search
main
0

Художественное слово. К 75-летию битвы под Москвой

Глубокий смысл фразы поэта Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?» для учителя русского языка и литературы очевиден: не только с «картинки», но и со слова в «Букваре», прочитанного и прочувствованного. Что такое живая история для современного школьника? Способность сопереживать судьбам героев, погибших, но отстоявших Родину в таком близком сердцу 1941-м…

Возможности выбора формы проведения урока в методике многообразны – от урока-путешествия до викторины, от урока-экскурсии до урока на сцене.С одной стороны, эта последняя форма частично представляет привычную литературно-музыкальную композицию, но, с другой стороны, непосредственное общение с аудиторией ведущего выходит за рамки заранее спрограммированного сценария. Как это воплощается? Наряду с беседой демонстрируется наглядный материал – экспонаты из школьного музея боевой славы. Снаряды, найденные следопытами на местах боев, винтовку Мосина, с ней воевали в 1941-м, макет бутылки с зажигательной смесью (она помогала сжигать вражеские танки) зрители могли подержать в руках, примерить на себя роль бойцов Красной Армии. По ходу обращения к страницам повести на вопросы ведущего отвечают и участники-чтецы, и слушатели из зала.В пределах времени урока текст повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой» воспроизвести полностью невозможно. Как его адаптировать, чтобы ключевые моменты содержания не пропали, – задача, которая оказалась нелегко решаемой. Безусловно, нужно оставить диалоги, так как разговор-чтение должен быть живым. Главное в отборе отрывков текста – показать такие строки, где виден путь становления главного героя Алексея Ястребова от необстрелянного взводного, который, как и другие курсанты, и романтизирует фронт, и боится мин, утюживших землю, в настоящего солдата, который смог расправиться с движущейся на него стальной махиной танка.Погружение старшеклассников в идейное содержание повести состоялось: мальчишеские голоса звучали и звонко, и трепетно, и сурово, и взволнованно, как будто они сами побывали в ночном бою, когда была одержана победа над фашистами.На современном уроке мы редко обходимся без мультимедийного сопровождения. Вот и здесь был правильно выбран и выстроен видеоряд основных моментов, которые сопровождались чтением текста: идущая на фронт учебная рота кремлевских курсантов, летящие бомбить Москву «юнкерсы», ночная атака занятой врагом деревни, вошедшие в лес танки и пехота противника, зубчатый столб голубого огня подбитого Алексеем танка.Музей боевой славы посвящен боевому пути 138-70-й гвардейской стрелковой Глуховской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого дивизии. Он создан в 2004 году при содействии ветеранов дивизии на основе уникальных подлинных документов, фотоальбомов, экспонатов, рассказывающих об истории, боевом пути дивизии.Участие школьников в поисково-исследовательской деятельности – одно из приоритетных направлений работы музея. Данный урок на сцене – один из примеров творческой работы старшеклассников.Совместная работа руководителя музея и учителей литературы, музыки и информационных технологий школы №1394 – это эффективный путь в воспитании обучающихся, в формировании у них основы объективного подхода к историческим событиям в жизни нашей Родины, героическим страницам периода Великой Отечественной войны.Открытое мероприятие «Читаем страницы повести Воробьева «Убиты под Москвой» – осмысление истории через живое слово. Спасибо всем, кто не остался равнодушным!

Юрий БОРОВИК, руководитель школьного музея боевой славы;Марина БОРОВИК, учитель русского языка и литературы школы №1394

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте