«Хрустальному пеликану» уже 15. Совсем взрослым стал. А помните, как все начиналось? Вначале он был маленьким птенчиком, который учился летать. От своего столичного гнездовья в первые годы далеко не улетал – Тульская область, Минск, Московская область, Ярославль, Рязань, Москва, Санкт-Петербург. Когда Пеликану исполнилось 10, он впервые решился на дальний полет в Челябинск. Судя по тому, что на следующий год хрустальная птица очутилась в Калининграде, а еще через год в Екатеринбурге, летать на столь неблизкие расстояния ей понравилось. Переходный возраст романтичный пернатый подросток решил провести в царской Гатчине и в Северной Венеции, где неотложные дела задержали его аж на два года. Этой осенью он вновь решился на далекий перелет в Калининградскую область…
Агитвагон
В этом году осень сделала «пеликанам» подарок – «бабье лето». Можно подумать, что оргкомитет, специально сверившись с прогнозом погоды, перенес сроки проведения конкурса с конца на середину сентября. Впрочем, причина не в погоде, а в Первом канале, которому нужно было время на подготовку трансляции торжественной церемонии закрытия в День учителя.
20 сентября 76 конкурсантов – претендентов на звание «Учитель года России» оказались вместе. Впереди 10 дней, что, по конкурсным меркам, сравнимо с одним мгновением. Все они – профессионалы, победители региональных этапов конкурса.
Насыщенная программа, бессонные ночи, уроки и мастер-классы – все это в будущем. В первый день нужно прийти в себя, акклиматизироваться, перестроиться на московское время и, конечно, познакомиться. Сказано – сделано! Тем более для этого есть игротехники из Межрегионального клуба «Учитель года», которыми руководит Евгений ТРАВИН, учитель экономики из Ленинградской области.
– Лена, вы у меня ассоциируетесь с мягким солнышком.
– Ой нет, скорее с лягушкой.
Это и есть психологическая игра, которой обучил своих коллег Андрей МИЛЕХИН, психолог из Москвы, чтобы те в свою очередь сыграли в нее на тренингах с участниками. Учителям игра понравилась, они с детским азартом перекидывали мягкую игрушку коллегам и рассказывали о своих первых ассоциациях.
«Снежный ком», «Взаимная презентация», упражнения на концентрацию внимания и определение лидерской позиции – классический набор практикующего психолога. Ноу-хау Андрея Викторовича – итоговое упражнение «Арка». Задание для всей группы – создать из газет и скотча арку, в которую сможет пройти участник со словами: «Добро пожаловать на конкурс!». Но не все так просто. Дело в том, что арка должна крепиться только к полу и держать ее нельзя.
Все конкурсанты разбиты по региональному принципу на семь федеральных округов. За каждым закреплен свой куратор из числа клубистов (так окрестили конкурсанты активистов клуба «Учитель года»). С Северо-Западным регионом тренинг проводит Наталья СОКОЛОВА, обществовед из Пскова. Мужчин в ее группе всего двое – математик Роман РЕЗАНОВ из Архангельской области и Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ, филолог из Калининграда. В женском коллективе видно женское начало – верхушку арки украшает кокетливый бантик. Евгений Игоревич помогает, гипнотизируя арку взглядом.
– Вы так наблюдаете, как директор школы, – пошутил кто-то.
После тренинга знакомств клубисты раздают домашнее задание. Завтра открытие, и каждый регион должен подготовить визитную карточку.
После ужина народ перетекает в актовый зал. Учителя года России обещали показать мастер-классы, чтобы конкурсанты знали, на кого равняться. Высший пилотаж демонстрируют литераторы Олег Парамонов из Брянска и Михаил Нянковский из Ярославля, «француженка» Екатерина Филиппова из Рязани и ее землячка Зинаида Климентовская, учительница начальных классов, музыкант Артур Заруба из Подмосковья, технолог Александр ГЛОЗМАН из Москвы. И, конечно, действующий победитель – Игорь Карачевцев, историк из Санкт-Петербурга. Мастер-классы – второй барьер, который предстоит преодолеть победителю 2004 года. А пока стоит и поучиться.
Московское время 23.00. Представители дальних регионов спят на ходу, а еще нужно добраться до гостиницы. «И это в первый день, что же дальше будет? – удивляются учителя. – Мы думали отдохнуть с дороги, а уже с ног валимся».
В этом году нововведений масса. И первое – рейтинговая система. Каждый конкурсант при помощи лототрона в первый же день обрел свой порядковый номер. Кроме него, эту тайну знает только счетная комиссия под руководством математика Валерия САЛАХОВА, директора Сургутской высшей гимназии-лаборатории.
Второе нововведение – балльная система оценивания. Предметное жюри выставляет отметки в баллах, а счетная комиссия подводит итоги и после очередного этапа оглашает результаты.
Кроме этого, к традиционным учредителям – Министерству образования и науки РФ, «Учительской газете», Профсоюзу работников народного образования и науки РФ, Федерации Интернет Образования – добавился еще один – Федеральное агентство по образованию.
Комиссарский вагон
Не успели «пеликаны» положить голову на подушку, как уже звенит будильник. На часах 6.30, самое время вставать и собираться в школу на знакомство с учителями, кабинетами, расписанием. Впереди второй конкурсный тур – «Учитель-предметник», во время которого педагогам предстоит рассказать о своем опыте работы и дать открытый урок в незнакомом классе.
Знакомство со школами всегда трепетный момент. Какое оно, новое место работы на один день? В трудовой книжке не появится соответствующая запись, зарплата тоже не изменится, и вряд ли конкурсант, проезжая потом через Москву, решится вновь открыть заветную дверь, чтобы вспомнить осень 2004-го.
Пока учителя исследуют школы, в Московском полным ходом идет репетиция открытия, монтируются декорации. Евгений ТРАВИН дописывает сценарий, Елена СМОЛИНА, учитель музыки и директор 1923-й московской школы, сводит воедино музыкальное оформление. До начала торжественной церемонии остаются мгновения. И вот на импровизированной сцене уже не сценарист и звукорежиссер, а ведущие церемонии, лауреаты конкурса 2000 года.
Во дворе учебного центра красивые и нарядные учителя построены на торжественную линейку. Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты», в приветственной речи заметил:
– Великолепный день подарила нам природа: солнечный, тихий, ласковый. Кажется, будто ветер шепчет: «Почему на земле нельзя жить так мирно, как сегодня?». Я думаю, что именно от нас с вами, от учителей зависит, как мы будем жить. Какими будут наши дети – такой будет и наша страна. «Учитель года» по своей сути не конкурс, а движение людей, которым небезразлична школа.
Петр Григорьевич от имени «Учительской газеты» подарил каждому конкурсанту по три тысячи рублей.
Председатель Большого жюри Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, добавляет в конкурс интриги:
– Россия – великая держава уже потому, что у нее великие учителя. В конкурсе победим мы все, победит российское учительство.
Красивые слова, но положение не перепишешь. Победят все, а награды достанутся «пятнашке» полуфиналистов, «пятерке» победителей и учителю года России.
Председатель предметного жюри Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации, признался, что на каждого участника конкурса приходится 0,8 члена жюри, соответственно ни один учитель не останется без внимания.
Настоящий пеликан должен свить гнездо, воспитать птенца и посадить дерево. Игорь Карачевцев программу-минимум выполнил на две трети. В прошлом году стал директором школы. Лучшего гнездовья для «пеликана» и не сыскать. А 21 сентября в завершение торжественной линейки посадил липу на Аллее победителей.
После непродолжительной торжественно-официальной части самое время отправиться на «Голубой огонек», где гостей приветствуют веселые соведущие – математик Роман ВОЛКОВ, директор 50-й школы Рязани, и биолог Сергей ЦИКЛОВ из Владимирской области.
Каверзные вопросы, остроумные шутки и, конечно, домашняя работа – представление федеральных округов. Межрегиональный клуб «Учитель года» не первый год готовит открытие.
Самый популярный фильм о школе – «Доживем до понедельника». Это выяснил Центральный федеральный округ во время импровизированной игры «Сто к одному».
– Видимо, подсознательно учителя думают, как дожить до понедельника на учительскую зарплату, – шутят ведущие.
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина ДИМОВА вспомнила, что символ конкурса придумали сами учителя. Много лет назад «Учительская газета» спросила у своих читателей: «Каким должен быть главный приз конкурса?». И они ответили: «Пусть это будет хрустальный пеликан – символ самопожертвования».
На вопрос Сергея Циклова «Какую роль вы бы хотели сыграть в конкурсе?» самая опытная участница, учительница начальных классов с 33-летним стажем Любовь БЕЛОГЛАЗОВА из Ивановской области не растерялась и ответила: «Чего греха таить, конечно, главную!».
Вагон-ресторан
Первое конкурсное испытание второго тура – «Презентация опыта работы» тесно переплетается с первым заочным туром «Самопрезентация». За два дня до начала конкурса в Московском поселилось предметное жюри. Не отрывая головы от методических материалов и видеоуроков они оценивали опыт работы всех претендентов на победу.
В кулуарах конкурса члены предметного жюри спорили – не окажется ли этот этап второго тура фикцией. Ведь они уже отсмотрели документы каждого участника своей номинации. Но, с другой стороны, услышав рассказ о работе из уст живого человека, можно понять, насколько самостоятельны идеи, которые он предлагает.
Владимир ГОЛОВНЕР, работающий в предметном жюри «Химия, биология», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», заметил:
– Я бы предложил немного снизить требования к материалам участников. Часто теоретическое обоснование опыта работы создает учителям проблемы на самоанализе. Конкурсанты не методисты и зачастую не в состоянии ответить на вопросы жюри.
Михаил НЯНКОВСКИЙ, победитель 1994 года, работает в жюри номинации «Литература и русский язык». Он наблюдает за конкурсом уже 10-й год:
– То, что конкурс должен развиваться, неоспоримо. Несмотря на все нововведения, радует то, что в центре все еще остается учитель-предметник и его урок. Впервые до начала конкурса у жюри есть возможность ознакомиться со всеми материалами. Но участникам не стоит забывать, что они не ученые, а учителя-практики, которым вовсе не обязательно создавать новую педагогическую теорию и научно ее обосновывать.
Первая половина дня пролетела незаметно. В уютном кафе на втором этаже учебного центра за чашкой кофе собрался импровизированный «круглый стол» историков. Аналитический склад ума требует разминки. Заводит всех руководитель жюри в номинации «История-2» Андрей ИОФФЕ, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПК и ПРО:
– Я против предметного принципа. При огромном выборе методик часто учителя попадают в ситуацию, когда они, с точки зрения судьи, работают по «неправильному» учебнику. Проблемные номинации дают возможность проявить свои сильные стороны.
Его коллега Игорь КАРАЧЕВЦЕВ уточняет:
– В сфере обучения еще можно выстроить проблемную номинацию, но не в сфере воспитания.
У Евгения ТРАВИНА особый взгляд:
– Проблемные номинации не прижились еще и потому, что классификация была построена по принципу «Шел дождь и два студента». Соединялись разные по сути вещи. Названия номинаций подстраивались под спонсоров, под учредителей. Мне кажется, что должен превалировать предметный принцип. А кроме этого, учителю стоит давать два открытых урока в школе. Тогда он будет иметь возможность показать разные грани своей работы.
Представление опыта работы для учителя самый непростой и не слишком любимый момент. Только представишь, как стоишь перед жюри и, пытаясь справиться с волнением, рассказываешь про свои наработки, сразу мурашки по телу пробегают. Другое дело – хобби-клуб, внеконкурсное мероприятие. Здесь учитель чувствует себя свободно. Поет, танцует, рассказывает про путешествия.
Как часто можно услышать от учителя: мое хобби – это работа? Для Андрея ЛУКУТИНА, историка из 666-й московской школы, есть свои 8 чудес света. Лукутин, например, автор учебников по истории и обществознанию, руководитель школьной театральной студии и виртуальный методист ФИО.
Джаннета КУЛИЕВА из Кабардино-Балкарии воспитывает двоих сыновей, считайте, это ее хобби. Кроме того, Джаннета великолепно готовит национальные блюда и танцует.
Каждый день на конкурсе посвящен одному федеральному округу. Угощение коллег традиционными для региона напитками и деликатесами, выпуск стенгазеты, национальные песни и пляски. Каждый округ старается удивить по-своему. 22 сентября – день Дальневосточного региона. Перед ужином учителей приглашают на дегустацию сахалинской красной икры. Курирует работу участников клубист Александр ГЛОЗМАН, учитель года России-97. Задача клуба – максимально занять конкурсантов, чтобы не оставалось времени на депрессию. Поначалу учителя от клубистов стонут, но вскоре привыкают и мужественно переносят накопившуюся усталость.
Девяносто вагонов из ста
Раннее утро 23 сентября. Пора в путь-дорогу! Пять московских школ Западного округа принимают в этом году учителей года России. Из года в год на конкурсе именно этот день открытых уроков не обходится без увлекательных приключений.
Микроавтобус с Оксаной СОЗИНОВОЙ, которая должна давать урок первой, застрял в пробке, а потом и вовсе потерялся. Нет, в школу Созинова попала. За пять минут до звонка. На 10-й минуте урока Оксана Дмитриевна поняла, что не раздала текст, с которым собиралась работать весь урок.
Московскому учителю Владимиру ГОЛОВНЕРУ, заседающему в жюри «Химия и биология», тоже «повезло». Он долго искал 812-ю школу по адресу Мичуринский, 24, перезванивал коллегам, сверяя окрестности. В итоге оказалось, что в Москве два здания имеют одинаковый адрес. Нужная школа находится в Олимпийской деревне, а жилой дом непосредственно на Мичуринском проспекте.
Но больше всего смеялись в 1308-й школе, когда выяснилось, что «француженка» Елена КРИВОШЕЕВА из Брянска будет давать урок в классе, где учителем французского языка работает Максим КРИВОШЕЕВ. Представляете, каково было Максиму? Информационный стенд о гостях-учителях висел в школе с 1 сентября.
Из кабинета «англичанки» Эльвиры ЖАНОВОЙ из Башкортостана перед началом урока доносился дружный смех. Эльвира Анваровна – мастер общения. Ее задача – создать комфортную ситуацию на уроке, чтобы дети изучали иностранный язык с улыбкой.
Роман АБРАМОВ, учитель биологии и директор сельской школы Тамбовской области, попав в московскую школу, первым делом отправился перерисовывать стенды и изучать ее с управленческой точки зрения. «Я доволен своим уроком, – Роман – коммуникабельный учитель и творческий человек. – Правда, уже потом я понял, что было бы гораздо интереснее провести занятие по теме «Распространение семян и плодов» не в учебном классе, а в виде экскурсии на свежем воздухе».
На оценку урока жюри отвели 90 баллов из ста. После того как счетная комиссия подсчитала баллы, стало очевидно, что стоило рассказать жюри о ранжировании оценок заблаговременно. Тогда бы не возникла парадоксальная ситуация, при которой от номинации «Иностранные языки» в следующий тур вышли 10 из 11 участников, а от других номинаций – по 2-3 человека.
Прицепной вагон
По положению о конкурсе в третий тур выходят только 30 учителей. Изменить это по силам только самим участникам.
– У меня два варианта развития событий, – объявил со сцены 24 сентября Валерий Салахов. – Я готов зачитать «тридцатку», но у меня приготовлен конверт и с 39 участниками. Разница между 30-м и 39-м номерами в несколько десятых балла.
Конечно же, конкурсанты выбрали конверт с большим количеством фамилий, каждый втайне надеялся, что он в «девятке».
Не прошедшие в третий тур учителя, естественно, расстроились. Ведь они проиграли. Но в этом году оргкомитет конкурса решил, что если тур называется «Учитель учителей», то и судить должны те, кто выбыл на предыдущем этапе. Ведь все, кто приехал на конкурс, – профессионалы своего дела.
Для чистоты эксперимента председатель жюри Эдуард НИКИТИН, ректор АПК и ПРО, создал совет старейшин, в который от жюри каждой предметной номинации был делегирован один представитель.
Еще одно новшество конкурса – участники сами определяют тему мастер-классов. В этом им помогают игротехники из клуба Евгений Травин, Артур Заруба и автор идеи Андрей Милехин. Технология очень проста. Первое – вспомнить максимально успешный мастер-класс. Второе – проанализировать его критериально (межпредметность, проблемность, применимость к своему предмету, глубина и философичность, практико-ориентированность). Третье – предложить необходимые критерии для оценивания темы. Четвертое – назвать тему. Пятое – оценить предложенные темы от 0 до 10 баллов, определить сумму баллов, выставить рейтинг. Шестое – подсчитать и объявить три-четыре первые темы. Седьмое – проголосовать.
Спецвагон
25 сентября – первый день мастер-классов начался с церемонии вручения дипломов и памятных знаков – золотых пеликанов. Для этого в Московский специально приехал министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО.
– Одна из главных задач, которая стоит перед всем российским обществом, – научить людей зарабатывать деньги, – объяснил министр. – Денег в государстве на образование нет, потому что мы их не заработали. Мы понимаем, как их тратить, но не знаем, где добывать. Наша задача – научить новое поколение зарабатывать для себя и своей страны.
В ответ на слова министра учителя приняли его в свою «пеликанью стаю», вручив футболку с символикой конкурса, которую он тут же, недолго думая, и надел.
– Лучше за три дня отсмотреть 39 мастер-классов, чем 30 минут выступать на сцене, – шутит жюри третьего тура после первых уроков-импровизаций. Вот когда победившие позавидовали проигравшим.
Тема мастер-классов первого дня – «Видеть необычное в простом – признак мудрости». Каждый из участников представил свою модель работы над темой. Естественно, у всех получились совершенно разные, непохожие друг на друга выступления.
Учительница начальных классов Светлана КРИКОВА из Ярославской области призвала коллег помнить о «клетке», формируемой в сознании человека бесконечными ограничениями в мыслях и чувствах.
Алексей ТОСТАНОВСКИЙ, учитель ОБЖ из Сургута, говорил о формах самообороны в критических ситуациях. Человек не должен быть беззащитен, впрочем, и агрессивность ему не к лицу. Он должен быть мудр, решая задачу, как обезопасить себя в мире с помощью знания, предвидения, анализа.
Преподаватель литературы из Ростовской области Галина ДАНИЛОВА использовала несуществующий знак препинания: «.?». Можно ли подвергать сомнению жизненные постулаты? Имеем ли мы право на альтернативное прочтение хрестоматийных образов и развенчание прописных истин? Главное – по возможности воздерживаться от категоричных выводов, оставляя иногда вопросы без ответов.
Тема мастер-классов второго дня – «Жизнь – бесконечное познание, возьми свой посох и иди…».
На уроке итальянского у Ирины КАХИАНИ из Санкт-Петербурга готовили традиционное национальное блюдо – ризотто. Оказывается, до революции его подавали чуть ли не в каждом русском ресторане. Ризотто готово, стол накрыт, а заодно пройдено спряжение глаголов и разучена бравурная партизанская песня.
По мнению Натальи СНИГИРЕВОЙ, учителя химии из Воронежской области, соединение атомов в молекуле похоже на часы: важно, не из какого числа атомов они состоят, а как собраны. Если неправильно, то часы не будут идти.
Конкурсную программу этого дня завершил Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ, литератор из Калининградской области. Он предложил ситуацию: «Представьте, что вы – японский садовник, у вас великолепный сад и к вам едет император. Как вы будете готовиться к его приезду?» Вариантов было много. Но «настоящий» японский садовник срезал все цветы, кроме одного, который был воплощением всего сада. За оставшееся время успели поговорить о японской живописи и хокку, сравнить портрет Джоконды и икону. «Научитесь собирать мир вокруг себя. Ведь мир – это осколки, их нужно стараться собирать в единое целое», – закончил свой урок Евгений Игоревич.
Именно после этого урока присутствующие заговорили о гениальности молодого учителя и стали пророчить ему место в «пятерке».
Тема мастер-классов третьего дня – «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Для историков Александра РАХНО из Омской области и Андрея ЛУКУТИНА из Москвы главным оказался вопрос о постижении исторической истины. Как часто мы читаем и не понимаем, слушаем и не слышим, не даем себе труда задавать вопросы. Куда проще видеть то, что лежит на поверхности.
Филологи предложили различные концепции анализа литературных произведений: опираясь на слово, образ, литературный персонаж. На двух уроках звучала тема «неопределившихся» в земном познании. Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА из Липецкой области рассматривает в этом качестве булгаковского Ивана Бездомного, а Ольга СЕРДЮКОВА из Ставропольского края говорила о выборе, обращаясь к поэзии Лермонтова.
Марина ЕФИМОВА из Калужской области представила земной путь человека как опрокинутую пирамиду, которую каждый достраивает всю жизнь, выбирая для себя ценности и цели. Она обратилась к булгаковскому образу Мастера как человеку, сделавшему выбор.
«Детское жюри», как любовно окрестили старожилы конкурса жюри третьего тура, судило относительно честно. Все те же злые языки судачили о непрофессиональности и предвзятости. Но имена «пятнашки», которую объявили в конце третьего дня, в основном совпали с победителями, которых отметил совет старейшин.
Поздним вечером 27 сентября со сцены актового зала учебного центра была объявлена «пятнашка» суперфиналистов конкурса «Учитель года России». Имена победителей, отмеченные жюри, в основном совпали с теми именами, которые выделил совет старейшин. У них впереди самый сложный, четвертый этап – «Учитель-лидер». Последний тур включает в себя два конкурсных задания: «Публичная лекция» и «Педагогический ринг».
Пока «пятнашка» приходит в себя, Петр Положевец проводит с ними мастер-класс – шуточную редколлегию юбилейного номера газеты.
Локомотив
(выборы машиниста)
Утром они еще рассчитывали на победу. «Публичная лекция» – новое, неизведанное конкурсное задание таит в себе опасность. Как выступать? О чем говорить? Для многих очередная бессонная ночь не прошла даром.
Перед Большим жюри нужно рассуждать о глобальных проблемах образования так, чтобы оно поверило. А это сложно, ведь в его составе – профессионалы в области образования, представители общественности, победители прошлых лет и пятеро студентов первого курса МГИМО, герои телепередачи «Умники и умницы».
После обеда еще одно испытание – «Педагогический ринг», который ведет Эдуард Никитин. После выступления первой «пятерки» становится ясно, что ринг сравним с пресс-конференцией. Вопросы такие же жесткие и откровенные. Зачем вы решили участвовать в конкурсе? Как вы относитесь к сексуальному образованию в школе? К концу дня стали видны явные лидеры.
Пока счетная комиссия в последний раз сверяла баллы, на сцене учебного центра готовятся декорации к церемонии подведения итогов. Пять стульев с перекинутыми красными лентами. У победителей тура «Учитель-предметник» уже есть белые ленты. У тех, кто выиграл на этапе «Учитель учителей», – синие. «Пятерка» соберет все цвета российского флага.
Людмила ПРАВДИНА, физик из Саратова, Наталья КИРИЛЛЮК, математик из Владикавказа, омич Александр РАХНО, москвич Андрей ЛУКУТИН и калининградец Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ. Перед вами «пятерка» победителей конкурса «Учитель года России-2004». Они прошли все туры и честно завоевали свой приз – малый «Хрустальный пеликан» и денежные гранты в размере 200 000 рублей. Они лучше всех смотрелись на педагогическом ринге. Но среди них есть тот, кто станет учителем года, кто получит главный приз – большого «Хрустального пеликана» и «Цифровую лабораторию учителя» на сумму 300 000 рублей. Тот, чье имя произнесут через сутки со сцены Концертного зала «Россия», тот, кто третьего октября в эфире Первого канала скажет на всю страну:
– Ребята из Крыловской школы, задание выполнено. Теперь о нашей школе знает вся Россия!
P.S.
На торжественном ужине, которым традиционно заканчивается конкурс «Учитель года России», победители прошлых лет сидят за одним столом. Многим из них нынешний 25-летний победитель Евгений Славгородский годится в сыновья или младшие братья.
– Вы знаете, а ведь у Жени мое отчество – Игоревич, – шутит Игорь Альбертович Карачевцев.
Получается, что в следующем году неутомимый «Хрустальный пеликан» будет искать хозяина с отчеством Евгеньевич? А может, наконец-то найдет свою Евгеньевну?
Комментарии