search
main
0

Художественная лепка теста и характеров. или Как из «полуфабрикатов» рождаются профессионалы

– Ребята, как найти 54-е училище? – спросила я встречных мальчишек, заплутав на омской окраине. Они дружно махнули руками куда-то вдаль: – Да на запах идите. В самом деле: пахло хлебом и детством. Так, будто сегодня праздник, и можно валяться в постели сколько угодно, но уже не хочется, потому что я целый день буду с мамой и папой, а булочки в духовке почти готовы.

Пятиэтажное здание профессионального училища №54 находится по соседству с хлебозаводом. А в 1943 году, когда его эвакуировали из Днепропетровска, располагалось в маленькой комнатке прямо рядом с «горячим цехом». В Министерстве образования Омской области его называют училищем «семейного типа».

– Хлеб обязывает, – объясняет директор ПУ-54 Владимир Волошин.

Каждый десятый из 353 учащихся – сирота, каждый второй – из неполной семьи. Дети, знающие, что такое голод, выбирают «хлебные» профессии – пекарей, тестоводов, кондитеров. Многие действительно питаются только в училище или на практике, которую ребята проходят на ведущих омских хлебозаводах, в ресторанах и кафе. Благо начинается она почти с первого дня учебы. Регулярно училище пополняется Крыловыми – детьми из семейного детского дома. Пятеро ребят именно здесь встали на ноги. Одну из приемных дочек – Надюшу – и за 10 лет домашнего воспитания не могли отучить постоянно жевать. Маленькая худенькая девочка по въевшейся еще с беспризорной жизни привычке прятала кусочки под подушку. К выпуску стала похожа на сдобную булочку и даже подумывала о диете. Успокоилась и поступила в вуз. Преподаватели смеются – производство придает ученикам вес. Причем в собственных глазах – тоже. По твердому убеждению педагогов, хлебник – не профессия, а образ жизни. Человек кормящий в себе уверен. И он не может быть злым. С плохим настроением за тесто и браться не стоит – ничего не получится.

Впрочем, на первых порах доброты и мягкости в детях и не разглядеть. К 14-15 годам их характеры уже становятся зачерствевшими, как корки. Во взрослых поначалу видят только врагов. Мастера и педагоги умеют обращаться с «полуфабрикатами». Размягчают, лепят заново. Наказание применяется только одно – трудотерапия. Инженерно-педагогических работников – 43. Ребята говорят, что никто из них никогда не повышает голоса. Преподаватели объясняют этот факт не высокой квалификацией и опытом, а так же, как и директор: «Хлеб обязывает».

Впрочем, труд – явление многогранное. Им же и поощряют – практику в ОАО «Хлебный мир», к примеру, нужно заслужить. А уж если там удастся себя показать – рабочее место обеспечено. И жилье, кстати, тоже – это администрация ПУ обговаривает отдельно, устраивая на работу выпускников. Драить полы и стены, конечно, менее интересно и перспективно, потому и воспринимается как наказание. Судя по чистоте, царящей в здании, примерным поведением начинающие пекари не отличаются. Но более чем за 60 лет существования училища ни один не был замечен в самом страшном грехе – неуважении к хлебу. Приходят сюда большей частью дети педагогически запущенные. В последние годы появился даже конкурс – 2 человека на место. Уровень знаний абитуриентов сравнить очень сложно, поскольку их практически нет. С трудом выводят на обложках тетрадок фамилию. Написать имя-отчество – задача уже непосильная. Так что экзамены при поступлении не требуются – лишь собеседование предметников и непременно психолога. Первокурсники еще не хотят учиться, потому что не умеют. Но с удивлением обнаруживают, что грызть гранит науки может быть интересно. В родной школе, например, с удовольствием проводив после 9-го класса Володю Сотака, и не подозревали, что он способен окончить учебное заведение с серебряной медалью. Сейчас пэушники участвуют в городской интеллектуальной игре, посвященной 60-летию Победы. В прошлом году в рамках федеральной целевой программы компьютеризации появился класс информационных технологий. Большинство учащихся в школах на компьютеры только смотрели, здесь с азартом догоняют научно-технический прогресс.

