search
main
0

Художественное образование в цифровом мире

Будущее надвигается с убыстряющейся скоростью. Мы постоянно осваиваем новые возможности цифрового мира. Меняется профессиональная структура общества. Нужны по-новому образованные инженеры, новые современные врачи, работающие при помощи компьютеров, новые программисты, менеджеры разных направлений… Новое общество знаний требует новых навыков, которые известны как компетенции XXI века. В постоянно меняющемся мире нужны креативность, умение решать проблемы, работать в команде, потребность постоянно учиться. А еще в мире роботов и «цифры» людям новой технологической эпохи по-прежнему или даже еще больше нужна будет человечность – чисто человеческие чувства любви и дружбы, надежды и доверия, умения радоваться и сочувствовать.

И если сказать очень просто: кто кем будет управлять – человек роботами или роботы, организуя ежедневную общественно-профессиональную жизнь, начнут подчинять себе человека?

Результаты совместного исследования фонда Карнеги Мелона и Стэнфордского исследовательского института указывают, что успех управленцев в компаниях из списка Fortune 500 на 75% зависит от soft skills, тогда как hard skills занимают только 25%! Список soft skills у разных университетов различается. Но суть его едина: настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ – эмоционального интеллекта.

А также они обладают всем комплексом «мягких» навыков – гибкостью и образностью мышления, способностью связывать далекие ассоциации, креативностью, когнитивной гибкостью, эмпатией, развитыми коммуникативными навыками, способностью к сотрудничеству и активным интересом к жизни. Какими возможностями обладает современная школа для увеличения интенсивности в развитии этих качеств учащихся? И здесь особое место у занятий искусством – общего художественного образования, направленного на развитие универсальных навыков, развитие личности и социальной зрелости растущего человека.

Образование средствами искусства во многих странах сегодня признано ведущим инструментом развития творческих способностей, включая все каналы восприятия, оно позволяет детям быстрее и успешнее осваивать навыки всех предметов, представляет опыт работы с разными материалами и технологиями, учит работать на результат. И, что не менее важно, учит ценить качество человеческих отношений.

В настоящее время мы получаем информации в единицу времени в среднем в 5 раз больше по сравнению с 1986 годом, резко увеличилось количество визуализированной информации. Люди запоминают 80% из того, что они видели и делали, 10% – из того, что слышали, 20% – из того, что читали. То есть для усвоения новых знаний необходимы деятельность и наглядность. 90% информации об окружающей среде человек получает с помощью глаз, и 50% нейронов мозга участвуют в обработке визуальной информации. Не случайно в нашем языке слова «видеть» и «ведать» восходят к общей основе. Также исстари различалось простое смотрение, теперь мы скажем: смотрение, не имеющее специальной установки, и умное видение как целевое действие, процесс активного восприятия и осознания смысла. И есть еще очень важный вопрос: умеем ли мы видеть, как того требует наше время, культура нашей эпохи?

Что видение не есть чисто механический акт, известно давно. А вот что оно подвержено развитию, которое обусловлено не биологией, а социально-культурными изменениями и в каждой новой форме видения кристаллизуется новое содержание мира, об этом уже писал знаменитый Рудольф Арнхейм – один из пионеров в области современной визуальной проблематики. Наш отечественный известный психолог академик В.П. Зинченко апеллировал понятием «визуальное мышление», объясняя его как особую деятельность. Теоретическое осмысление визуальности пока является достоянием относительно небольшого круга ученых, но это направление быстро и качественно развивается и доказывает, что современные тенденции культуры и профессиональной жизни требуют от человека специальной визуальной образованности. Появление новых насыщенных визуальным материалом профессий и способов общения предполагает и встречное развитие способности человека к визуальному восприятию.

В Московском центре развития кадрового потенциала образования открыта выставка «Современные формы визуального искусства в практике образовательных организаций – лидеров художественного образования». Здесь представлен инновационный опыт системного художественного образования в общеобразовательных школах Москвы. В экспозиции творческие работы учащихся с целью обмена педагогическим опытом по организации художественного образования для формирования мировоззрения и социальной активности человека ХХI века.

Первое, что обращает на себя внимание, – это многообразие современного контента школьного предмета «Изобразительное искусство». Новое содержание предмета далеко ушло от бытовавшего «рисования в детском альбоме». Экспозиция выставки включает многие виды визуально-пространственных искусств – это живопись, графика, скульптура; многие виды дизайна и архитектурные проекты. Представлены книжная иллюстрация, художественная фотография, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, театрально-декорационное искусство, коллективные панно-коллажи, арт-объекты. Творческие работы созданы учащимися на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности, в школьных студиях и кружках. Здесь также экспонированы результаты проектной художественной деятельности и пленэрных практик.

Эффективность художественного образования в школах Москвы организована разными методами.

Так, школа №1298 «Профиль Куркино» представляет на выставке архитектурные проекты, графический дизайн и экодизайн. В школе имеются все основные направления профильных классов, но кроме этого, с 2016 года открыт профиль архитектурных классов. Основанием такого решения послужила двенадцатилетняя работа школьной студии «ФА-САД», в которой успешно реализовывались программы дополнительного образования по направлению «Архитектура и дизайн». Архитектурные знания очень многоплановы. Эта творческая профессия требует специального художественного развития, объемно-пространственного и композиционного мышления, владения цветовой и графической грамотностью, знания истории искусства и воспитанного художественного вкуса. В то же время необходимо на высоком уровне усвоить материалы физико-математического цикла школьной программы, а также черчение. Поэтому подготовка конкурентоспособных учащихся должна быть комплексной и формироваться целой командой преподавателей: педагогов-предметников и педагогов-архитекторов. Для этого организован трехсторонний формат взаимодействия «школа – вуз – предприятие». Учащиеся архитектурного профиля посещают по субботам профильный университетский компонент в НИУ «Московский государственный строительный университет», кафедра архитектуры и градостроительства. Для учеников была организована ознакомительная экскурсия по вузу, ребята ознакомились со спецификой обучения, с особенностями учебного процесса и учебных заданий архитектурных специальностей, увидели выставку работ студентов кафедры архитектуры и градостроительства. Такой формат знакомства с вузом вызывает интерес у будущих абитуриентов, они с восторгом рассматривают студенческие проекты – макеты и графические планшеты, это вдохновляет и мотивирует школьников. Взаимодействие с вузом стало регулярным. Ребята были привлечены к участию в молодежных конкурсах архитектуры и дизайна, где с успехом проявили себя.

Архитектурный профиль работает четвертый год, в данный момент по нему обучаются уже одиннадцать классов основной и старшей школы. В 5‑6‑х классах нагрузка предметов архитектурного профиля проводится в рамках часов изобразительного искусства и технологии, а также дается дополнительно 1 час в неделю индивидуальной проектной деятельности. В 7‑м классе за счет внеурочной формы расширяются задачи художественной подготовки. А в старших классах основными профильными предметами являются черчение, история искусств, проектный рисунок плюс «Университетские субботы» – занятия в вузе. В школе разработаны методические пособия для учеников профильных архитектурных классов по специальным предметам, летние тетради для самостоятельного выполнения творческих заданий на каникулах. В рамках проектной деятельности ребята знакомятся со спецификой архитектурного проектирования, выполняют свои мини-проекты, с которыми участвуют на конкурсах.

Для отслеживания процесса обучения, его динамики и качества в конце каждого триместра проводятся выставки-просмотры работ, где педагогами оцениваются работы и выставляются оценки по предметам. Ребята оформляют свои планшеты по пройденным темам и выставляют в общем зале. На такие мероприятия приглашаются родители, учителя и классные руководители, администрация школы. Формат подведения итогов очень хорошо организует учащихся, демонстрирует достижения, показывает недочеты и недоработки. Такой вариант отчета очень полезен для учащихся, это организует и стимулирует к качественному и своевременному окончанию работы, учит анализировать и делать выводы, мотивирует к дальнейшему обучению. На просмотрах ученики не только демонстрируют итоги выполненной ими работы, но и защищают свои проекты, вспоминают и озвучивают темы, задачи, которые перед ними ставили педагоги, рассказывают о техниках и материалах, с помощью которых выполняли задания. Это формирует необходимые качества – умение рассказать о своей работе, проекте, защитить его, ответить на заданные вопросы. Для родителей это возможность оценить учебный процесс, отследить динамику профессионального роста его ребенка, сравнить его достижения с одноклассниками. Для администрации это возможность увидеть результаты, дать рекомендации преподавателям. Для педагогов – возможность оценить и при необходимости откорректировать процесс, дать индивидуальные рекомендации. На просмотрах отбираются лучшие работы для участия в конкурсах.

За период предпрофильной подготовки у детей накапливается большое число творческих работ, которые не теряются сразу после занятия, а постепенно складываются в портфолио. Также к портфолио прикладываются фотографии проектов, реализованных совместно с педагогами студии. Это интерьеры, макеты полиграфической продукции – книги, открытки, календари и многое другое. Помимо работ, выполненных на занятиях, собирается весь наградной материал (грамоты, дипломы, кубки), связанный с победами и участием ребенка в профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках, олимпиадах. По этому направлению преподавателями ведется большая работа: проекты воспитанников студии направляются на самые престижные конкурсы, выставки и фестивали, дети участвуют в олимпиадах архитектурно-художественного профиля, победа в которых дает право поступления в профильные вузы без конкурса.

Продолжение читайте в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте