Очень эффективным средством развития личности может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики позволяет решить самый разнообразный спектр задач.
Образовательные:
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
Развивающие:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие речи;
– развитие творческого воображения.
Воспитательные:
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах.
Основная часть
Системный подход в реализации ТРИЗ-педагогики основательно разработан для дошкольного образования, а также активно применяется учителями начальной школы. Преподаватели-предметники чаще используют отдельные приемы, подходы, методы, то есть это не ТРИЗ-педагогика, а педагогика + ТРИЗ. Что применяла я:
– «да-нет» – прием сужения поиска посредством задавания «сильных» вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Применяю на уроках изучения нового материала или для систематизации знаний. Например, задуманы часть речи, морфема, писатель первой половины ХIХ века, герой из произведения… Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет», и в итоге приходят к верному решению;
– прием «морфологический ящик/копилка» применяется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. На русском языке можно «собирать» признаки частей речи, на литературе – приметы былин или сказок, для того чтобы затем написать современные ремейки произведений этих жанров;
– «системный лифт» можно использовать для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого, более крупного объекта. Пользуюсь этим приемом при изучении темы «Язык – система систем»: фонема – морфема – слово – словосочетание – предложение – текст;
– прием «создай паспорт» применяю для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристики литературного героя;
– готовые модели для составления метафор, загадок. Использование данных моделей дает гарантированный результат, что важно для создания в творческой деятельности ситуации успеха.
Для популяризации приемов ТРИЗ я провела урок МХК по теме «Импрессионизм» в 11‑м классе, где были продемонстрированы возможности метода «системный оператор», позволяющего применить 4 подхода к исследуемому объекту – структурный, временной, компонентный, функциональный и метод фокальных объектов, который раскрепощает фантазию, дает возможность с неожиданных сторон рассмотреть объект, увидеть его новые, необычные грани.
Сценарий данного урока предлагается вниманию читателей.
Цель: формирование представления о возможностях «системного оператора» и метода фокальных объектов как инструментов систематизации и присвоения (субъективизации) информации.
Задачи:
– познавательные – ознакомить с данными методами, изучить тему «Импрессионизм» с использованием «системного оператора» и метода фокальных объектов;
– развивающие – развивать творческое мышление и воображение;
– воспитательные – воспитывать чувство прекрасного, толерантность.
«Импрессионизм» (МХК, 11‑й класс)
Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют педагоги. Ведь они не только учат вас, но и постоянно учатся сами. Поэтому вы можете пока просмотреть свои записи к уроку, а если кто-то не сумел подготовиться дома, можно поискать информацию в Интернете.
Напоминаю, что первый ряд должен был подготовить информацию о предшественниках импрессионистов, второй ряд – об импрессионистах и третий ряд – о тех, кто использовал достижения художников этого направления в своем творчестве. Те, кто готов к разговору, могут послушать небольшую информацию о ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана во второй половине 40‑х годов ХХ века, то есть более 70 лет назад, Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В этом человеке парадоксально соединились ученый-исследователь и творец (писатель-фантаст Генрих Альтов).
Благодаря этому сочетанию ученый создал инструментарий, который позволяет его последователям «поверить алгеброй гармонию». ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели – все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С.Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время, – наукой о развитии творческой личности. К основным свойствам творческого мышления относятся:
– умение находить и выделять закономерности в большом объеме информации;
– владение навыками систематизации и структурирования информации;
– способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи;
– навык генерирования гипотез и их проверки;
– умение формулировать и разрешать противоречия.
Сегодня мы попытаемся развить в себе творческое мышление и воображение, а в этом нам помогут «системный оператор» и метод фокальных объектов.
Итак, начнем. Я прошу вас назвать три существительных.
(Были названы слова «корова», «машина», «радость». Слова записываются на боковой доске.)
А теперь придумываем по три значимых, по-вашему, определения к каждому существительному.
(Ученики предложили следующие варианты: корова – рогатая, питающая, милая; машина – дорогая, проходимая (может ездить везде), управляемая; радость – неожиданная, сильная, кратковременная. Запись дополняется.)
Мы вернемся к этим словам в конце занятия. А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой фильм к песне Александра Дольского «Велосипед». По ходу прослушивания прошу записать фамилии художников, которые будут упоминаться.
(Просмотр фильма.)
Эту песню иногда называют «Художники-импрессионисты», или «Гимн импрессионистов». Какие фамилии и названия вам удалось записать?
(Озвучивают: Синьяк, Анри Руссо, Пикассо, Ван Гог, Сёра, Сант-Мари, Ренуар, Гоген, Мане (Моне).)
Но, как часто бывает, эта информация не совсем точная. Не все перечисленные в песне художники – импрессионисты, и не все художники-импрессионисты были перечислены. Надо уметь критически подходить к тому, что мы читаем, видим и слышим. Что мы можем сделать?
(Ответы учеников: «разобраться с понятием «импрессионизм», «выяснить, какие художники являются импрессионистами», и т. д.)
Разобраться в этой информации нам поможет «системный оператор», или «девятиэкранка». (см. табл. 1).
Уважаемые одиннадцатиклассники! Я прошу вас определить, в какой из «экранов девятиэкранки» может быть внесена информация, которую вы искали дома.
(В ходе работы – обсуждение + демонстрация соответствующих слайдов презентации – появляется сжатая информация, необходимая для заполнения «системного оператора» на центральной части доски. Учащиеся записывают «системный оператор» в тетрадь. (см. табл. 2).
Теперь мы можем сказать, кто же из перечисленных в песне А.Дольского художников к какому направлению принадлежит:
Кто предтеча импрессионизма? (Эдуард Мане.)Кого мы можем назвать классическим импрессионистом? (Клода Моне.)
Кого называли «художник счастья»? (Огюста Ренуара.)
Перечислите неоимпрессионистов. (Жорж Сёра, Поль Синьяк.)
Как их называли по-другому? (Пуантилисты, дивизионисты.)
Постимпрессионисты? (Винсент Ван Гог, Поль Гоген.)
Почти все художники конца ХIХ – начала ХХ века испытали на себе влияние, я бы даже сказала, обаяние импрессионизма: кубист Пабло Пикассо, примитивист Анри Руссо, абстракционист Василий Кандинский, супрематист Казимир Малевич, экспрессионист Эдвард Мунк.
Систематизировать имеющуюся у нас информацию нам помог «системный оператор». Чем он хорош? По отношению к каждому объекту, субъекту или явлению существуют разные подходы исследования: компонентный, функциональный, структурный, временной. В «системном операторе» объединены все 4. Это помогает осмысливать и систематизировать информацию, позволяет развивать метапредметное видение.
Вернемся к нашим трем словам, записанным на доске в начале урока.
Корова – рогатая, питающая, милая.
Машина – дорогая, проходимая (может ездить везде), управляемая.
Радость – неожиданная, сильная, кратковременная.
(Стираются существительные, вместо них записывается слово «импрессионизм».)
А теперь попробуем объяснить, почему импрессионизм такой.
Рогатый – бодался с другими направлениями, доказывал критикам свою состоятельность; питающий – была создана особая философия изображения, что отразилось и в технике, которой потом пользовались последователи импрессионистов; милый – импрессионистов называли живописцами радости; дорогой – при жизни практически всех импрессионистов их картины почти не продавались, зато сейчас многие из них стоят очень дорого, например «Стога» Клода Моне были недавно проданы за 110 миллионов долларов; проходимый – импрессионизм получил распространение во многих странах Европы, в Японии, Америке. Представители импрессионизма в России: Константин Коровин – ортодоксальный импрессионист, Валентин Серов, Николай Крымов, Илья Левитан и др. – использовали технику импрессионистов в некоторых работах; неожиданный – для академического искусства появление импрессионизма стало неожиданным, отвергаемым; сильный – мощный, появилось более 30 великолепных мастеров, которые организовали 8 выставок своих произведений; кратковременный – просуществовал недолго, ведь ХХ век уже не давал поводов для радости: на рубеже ХIХ и ХХ столетий появилось множество других «измов», которые имели собственную философию и технику.
Итак, мы использовали метод фокальных объектов, который помогает нам раскрепостить фантазию, соединить на первый взгляд несоединимое, увидеть объект в новом свете. В нашем случае были задействованы необычные ассоциации, эмоции, что, надеюсь, поможет вам лучше запомнить особенности импрессионизма.
Сегодня на уроке мы обратились к шедеврам мастеров импрессионизма. Я думаю, они не оставили вас равнодушными, вам захотелось больше узнать о биографии и творчестве понравившегося художника. Поэтому предлагаю вам выполнить следующее домашнее задание. Это будет презентация, к которой я предъявляю следующие требования: 1-й слайд – портрет и годы жизни художника, 2-й слайд – краткая характеристика творчества, чем оно было интересно; далее слайды с картинами мастера, которые надо подписать. Презентация должна сопровождаться музыкой, которая соответствует общему настроению представленных в презентации картин. Система оценивания: презентация, соответствующая критериям, – «5», презентация без музыки или с музыкой, не соответствующей атмосфере работ импрессиониста (что мы определим все вместе), – «4», презентация с недочетами в оформлении и содержании (например, вместо краткой характеристики творчества представлена биография художника) – «3».
Может быть, кто-то уже определился с художником?
(Ответы учащихся, одиннадцатиклассники выбрали всех упомянутых на уроке художников-импрессионистов.)
Помните, список наиболее ярких импрессионистов насчитывает около 30 имен. Но не забудьте, что мы уже знаем о неоимпрессионистах, постимпрессионистах. Просьба быть внимательными и компетентными при выборе художника, творчество которого вы будете представлять. Надеюсь, в этом вам поможет наш «системный оператор».
Уважаемые коллеги, а чему научились вы?
(Ответы педагогов: «системный оператор» можно использовать на уроках систематизации знаний», «метод фокальных объектов будит фантазию, его можно применять во внеклассной деятельности», «очень большой объем материала усвоен в интересной форме» и т. д.)
Заключение
В данной статье представлены элементы ТРИЗ-педагогики, которые автор применяет в учебной деятельности. Тризовские уроки получаются глубокими, интересными, вдохновляющими, позволяют школьникам раскрывать и развить свои интеллектуальные и творческие способности.
Но следует заметить, что приемы и методы ТРИЗ можно и нужно использовать также и во внеурочной, и в проектной, и в исследовательской деятельности. Обращение к этой технологии позволяет нетривиально подойти к поставленной проблеме и получить оригинальный продукт.
Из личного опыта: ученик 5‑го класса заинтересовался, соответствуют ли модели, по которым сочинялись народные загадки, тем моделям, которые предлагаются разработчиками ТРИЗ. В итоге получилась исследовательская работа, основанная на загадках, собранных в нашем Пряжинском районе. Работа была удостоена 1‑го места на Межрегиональной научно-исследовательской конференции «Будущее Карелии» в 2016 году. Использование метода фокальных объектов позволило нашим старшеклассницам представить свое видение школы будущего на 71‑й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых в апреле 2019 года и занять 2‑е место.
В результате систематического использования приемов и методов ТРИЗ-педагогики школьники получают и учатся использовать универсальный метапредметный инструментарий, который позволит им развивать творческое мышление и воображение, подготовит к решению различных жизненных проблем, поможет поверить в свои силы. В заключение хочется привести слова зарубежного психолога Джорджа Принса: «Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – сокровище».
Литература
Белозерцева Т.В. Использование методов и технологий ТРИЗ на уроках русского языка и литературы в начальной школе. [Электронный ресурс.]
Данилова Г.И. Искусство: учебник для 11 класса / Г.И.Данилова. – М. : Дрофа, 2019. – 267 с.
Импрессионизм. [Электронный ресурс.]
Марченко О.Н. Использование элементов ТРИЗ на уроках литературы и русского языка.
Материалы научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». [Электронный ресурс.]
Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М., 2013, 222с. [Электронный ресурс.]
Нестеренко А.А. ТРИЗ, ОТСМ, ТРТЛ – что это? [Электронный ресурс.]
Техника импрессионизма в живописи. [Электронный ресурс.]
Наталья АДЕРИХО, учитель русского языка, литературы, МХК Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой
Комментарии