Перед современной школой все с большей остротой встает вопрос: как уберечь ребенка от негативных влияний псевдокультуры, обладающей такими мощными средствами воздействия на психологическое здоровье человека, что традиционные методы системы дополнительного образования в школе не всегда оказываются эффективными.
Имея двадцатилетний опыт преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования, мы можем выделить принципы, которые должны присутствовать во всех видах творческих занятий с детьми: многообразие предлагаемых направлений, профессионализм педагогов, реальный творческий результат, с точки зрения ученика.Очевидно, что чем выше уровень изучаемых ребенком духовно-эстетических образцов деятельности человечества, глубже и детальнее погружение в занятия художественным творчеством под руководством профессионалов, тем надежнее защита от поверхностных, пагубных, иссушающих душу и тело увлечений, здоровее среда, в которой предстоит жить нашим воспитанникам, и больше надежды, что они не разменяют драгоценную юность на сомнительные развлечения в подъездах, досуг в ночных клубах и уход в астральные дебри виртуального мира.Великий русский композитор Георгий Свиридов писал, что наилучший метод постижения музыки и даже смысла жизни родного народа и истории Отечества – хоровое пение. В нашей школе хоровое пение стало основой художественно-эстетического воспитания. Дети с первого по девятый класс привлекаются к этому благодатному занятию: не менее двух раз в неделю в расписании уроков – музыка, где изучаются и исполняются музыкальные образцы классической, народной и современной музыки под руководством высокообразованного и талантливого педагога А.Рой. В репертуаре хора около ста тридцати произведений, глубоко проработанных и записанных на двух компакт-дисках. Хор ежегодно участвует в певческих фестивалях, выступает для родителей и выезжает на гастроли с благотворительными концертами.Серьезным подспорьем в этой работе стал музыкальный клуб в системе дополнительного образования. Треть наших воспитанников постигает сольфеджио и обучается игре на фортепьяно, гитаре или баяне. Здесь трудятся профессионалы, а в распоряжение учеников предоставлены ухоженные музыкальные инструменты. Такая подготовка позволяет детям успешно участвовать в школьных проектах для старшеклассников «Клиросное пение» и «Регентование» и, как следствие, в храмовом богослужении в составе церковных хоров.Воспитанию художественного вкуса детей способствуют выступления регулярно приглашаемых в школу профессиональных музыкантов, к примеру, струнного квартета имени Алябьева, певческого дуэт Александра и Елены Михайловых, которые всегда открывают свои концерты музыковедческими пояснениями.Серьезное направление в работе с детьми в системе основного и дополнительного образования – занятия в сфере изобразительного искусства. Сюда привлечены интересные, неординарные художники, ставшие нашими педагогами. Это Г.Уваров и М.Уварова, И.Затуловская, И.Ламанова, ведущие проекты живописи, рисунка и кукольного театра, а также Н.Чулков, много лет занимающийся с детьми линогравюрой и накопивший столько уникальных высокохудожественных детских работ, что реальным становится издание иллюстрированного альбома.В проекте «Сказка из глины», под руководством художника А.Юшина начато изготовление керамических изразцов для часовни в Подмосковье. Это серьезная работа, вовлекающая детей во «взрослое» дело и дающая им возможность проявить настоящую творческую ответственность.Наше воспитание в рамках изобразительного искусства предлагает учащимся частые неформальные посещения музеев, которые предваряются подготовительной беседой, а по следам таких экскурсий проводятся итоговые обсуждения. Стала доброй традицией перед Рождеством и Пасхой смена школьной экспозиции живописи, которая бывает любезно предоставлена художниками из прихода храмов Благовещения и Святого Митрофана Воронежского, например, Н.Бутко, М.Чулович, Е.Черкасовой. Таких выставок наша школа видела уже не менее двадцати.На фоне описанных ведущих направлений живут и другие интересные проекты: поэтический театр, бальные танцы, школьное радио, альманах и киноклуб.Все наши творческие занятия формируют серьезное отношение к художественному процессу как насущной составляющей жизни современного человека.В арсенале нашей школы множество средств борьбы с деградацией вкуса, которая, без сомнения, ведет к деградации личности. Хочу сказать «в арсенале», потому что против наших детей ведется настоящая война, в которой взрослыми используются бронебойные орудия: развратные молодежные телевизионные программы, примитивизирующие человека массовые компьютерные игры и социальные сети, надрывная, холодная и ориентированная лишь на прибыль музыка, будоражащее низменные инстинкты кино. И одолеть врага не удастся, если наши усилия по всем направлениям художественного воспитания детей будут вспомогательными и вялыми. Они должны быть профессиональными, уверенными и наполненными подлинной любовью и жизнью.Елена ГЛАЗНЕВА, директор НОУ «СВЕТ»
Комментарии