Реформаторы образования в последние годы питают нешуточные надежды на вложения из родительского кошелька. Дескать, чем платить репетиторам, давать взятки, тратить средства помимо школы, не лучше ли вкладывать их в те образовательные учреждения, которые посещают дети? И учреждениям будет хорошо от дополнительных вливаний, и детям, которые станут получать больше знаний в комфортных условиях, и педагогам, чьи зарплаты могут возрасти весьма существенно и на вполне законных основаниях. Вот только готовы ли родители платить, а если готовы, то за что? На этот вопрос взялись ответить специалисты лаборатории социологических исследований Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Тамбовские социологи провели исследование на тему «Качество и доступность образовательных услуг в Тамбовской области», опросив родителей 240 учащихся образовательных учреждений Тамбова, Котовска, Рассказова, Уварова, Бондарского, Никифоровского, Рассказовского и Ржаксинского районов. Удовлетворены ли потребители качеством получаемых образовательных услуг? Готовы ли родители участвовать в процессах управления образованием? Каковы фактические затраты семей учащихся на образование?
Не секрет, что многое определяет образовательный уровень самих родителей, который делает их отношение к учебе детей более осмысленным и определенным.
Сфера деятельности и род занятий определяют третий важный показатель – уровень доходов. Как показало проведенное исследование, доходы основной части опрошенных нельзя назвать высокими. Так, среднедушевой доход почти половины семей (48,64%) составляет 1000-2000 рублей в месяц. Доход каждой пятой семьи (20,26%) – 2000-3000 рублей. Менее 1000 рублей и более 3000 рублей в месяц составляют среднедушевой доход у 15,8% и 15,3% семей соответственно.
С такой базой – образование, работа и доход – можно уже переходить к взаимоотношениям со школой. Обычно родители предъявляют к школе строгие требования, среди которых превалируют:
– высокий профессионализм учителей – 83,3%;
– наличие хорошо оборудованных специализированных помещений – 64,9%;
– комфортность обстановки в школе – 56,3%;
– оптимальная учебная нагрузка – 37,8%;
– проведение специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие личностных качеств учащихся, – 33,8%;
– транспортная доступность – 33,8% (она наиболее важна для родителей дошкольников и младших школьников).
Как ни парадоксально, но для значительной части опрошенных организация учебного процесса оказывается важнее его содержания. Лишь каждый пятый счел важной возможность выбора образовательных микросред и преподавание дисциплин по усиленным программам, хотя по идее именно это повышает уровень подготовки ребенка.
Более половины опрошенных посчитали важным предъявить к школе такие требования, как обеспечение условий для проявления и развития способностей и склонностей учащихся (57,2%); физическое развитие, сохранение и поддержка здоровья (54,5%); социализация детей (39,2%); предотвращение отклонений в их поведении (34,2%); обеспечение освоения установленного обязательного объема знаний по предметам (38,7%).
Оценить качество образовательных услуг для родителей оказалось довольно сложной задачей, поскольку каждая семья имеет на этот счет свои представления. Именно поэтому исследователи постарались выяснить, какие показатели включаются родителями в понятие «качество образования». По мнению 62% опрошенных, качественным образованием можно считать то, которое обеспечивает установленный объем знаний по предметам и условия для проявления и развития способностей учащихся; сохраняет и поддерживает здоровье; развивает языковую и компьютерную грамотность; прививает детям умение самостоятельно учиться. Таким образом, понятно, что родители исходят из общепринятых представлений и не могут сформулировать свои оценки качественного образования. Спрашивается, как же тогда они смогут влиять на процесс управления учебным заведением?
В ходе исследования было установлено, что лишь третья часть родителей (33,1%) принимают активное участие в управлении школой. Еще 26,7%, то есть каждая четвертая семья, хотели бы участвовать в управлении школой, однако не имеют такой возможности. Почти столько же родителей (25,7%) не смогли определиться, а 14,5% уверены, что родители вообще не должны принимать участия в управлении школой. По привычке родители готовы решать организационные и хозяйственные вопросы – таких набралось 31,5%, но уже появились те, кто не прочь поучаствовать в обсуждении образовательных программ (18,5%) и осуществлении общественного контроля при сдаче экзаменов (22%). Вместе с тем большинство родителей не чувствуют себя компетентными в решении вопросов, связанных с оценкой качества работы учителей (6,3%), назначением и увольнением директоров (5,4%).
Каковы с точки зрения родителей приоритеты финансирования школы? При наличии реальной возможности распорядиться средствами родители потратили бы деньги на материально-техническое оснащение классов (70%), на приобретение учебников (32,8%) и обслуживание школьных помещений (29,7%). Высокий профессионализм учителей – одно из основных требований к школе, но способствовать его повышению готов лишь 21% родителей.
Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос об уровне профессионального образования, необходимого их ребенку. Судя по результатам исследования, большинство родителей (81,2%) желают видеть своих детей студентами вузов. Интересно, что высшему образованию отдают предпочтение как городские, так и сельские жители. Лишь 10,8% родителей полагают, что их ребенку будет достаточно среднего специального образования. Менее одного процента опрошенных (0,9%) считают обязательным получение ребенком лишь начального профобразования, а 1,2% уверены, что вполне достаточны практические знания и умения, приобретенные в жизни. 5,9% пока не определились в выборе необходимого уровня профессионального образования для своих детей.
16,7% родителей полагают, что поступление их детей в вуз не будет связано со значительными материальными затратами. С ними не согласно абсолютное большинство родителей (80,15%), которые считают, что поступить в вуз можно только за деньги.
Возникает вопрос: а готовы ли родители пойти на серьезные материальные затраты, чтобы их ребенок получил высшее образование? Утвердительно на этот вопрос ответили почти две трети опрошенных (65,3%). 28,9% семей не смогут выделить сумму, необходимую для получения их ребенком высшего образования. Вероятно, именно эта категория родителей считает одной из основных функций школы подготовку в вуз.
Возникает еще один вопрос: а хотят ли родители оплатить те дополнительные образовательные услуги, которые может предоставить школа?
Как показало проведенное исследование, отношение родителей к дополнительным платным образовательным услугам неоднозначно: 48,4% родителей относятся к ним положительно, 44% – отрицательно, что, вероятно, объясняется их низкой платежеспособностью. Не определили свое отношение к такого рода услугам 7,6% опрошенных.
Какие же дополнительные образовательные услуги готовы оплачивать родители? Наиболее востребованными оказываются дополнительные занятия по предметам школьной (45%) и внешкольной программ (37,3%), менее популярны занятия художественным творчеством (19,4%) и спортом (15,3%).
Одним из вариантов предоставления дополнительных образовательных услуг родители считают занятия с репетитором. Услугами репетиторов пользуются 17,6% семей. Пятая часть родителей (19,4%) полагают, что репетиторские услуги потребуются их детям впоследствии. Не занимаются с репетитором дети 63% опрошенных. На востребованность занятий с репетитором также влияет территориальный фактор: они более популярны у городских жителей (52,6%), чем у сельских (23,3%).
Занятия с репетитором нужны, по мнению родителей, для ликвидации отставания по отдельным предметам (40%) и подготовки к обучению в учебном заведении более высокого уровня образования (39%).
По результатам исследования в зависимости от возраста ребенка на его образование приходится в среднем около 10-30% общей суммы годового дохода семьи, что составляет от 6000 до 38000 рублей.
Средства, затрачиваемые на образование ребенка, увеличиваются с его возрастом, достигая максимума при поступлении в вуз. В случае если ребенок поступает на платное отделение, затраты на его обучение достигают 140000 рублей.
Подводя итоги проведенного исследования, тамбовские управленцы сделали вывод: для привлечения внебюджетных средств руководители образовательных учреждений и педагоги должны разъяснить участникам образовательного процесса, что все образование свыше государственного стандарта должно оплачиваться, что только таким образом могут быть удовлетворены специфические потребности каждого ученика и что участие родителей в управлении образованием выгодно им самим, поскольку появляется возможность влиять на принятие решений и защищать права своих детей на уровне школы.
Комментарии