательны к нуждам лицея и оказывают всяческую помощь. Даже охрана здания во время больших мероприятий осуществляется с помощью армейцев.
Вообще в небольших сельских поселениях, где все друг друга знают, попечительские советы, как правило, постоянны по своему составу (родители, предприниматели) и ведут социальный патронат над школой.
Городская модель
В принципе в городской школе функции попечительского совета не слишком отличаются от сельской. Но тут у попечителя больше возможностей выступить в какой-то мере «заказчиком» образовательных программ.
Школа №4 города Калача-на-Дону. Тут есть и совет школы, и попечительский совет. В него входят родители, представители малого бизнеса, предприятий, выпускники, общественность. Друзья школы – экологический фонд «ЭКО-Дон», территориальный комитет по охране природных ресурсов.
Директор Ольга Георгиевна Иванова комментирует:
– Наш попечительский совет ищет эффективные механизмы привлечения благотворительных средств. Эти деньги направляются на развитие образовательного процесса, школы и всей жизнедеятельности коллектива детей и взрослых.
В школе создается своя система здоровьесбережения. Недавно прошел конкурс на самый здоровый класс. Попечители сидели в жюри, закупили ценные призы: фотоаппараты, магнитофоны. Кстати, с помощью спонсоров отремонтированы две спортплощадки.
Школьный благотворительный фонд
Функции попечительского совета несет некоммерческая организация «Благотворительный фонд поддержки лицея №9 Дзержинского района Волгограда». Президент фонда и его заместители выбраны из числа родителей. Всего их 6 человек. Свои обязанности они исполняют на общественных началах.
Согласно уставу фонд собирает добровольные денежные и имущественные взносы родителей лицеистов, а также любых физических и юридических лиц. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты.
Четыре раза в год проходят общешкольные родительские собрания, где заслушивается информация обо всех поступлениях и их использовании. Смета доходов и расходов доступна и прозрачна.
Зарегистрирован фонд в апреле 2004 года. По мнению заместителя директора лицея Елены Николаевны Чернышевой, за это время фонд полностью оправдал возлагаемые надежды:
– Не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что в фонд поступают деньги лишь на лицейские хозяйственные нужды. Мы стремимся направлять материальные ресурсы на улучшение качества жизни и работы в лицее. Из фонда поощряем преподавателей, сотрудников, учеников. Или вот не так давно закупали видеоматериалы и учебное мультимедийное оборудование. Еще одна ипостась фонда – информационная поддержка лицея, включая комплектование библиотеки. Книги ведь сейчас такие дорогие…
Ассоциация выпускников
По такому пути пошли в лицее №2 города Волгограда. В 2003 году зарегистрирована Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация выпускников школы №132 лицея – №2».
Идея ее создания принадлежит выпускникам, которые после окончания педагогического института пришли сюда работать учителями.
Президент ассоциации Константин Анатольевич Сисеров пояснил:
– В нашей программе, считаю, отражена идеология попечительства. Но! Поиск финансовых средств на школьные нужды для нас не самоцель. Поначалу мы вообще не ставили такой задачи. Мы сосредоточились на взаимодействии лицея и местного сообщества. Приведу пример: ежегодная акция «Наш школьный дворик». Этой весной мы проводили субботники: высадили березки, черемуху, сирень. Участвовали в нашей акции жители микрорайона и лицеисты. А саженцы мы раздобыли в «Зеленхозе», где работает выпускник лицея.
Ассоциация инициирует проекты, а затем ищет возможности их воплощения. В планах – конкурсы «Ученик года», «Класс года» (наверняка понадобятся средства хотя бы на символические призы). Идет работа над сборником по истории школы «События, люди, достижения». При содействии ассоциации издается школьная газета «Лицей – это мы».
По уставу руководят ассоциацией 5 человек. А всего в ней – более 50 членов.
Статус ассоциации облегчает ей взаимодействие с властями, потенциальными спонсорами. Но ее деятельность не упирается в «голую» экономическую прибыль. Ассоциация начиналась с поиска товарищей по лицейскому братству, которые состоялись в жизни и могут оказать «альма-матер» любую поддержку на условиях добровольного партнерства. Ведь среди вчерашних питомцев лицея – журналисты, юристы, госслужащие. Есть генеральный директор сети магазинов и работник администрации.
– Это совершенно разные люди, – говорит Константин Анатольевич. – Один может дать юридическую консультацию. Другой – несколько банок с краской. Мы не гонимся за какими-то глобальными вещами, которые могут так и остаться только на бумаге. Лучше делать то, что действительно по силам. И с пользой для всех.
Волгоградская область
Комментарии