C 25 сентября по 4 октября в Москве проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года-2003». Он собрал рекордное количество участников: за главный приз – «Хрустальный пеликан» – боролись представители 80 регионов России, победители областных, краевых и республиканских конкурсов.
В нынешнем году финалисты играли по новым правилам – условия конкурса существенно изменились. Главное новшество заключалось в том, что участникам первого тура предстояло дать не один, а два урока в московских школах, чего не было за всю историю конкурса. Первый оценивало предметное жюри, а второй – жюри проблемных номинаций. Их было девять: «Информационные технологии», «Учитель-исследователь», «Практико-ориентированное образование», «Вдохновение и артистизм», «Гражданское и патриотическое воспитание», «Традиции в образовании», «Здоровьесберегающие технологии», «Учитель-воспитатель», «Инновационные формы обучения». Финалистам, собравшимся в поселке «Московский», предстояла нелегкая борьба. Но обо всем по порядку.
25 октября. Впервые открытие конкурса проводили участники межрегионального клуба «Учитель года», объединяющего участников и победителей прошлых лет. Их стиль – КВН. Ведущие вечера Евгений Травин и Елена Смолина предложили «главному архитектору модернизации», а по совместительству министру образования РФ Владимиру Филиппову сдать ЕГЭ по истории… конкурса «Учитель года».
– Первый тест. Уровень А – «репродуктивно-творческий». Кто станет обладателем «Хрустального пеликана» в 2003 году? Варианты:
а) очаровательная учительница (только дважды победителями становились женщины);
б) историк (еще ни разу представители этой профессии не увозили главный приз);
в) представитель Сибирского федерального округа (пока еще «Хрустальный пеликан» так далеко не улетал);
г) сильнейшему.
Владимир Михайлович Филиппов на провокацию не поддался:
– Этот тест мне напомнил, как меня критиковал за ЕГЭ заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Николаевич Смолин. Он спросил меня: куда впадает Волга? В Черное море, в Каспийское или в маразм?
– Тогда еще один тест. Уровень С – «творческий». Что бы вы пожелали конкурсантам этого года?
– Как раз быть сильнейшими.
Затем слово взяли другие учредители конкурса – ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Монахов, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, зам. председателя Профсоюза работников народного образования и науки Татьяна Куприянова.
А напоследок ректор МГУ Виктор Садовничий как председатель Большого жюри дал конкурсантам небольшой совет:
– Постарайтесь на ваших уроках быть самими собой. Если вы раскроете ваш внутренний мир, это произведет большое впечатление на членов жюри. Будьте уверены, что мы будем объективны, будем болеть за вас и ставить вам хорошие оценки. Я желаю вам всем победы.
26 сентября. Первое конкурсное задание – «Хобби-клуб». Разделившись по проблемным номинациям, финалисты демонстрировали свои таланты. Как рассказать о себе за 10 минут? Конечно, стихами! Конкурсанты погрузили жюри в рифмованную стихию. Спектр простерся от пастернаковского «Гул затих…», озвученного Светланой Огневой из Нефтеюганска, до самодельного опуса Сергея Шарова из Саратова:
Я учитель – я не помер,
Это самый главный номер.
Впрочем, помимо сочинения стихов, у педагогов много других увлечений. Скажем, Дмитрий Щербаков из Ленинградской области в жизни занимается несколькими вещами – играет в теннис, фотографирует, путешествует, а еще как «фанат и одержимый человек» является бессменным Дедом Морозом.
«С помощью кисти можно изобразить любую мечту, нужно только иметь талант!» – считает «пеликан» из Дагестана Ирина Дадашева. Ее мечта – приобрести Сезана или Ван Гога.
Кандидат в мастера спорта из Екатеринбурга Виктор Коваленко – ди-джей, ведущий телепередач, сценарист, режиссер, кинооператор. А школу считает своим хобби, за которое государство еще и приплачивает копейку.
27 сентября. В 9 столичных школах финалисты дают уроки по предметным номинациям. Мы решили заглянуть в школу №1016, где свое мастерство показывали участники номинации «Иностранные языки».
Семиклассникам, которые пришли на урок учителя английского языка Ново-Мансуркинской СШ Самарской области Танзили ВАЛЕЕВОЙ, показалось, что они так и не дошли до школы, а остались на улице, в соседнем лесочке. Ребята собирали грибы, любовались красотой опавших листьев, наблюдали за животными. Тема занятия: «In the Autumn Forest». Прогуливаясь с учениками по лесной поляне, Танзиля Ахматбарыевна и дети незаметно вышли к грамматическим трудностям – сложному дополнению после глаголов восприятия. Московские школьники с трудностями справились и завершили урок под чарующую музыку Чайковского.
Урок «француза» из гимназии №24
г. Калуги Игоря БУРКИНА в 10-м классе был посвящен путешествиям. Заодно ребята выполнили на компьютерах упражнения по грамматике, спели песню «Voyage». А самая смелая ученица позвонила атташе по культурным связям посольства Франции в Москве и выяснила у него электронный адрес парижского колледжа. Причем все было настоящим – и атташе, и телефон, и адрес!
Урок немецкого языка начался с характеристики портрета, висящего на доске. Ольга АЛИЕВА, учитель Волоконовской СШ №1 Белгородской области, попросила старшеклассников подтвердить, что перед ними злой, жестокий человек, более того – преступник. Дети согласились. А потом выяснилось, что портрет-то – Стефана Цвейга, талантливого писателя. Дальше разговор пошел о внешних и внутренних качествах человека. Девочка сделала вывод: «Внешность может поменяться, а характер остается с человеком навсегда».
На следующем уроке немецкого языка восьмиклассники предавались мечтам… о летних каникулах. При этом они успели сделать массу полезных вещей. Позаниматься аудированием, изучить текст, поработать с лексикой, почитать, перевести. Наконец, ученики педагога СШ №8 г. Шадринска Курганской области Надежды ШУЛИМАНОВОЙ выполнили забавное задание: прорекламировали различные виды транспорта, на которых можно путешествовать.
Ольга ГАУН начала свой урок с того, что… выселила половину класса из Москвы. Нет, не подумайте чего плохого. Просто учитель гимназии №3 г. Воркуты Республики Коми предложила одному ряду побыть в роли гостей столицы. А в другом ряду десятиклассники остались москвичами. Задание: ассоциации со словом Москва. «Приезжие» назвали порт, вокзал, Москву-реку, правительство. «Местные жители»: метро, Лужники, дом. Дети легко и ловко составляли фразы о столичных достопримечательностях.
Ученики 11-го класса стали деловыми партнерами на уроке Ольги МИХАЛИНОЙ, учителя английского языка Центра образования №1 г. Пятигорска Ставропольского края. Бизнес, политика, деловые заседания в министерстве, встречи с общественностью. Где и как нужно себя вести, какое общение считается официальным, а какое нет? Ребята легко разобрались со всеми тонкостями делового английского.
Алим ХАШУКОЕВ, учитель английского языка СШ №3 с углубленным изучением английского языка г. Нальчика Кабардино-Балкарской республики, предложил десятиклассникам подумать, чем можно заниматься в нашей стране? Банковским делом, журналистикой, педагогикой? Каждый успел заявить о своем выборе. За 20 минут знакомства дети и учитель успели так подружиться, что просто не хотелось расставаться. И Алим Хашукоев пообещал вернуться!
28 сентября. Участники конкурса защищают свои педагогические концепции в проблемных номинациях. Каждому финалисту отведено 15 минут, включая ответы на вопросы жюри.
Вот как это происходило в номинации «Учитель-исследователь».
Конкурсанты, в которых не умер Шерлок Холмс и герр Штирлиц, рассказывали о своей работе почти исключительно с помощью мультимедийных презентаций. Получилось умно и красиво.
В конце своего серьезного теоретического выступления учитель математики СШ №5 г. Гусева Калининградской области Елена КЕВЕРИК рассказала смешную историю о шимпанзе и профессоре. Профессор проводил эксперимент – оставил шимпанзе в комнате, где к потолку были прикреплены бананы. В помещении были разбросаны ящики. Пока человек ждал, что обезьяна сообразит, как составить пирамиду из ящиков, животное взобралось ему на голову и схватило бананы. Моралей из этой басни настоящий педагог может извлечь немало. Про Елену же Анатольевну добавим: она согласна с Ушинским, который считал, что урок – серьезное дело, допускающее шутку.
Преподавателю истории и обществознания из Петербурга Игорю Альбертовичу КАРАЧЕВЦЕВУ изобретательное жюри задало оригинальный вопрос: какова продолжительность ответа ученика на вашем уроке? Игорь Альбертович ответил: не более 3-5 минут. И привел казус: однажды на выпускном экзамене его ученица тридцать минут раскрывала тему билета, а на дополнительный вопрос отвечала еще минут сорок. Присутствовавшая на этой почти докторской защите начальница районо осталась довольна эрудицией учеников Карачевцева. Однажды ученики географа Еланской СШ Кемеровской области Сергея Николаевича ФИЦА привезли из экспедиции зуб мамонтенка. Сергей взял эту стоматологическую подробность на конкурс. Так жюри и коллеги-конкурсанты узнали, что такое квазинаучный метод исследования. Конкурсант прав: ребенок с детства исследователь, но чтобы он не захлебнулся в огромном море фактов, надо вооружить юного следопыта методологическими знаниями. На уроке ребята знакомятся с подробным алгоритмом действий – «Порядком проведения исследовательских работ». А потом находят такое!..
Филолог из Татарстана Татьяна ПЕРШАГИНА ведет своих учеников в мир высоких идей и чарующих форм. Тому, кто в него попадает, легче переносить жестокую реальность невыдуманного мира. Может быть, поэтому дети не боятся фантазировать. Один из проектов, сделанных учениками русско-татарской школы №55 г. Казани, посвящен жизни и деятельности бокренка. Это животное дети придумали сами.
Татьяна НЕЧАЕВА, филолог СШ №23 г. Рыбинска Ярославской области, обучая ребят литературоведению, видит, как дети постепенно приобретают знания, которые позволяют им получать от чтения настоящее интеллектуальное удовлетворение.
Учитель истории из Ингушетии с красивым именем Мадден ЦЕЛЛОЕВА преподает свой предмет уже 25 лет. Тем не менее она считает, что самосовершенствованию нет предела. Ученики Мадден Яхъяновны пишут исследовательские работы на самые актуальные темы – беженцы, терроризм. Почему? Они хотят, чтобы в нашей стране не было ни того, ни другого явления.
Ирина ДАДАШЕВА, филолог из Махачкалы (Республика Дагестан) дает своим детям очень необычные темы для размышлений: «Частотность употребления падежных форм существительных в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Способы эпитетизации в сборнике А.Ахматовой «Вечер». Дети читают, считают, анализируют и в результате – лучше понимают литературу, сложные произведения и авторов.
Детский сад – чем не полигон для исследований? В качестве материалов – вата, мел, ракушечник… Весь окружающий вещный мир. Можно погрызть, понюхать, а можно, как в настоящей научной лаборатории, измерить температуру, посмотреть под микроскопом. А чтобы исследование проходило не стихийно, дошколятам дается теория – этапы проведения эксперимента, специальные символы-подсказки. Так работает у себя в детском саду №12 г. Элисты Республики Калмыкия Эрика ДАРМИНОВА.
29 сентября конкурсанты снова отправились в московские школы, чтобы дать еще один урок, на этот раз «проблемный». А по возвращении в учебный центр поселка «Московский» их ожидала презентация межрегионального клуба «Учитель года». Созданный в 2002 году, клуб уже успел совершить немало славных дел. Так, в июле 2003 года состоялась экологическая экспедиция учителей года в бассейн Печоры. Ее руководитель Владимир Головнер рассказал об открытиях, которые совершили «пеликаны» вместе с детьми в лабораториях похода.
А клуб «УГ Ленинградской области» совершил педагогическое хождение в народ. 9 победителей, среди которых был и «Хрустальный пеликан-2002» Игорь Смирнов, объехали с открытыми уроками сельские школы области.
Интересная идея родилась у «пеликанов» Волгограда. Они создали клуб молодых специалистов и смогли добиться от властей материальной и социальной поддержки.
Сопредседатели клуба Алексей Крылов, «Учитель года России-2001» и Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» обсудили с «пеликанами» тему «Школа и общество». В ходе активных прений педагоги пришли к выводу, что учительство России – огромная политическая сила. Задача – объединяться.
30 сентября – подведение итогов первого тура. Педагогическое мастерство каждого конкурсанта не подвергается сомнению, и определить, кто же более достоин выйти во второй тур, жюри было очень непросто. Тем не менее, конкурс есть конкурс, и выбор сделан. Борьбу за главный приз – «Хрустальный пеликан» – продолжат 22 человека.
Первое испытание второго тура – пресс-конференция. Каких только вопросов не задавали педагогам журналисты – и про модернизацию, и про перегрузки в школе, и про ЕГЭ.
Виктор Добромыслов видит решение проблемы перегрузки учащихся в отмене домашних заданий. А Олег Зацепилин из Челябинской области предлагает отменить нормативы на уроках физкультуры и дифференцированно оценивать детей.
Все учителя практически единодушно признали, что к любым реформам и экспериментам в системе образования необходимо подходить очень осторожно, потому что из-за недоработок страдают дети.
1 октября. Участники второго тура проводят мастер-классы на сцене учебного центра. Учениками на этих занятиях были взрослые – коллеги, не вышедшие во второй тур, конкурсанты прошлых лет.
А вечером педагогов ожидали новые интересные встречи. На конкурс приезжала председатель Профсоюза работников образования и науки РФ Галина Меркулова. Рассказав о ситуации в отрасли, Галина Ивановна предложила участникам конкурса поставить свои подписи под обращением делегатов IV Съезда Профсоюза к Президенту России, Правительству РФ, Федеральному собранию.
2 октября. Второй день мастер-классов. Хотя по форме это скорее уроки-импровизации, коллегам есть чему поучиться. Например, математик из Пензенской области Лариса Селюкова умудрилась провести урок так, что ее ученики сами поняли, как складывать числа с разными знаками. Они сочинили сказку, где положительное число было положительным героем, а отрицательное – отрицательным. Они боролись не на жизнь, а на смерть. Число 14 победило число «минус 5».
4 октября. Второй год церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Учитель года» проходила в Кремлевском Большом Дворце. Открыла торжество супруга Президента России Людмила Путина. Зачитав приветствие главы государства, она добавила несколько теплых слов лично от себя. Известные политики, актеры, журналисты объявляли со сцены имена победителей конкурса «Учитель года-2003». Ими стали:
в номинации «Информационные технологии» – Ольга Бобрикова, учитель ИЗО, черчения и МХК СШ №14 г.Перми,
в номинации «Здоровьесберегающие технологии» – Валерий Гришин, учитель физкультуры ПУ № 8 г.Иваново,
в номинации «Учитель-воспитатель» – Виктор Добромыслов, учитель информатики гимназии № 12 г.Липецка,
в номинации «Учитель-исследователь» – Игорь Карачевцев, учитель истории и обществознания гимназии №166 г.Санкт-Петербурга,
в номинации «Практико-ориентированное образование» – Елена Халиулина, учитель физики Белой средней школы поселка Среднего Усольского района Иркутской области,
в номинации «Вдохновение и артистизм» – Алим Хашукоев, учитель английского языка школы № 3 с углубленным изучением английского языка г.Нальчика,
в номинации «Инновационные формы обучения» – Валерий Саликов, учитель истории и обществознания школы № 36 г.Тамбова,
в номинации «Традиции в образовании» – Татьяна Федорова, учитель русского языка и литературы школы № 1071 г.Москвы,
в номинации «Гражданское и патриотическое образование» – Сергей Шаров, учитель обществознания лицея гуманитарных наук г.Саратова.
Каждый победитель номинации получал в подарок «Хрустального пеликана» и грант в размере 150 тысяч рублей.
Наконец на сцену вышел председатель Большого жюри ректор МГУ Виктор Садовничий. Он огласил список пятнадцати лауреатов Президентской премии, в котором, помимо победителей 9 номинаций, оказались еще учитель истории Шовхал-Бердинской средней школы Ножай-Юртовского района Чеченской республики Руслан Жабраилов, учитель истории Началовской средней школы Приволжского района Астраханской области Павел Жданов, учитель делового английского языка пятигорского Центра образования № 1 Зоя Михалина, учитель физической культуры школы № 4 г.Южноуральска Олег Зацепилин, учитель физики и математики Рыльской средней школы № 4 Курской области Игорь Полищук. Из «пятнашки» тут же были выделены пять наилучших: Т.Федорова, В.Гришин, В.Саликов, И.Карачевцев, А.Хашукоев.
И вот Виктор Садовничий называет имя главного победителя. Учителем года России-2003 стал преподаватель истории из Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев.
– Я не могу взять на себя смелость заявить, что победил, потому что я сильнейший, – признался Игорь Альбертович, получив главный приз конкурса – «Хрустальный пеликан». – Я всегда сомневаюсь в своих знаниях, умениях, педагогическом опыте и прочих достижениях. Может быть, сомнения и позволяют искать новые варианты работы, новые формы общения с учениками и коллегами.
В гимназии №166 Санкт-Петербурга Игорь Карачевцев работает девятый год, с начала сентября этого года исполняет обязанности директора.
Еще в школьные годы Игорь Карачевцев мечтал найти ту профессию, где главной формой работы было бы общение с людьми. Тогда и пришла мысль стать учителем. Впрочем, одно время Игорь мечтал о карьере артиста. В середине 70-х годов, когда он учился в 6-м классе, его пригласили попробоваться на роль мальчика в фильме «Длинное-длинное дело». «Папой» Игоря должен был стать известный актер Евгений Леонов. По разным причинам актерская карьера Карачевцева не состоялась, и сейчас он об этом нисколько не жалеет. Потому что учитель – он и артист, и сценарист, и режиссер.
Наталья БУНЯКИНА, Оксана РОДИОНОВА
Фото Виктории МОЛОДЦОВОЙ
Подведение итогов I тура. Учебный центр поселка «Московский»
Комментарии