Мальчишки последнее время пошли в училище косяком. Как-то раньше считалось, что возиться с тестом – дело женское. Хотя уже на первой практике становится ясно, что делать легкие воздушные деликатесы – тяжелый труд. Целый день скакать у горячей печи не каждый может. В конце прошлого века выяснилось, что нашей армии ко всему прочему не хватает поваров, пекарей, булочников… Максим Волошин, однофамилец директора, стал поваром-пограничником. И пока служил, не уставал слать в училище письма с благодарностью за науку. Всегда лучше быть поближе к кухне. Сейчас пацанов, желающих быть профессиональными кормильцами, в училище 68. Решили готовить парней к армии уже целенаправленно. К массе спортивных секций добавились чисто мужские – армрестлинг, борьба. Организована военно-спортивная декада, в которую включили состязания по лыжам, пулевой стрельбе, а заодно конкурсы и викторины. Печь хлеб – это искусство, нужно работать не только руками, но и головой.

– Мы же готовим мастеров. А это требует отдачи души, постоянного творчества, – говорит Татьяна Огородникова, заместитель директора по учебно-производственной работе. – Наши дети – художники и артисты.

Ведет меня в кабинет, где ребята занимаются …лепкой. Не из теста, а из обычного пластилина. Прежде чем начать делать вкусные пирожные, они учатся мастерить несъедобные. Такие узоры и рисунки, которые учащиеся потом творят из муки, яиц и прочих ингредиентов, в магазинах встретишь редко. По сдобе, приобретенной в кулинариях, преподаватели узнают «почерк» своих выпускников. Галина Непомнящих, выпускница ПУ-54, закончив технологическую академию с красным дипломом, вернулась работать в родное училище. Один из предметов, который она ведет, называется «секреты старинной выпечки». Прежде чем произвести на свет пирог, нужно раздобыть его рецепт у бабушек и дедушек. Случается, что ради этого детям приходится составлять целое генеалогическое древо. Так что на конкурсах профессионального мастерства представляются блюда народов чуть ли не всего мира – Старый Кировск, где располагается училище, наверное, самый многонациональный район Омска. Кулебяка и расстегай, лаваш и маца – все это под силу юным творцам. Торты, которые ребята творят в учебно-производственной мастерской, украшены и русскими ромашками, и грузинскими орлами, и казахскими домбрами. Вот чего не любят делать – так это лебедей на свадебных сладостях. Потому что это стандарт, а каждый из учащихся ПУ-54 – индивидуальность, что его заставляют понять в училище. Светлана Бурлаченок, заместитель директора по воспитательной работе, считает, что для того, чтобы ребенок разглядел сам себя, нужно его вытащить на сцену. Сколько было проблем с Оксаной Жбанковой – и грубой девочка слыла, и нерадивой. К тому же сильно стеснялась своего высокого роста. Подход нашелся не сразу. Теперь, улыбаясь, преподаватели зовут ее «слива наша золотая». На концерте, поставленном агитбригадой в начале учебного года, Оксана так изобразила этот фрукт, что у таланта сразу образовалась масса поклонников. Девочка поверила в себя – перестала сутулиться, начала улыбаться и… получать пятерки. А Сережа Гембач, наоборот, казался себе маленьким и незначительным. И дикция плохая, и стихи читать не умел. Зато выяснилось, что умеет их писать. Стал признанным училищным поэтом – не великим, но уже и не мелким. Нынче поступил в танковую академию.

Училище №54 давно наладило контакты не только с предприятиями, но и учебными заведениями уровнем повыше – механико-технологическим техникумом, торгово-экономическим колледжем, институтом предпринимательства и права. Желающие и способные продолжают там обучение по ускоренной сокращенной программе. Хотя Владимир Волошин все же считает главным не знания, а навыки. С «сытной» профессией в руках безработными ребята не остаются. Они нужны и в селах, откуда приезжает почти треть учащихся, и в городе. Шаров Сергей, к примеру, создал свою мини-пекарню, теперь в училище приезжает не только как выпускник, но и как спонсор.

Между прочим, «семейный тип» училища проявляется еще в одном явлении, о котором мне сообщили в ПУ-54 по секрету. Выпускники, в большинстве своем не нужные собственным родителям, умудряются создать крепкие семьи. Этот труднообъяснимый факт в училище объясняют легко. Одним словом – хлеб.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте