search
main
0

Хрустальный кристалл Павла Терехова

Директор года России-2022

«Целься в Луну, но иди к ней земными шагами», – говорит Павел Терехов. Руководит образовательными организациями он пять лет, за которые приобрел авторитет и опыт, а вот желания созидать и азарта к действию не растерял. Именно это сочетание и подкупило жюри конкурса «Директор года России»-2022, как и его профессионализм, способность быстро принимать верные решения и умение создавать вокруг себя слаженную и эффективную команду. Так лидер московской школы «Покровский квартал» стал обладателем главного приза конкурса – Хрустального кристалла.

 

– Количество конкурсных испытаний в следующем году надо расширять, надо расширять и сам конкурс, создавать клуб директоров. Для нас как для министерства это важно – получать обратную связь от вас. Для этого многое делается. Директора наших школ – это те люди, на плечах которых огромная ответственность. Спасибо вам! – обратился к директорам на их профессиональном испытании первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев.

Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» проводится с 2021 года. Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации. Конкурс ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей успешной работы.

Павел Станиславович родился в Москве. Окончил в 1997 году Московский педагогический государственный университет по специальности «математика и информатика». С 1994 по 2013 год работал учителем математики в разных школах, затем занимал должность руководителя структурного подразделения лицея информационных технологий №1537. Параллельно учился в магистратуре НИУ «Высшая школа экономики» по направлению «Управление образованием». Директором школы «Покровский квартал» он стал 23 марта 2021 года, до нее возглавлял школу №1210. Награжден нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».

Как рассказал сам победитель, он «прошел в школе все шаги – от уборщика спортивного зала в девятом классе до директора». А начиная с 3‑го курса института работал учителем, руководителем структурного подразделения, заместителем директора.

Павел Станиславович помимо всего прочего долгое время был спортивным судьей всероссийской категории по баскетболу.

– В детском и юношеском возрасте я играл в баскетбол очень много, в студенческие годы тоже, – рассказывает Павел Терехов. – А потом игроки, которые не достигают мегавершин, не становятся профессионалами, для них есть много различных путей. В том числе один из путей – это судейство. Особенно если человек обладает неплохим интеллектом, то это хороший путь. И очень долго я совмещал работу учителя математики с работой полевого судьи по баскетболу. Это очень большой период моей жизни, я достиг достаточно хороших успехов. Судил женскую Премьер-лигу первенства России, это самый высокий дивизион в женском баскетболе, и мужскую Суперлигу. Это второй по значению дивизион после Профессиональной баскетбольной лиги. Долго продолжалась эта история, порядка восемнадцати лет, и закончилась непосредственно в тот момент, когда в 2017 году я был назначен директором. Совмещать это с директорством совершенно не удалось, и, наверное, это правильно. Но за баскетболом слежу постоянно и до сих пор помогаю нашему баскетбольному клубу ЦСКА судить (уже не в поле, а за столиком) те игры, которые они играют у себя дома, в Москве.

Павел Станиславович участник проекта «Директор в поход». Через эту программу прошли немало московских директоров со своими командами, каждый, прежде чем соглашаться, задавал себе вопрос и прогнозировал ситуацию. Потому что поход-то закончится, дети вернутся в школу, и их одноклассники спросят: «Ну и как там наш, сдулся?» И что ответят дети, зависит от того, как покажет себя директор внутри похода.

– Проект «Директор в поход» – сложнейший, я считаю, проект в развитии детского туризма, – отмечает Павел Терехов. – Ребята всегда ценят честность. На самом деле честность – это такая составляющая взаимного уважения и доверия. И вот именно это позволяет сказать, когда уже после похода задают вопрос «Ну как там Станиславович?»: «Да нормально Станиславович, все в порядке». У нас есть в Москве Ассоциация путешественников-директоров, состоящая из нескольких человек, которые были в проекте и полностью проникнуты идеей развития детского туризма, и мы хотим, чтобы как можно большее количество директоров присоединялись к этому движению. В школе №1210 эта идея в свое время выплеснулась в проект «Школа в поход», то, что учителя получили такой опыт, мне кажется, очень правильно.

Павлу Станиславовичу школьники порой задают вопрос: «Как стать директором учителю или иному сотруднику школы? Есть ли какой-то определенный путь?» На что он отвечает: «Это замечательный вопрос, потому что вопрос своего развития, вопрос определенного социального лифта, вопрос, который я в свое время решал для себя. Причем решал очень мучительно. Переходил с должности учителя к каким-то управленческим действиям с сомнениями. Потому что с учительством получалось все прекрасно, и с ребятами взаимоотношения были замечательные, и результаты работы с этими ребятами были очень приличные. То есть в роли учителя математики я прожил хорошую, плотную карьеру, за которую мне совершенно не стыдно, и это очень важно. Но тем не менее начал задумываться о каком-то перепрофилировании своей деятельности, из образования уходить не хотелось. Что бы я посоветовал людям, которые находятся сейчас в такой же ситуации некоторых сомнений, в ситуации выбора? Ребята, надо пробовать. Я начал с того, что поступил в Высшую школу экономики на программу государственного муниципального управления, она так и называлась – «Управление образованием». Я в той школе, в которой работал учителем, честно подошел к директору и сказал: «Я хочу попробовать немножечко другое. Есть ли какой-то кусочек для меня, который мог бы быть интересен?»

Тогда Терехов работал в лицее №1537, и ему доверили вести подбор учеников на математический профиль. Общаясь с ребятами, пытаясь проанализировать, насколько им важно и нужно, а главное – интересно это обучение, Павел Станиславович получал свой первый управленческий опыт.

– Поэтому я всегда советую: не стесняйтесь, попробуйте! – говорит директор школы. – А потом следующий шаг, абсолютно измеримый, – это аттестация на соответствие должности руководителя государственной образовательной организации города Москвы. Процедура эта совершенно прозрачная, подать на аттестацию может в том числе абсолютно любой учитель, заместитель руководителя образовательной организации. Пройти аттестацию, то есть получить формальное соответствие, и дальше уже, находясь в кадровом резерве, рассчитывать на то, что сначала тебя пригласят на работу заместителем директора. А если все это понравится, я уверен, каждый сможет найти свой путь и возглавить образовательную организацию Москвы.

– Директором я стал в 2017 году, – вспоминает обладатель Хрустального кристалла, – был с точки зрения стажа директора очень молодым, но мне было интересно! Уверен, что, повторив этот путь, добавив какие-то свои особенности, молодые люди, которые задаются вопросами, стоит или нет пробовать новое, идти вперед, получат и удовольствие, и продвижение в своей карьере.

Павел Терехов придерживается простых принципов:

– Все великие люди всегда общаются очень просто. И наш знаменитый ученый Сергей Петрович Капица, который был сыном не менее знаменитого ученого, Петра Леонидовича Капицы, и вел долгое время очень хорошую передачу на телевидении, простым языком рассказывал о сложных вещах. А польский учитель Януш Корчак, легендарный человек потрясающего самопожертвования, Педагог с большой буквы, когда его спросили, как надо разговаривать с детьми, ответил: «Честно». Вот и мой главный принцип – честность. Все те обещания, которые кому-либо были даны, совершенно не важно – детям, коллегам, начальству, друзьям, должны быть обязательно выполнены. Если ты не уверен, что можешь выполнить, так честно и скажи, но если ты сказал да, то, значит, это да.

А еще Павел Станиславович убежден:

– Важно уметь слышать людей. Не просто механически. Ко мне на прием приходит много родителей, коллег, ребята иногда заходят с какими-то предложениями. Необходимо относиться к этому диалогу серьезно и какие-то определенные выводы из каждого разговора обязательно делать. Когда человек поймет, что вы его слышите, то даже с точки зрения банальной психологии это очень важно. И надо быть оптимистом. То есть, если вы что-то задумали, попробуйте это реализовывать. Получается – замечательно! Не получается – значит, чуть-чуть корректируете вектор, и начинает получаться.

Павел Терехов любит книгу «Дети капитана Гранта». Считает, что ее должен прочесть каждый. Вспоминает стихи Василия Лебедева-Кумача к песне из одноименного фильма:

 

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоет.

Кто весел – тот смеется,

Кто хочет – тот добьется,

Кто ищет – тот всегда найдет!

 

Например, Хрустальный кристалл, открывающий путь к лучшим управленческим практикам. А также притягивающий единомышленников в команду и открывающий сердца людей. С победой вас, Павел Станиславович!

Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте