search
main
0

Хрустальный кристалл Павла Терехова

Директор года России-2022

«Целься в Луну, но иди к ней земными шагами», – говорит Павел Терехов. Руководит образовательными организациями он четыре года, за которые приобрел авторитет и опыт, а вот желания созидать и азарта к действию не растерял. Именно это сочетание и подкупило жюри конкурса «Директор года России»-2022, как и его профессионализм, способность быстро принимать верные решения и умение создавать вокруг себя слаженную и эффективную команду. Так лидер московской школы «Покровский квартал» стал обладателем главного приза конкурса – Хрустального кристалла.

 

– Количество конкурсных испытаний в следующем году надо расширять, надо расширять и сам конкурс, создавать клуб директоров. Для нас как для министерства это важно – получать обратную связь от вас. Для этого многое делается. Директора наших школ – это те люди, на плечах которых огромная ответственность. Спасибо вам! – обратился к директорам на их профессиональном испытании первый заместитель министра просвещения России Александр Бугаев.

Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» проводится с 2021 года. Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации. Конкурс ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций, закрепление образа современного директора школы как лидера педагогического коллектива, успешно реализующего государственную политику в области образования, распространение моделей успешной работы.

Павел Станиславович родился в Москве. Окончил в 1997 году Московский педагогический государственный университет по специальности «математика и информатика». С 1993 года по 2013 год работал учителем математики в разных школах, затем занимал должность руководителя структурного подразделения лицея информационных технологий №1537. Параллельно учился в магистратуре НИУ «Высшая школа экономики» по направлению «Управление образованием». Директором школы «Покровский квартал» он стал 23 марта 2021 года, до нее возглавлял школу №1210. Награжден нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».

Как рассказал сам победитель, он «прошел в школе все шаги – от уборщика спортивного зала в девятом классе до директора». А начиная с 3‑го курса института работал учителем, руководителем структурного подразделения, заместителем директора.

Павел Станиславович помимо всего прочего долгое время был спортивным судьей всероссийской категории по баскетболу.

– В детском и юношеском возрасте я играл в баскетбол очень много, в студенческие годы тоже, – рассказывает Павел Терехов. – А потом игроки, которые не достигают мегавершин, не становятся профессионалами, для них есть много различных путей. В том числе один из путей – это судейство. Особенно если человек более-менее соображает, обладает неплохим интеллектом, то это хороший путь. И очень долго я совмещал работу учителя математики с работой полевого судьи по баскетболу. Это очень большой период моей жизни, я достиг достаточно больших успехов. Судил женскую Премьер-лигу первенства России, это самый высокий дивизион в женском баскетболе, и мужскую Суперлигу. Это второй по значению дивизион после профессиональной баскетбольной лиги. Долго продолжалась эта история, порядка восемнадцати лет, и закончилась непосредственно в тот момент, когда в 2017 году я был назначен директором. Совмещать это с директорством совершенно не удалось, и, наверное, это правильно. Но за баскетболом слежу постоянно и до сих пор помогаю нашему баскетбольному клубу ЦСКА судить (уже не в поле, а за столиком) те игры, которые они играют у себя дома, в Москве.

Павел Станиславович участник проекта «Директор в поход». Через эту программу прошли немало московских директоров со своими командами, каждый, прежде чем соглашаться, задавал себе вопрос и прогнозировал ситуацию. Потому что поход-то закончится, дети вернутся в школу, и их одноклассники спросят: «Ну и как там наш, сдулся?» И что ответят дети, зависит от того, как покажет себя директор внутри похода.

– Проект «Директор в поход» – сложнейший, я считаю, проект в развитии детского туризма, – отмечает Павел Терехов. – Ребята всегда ценят честность. На самом деле честность – это такая составляющая взаимного уважения и доверия. И вот именно это позволяет сказать, когда уже после похода задают вопрос «Ну как там Станиславович?»: «Да нормально Станиславович, все в порядке». У нас есть в Москве Ассоциация путешественников-директоров, состоящая из нескольких человек, которые были в проекте и полностью проникнуты идеей развития детского туризма, и мы хотим, чтобы как можно большее количество директоров присоединялись к этому движению. В школе №1210 эта идея в свое время выплеснулась в проект «Школа в поход», то, что учителя получили такой опыт, мне кажется, очень правильно.

Павлу Станиславовичу школьники порой задают вопрос: «Как стать директором учителю или иному сотруднику школы? Есть ли какой-то определенный путь?» На что он отвечает: «Это замечательный вопрос, потому что вопрос своего развития, вопрос определенного социального лифта, вопрос, который я в свое время решал для себя. Причем решал очень мучительно. Переходил с должности учителя к каким-то управленческим действиям с сомнениями. Потому что с учительством получалось все очень хорошо, и с ребятами взаимоотношения были замечательные, и результаты работы с этими ребятами были очень хорошие. То есть в роли учителя математики я прожил очень хорошую, плотную карьеру, за которую мне совершенно не стыдно, и это очень важно. Но тем не менее начал задумываться о каком-то перепрофилировании своей деятельности, из образования уходить не хотелось. Что бы я посоветовал людям, которые находятся сейчас в такой же ситуации некоторых сомнений, в ситуации выбора? Ребята, надо пробовать. Я начал с того, что поступил в Высшую школу экономики на программу государственного муниципального управления, она так и называлась – «Управление образованием». Я в той школе, в которой работал учителем, честно подошел к директору и сказал: «Я хочу попробовать немножечко другое. Есть ли какой-то кусочек для меня, который мог бы быть интересен?»

Тогда Терехов работал в лицее №1537, и ему доверили вести подбор учеников на математический профиль. Общаясь с ребятами, пытаясь проанализировать, насколько им важно и нужно, а главное – интересно это обучение, Павел Станиславович получал свой первый управленческий опыт.

– Поэтому, – я всегда советую: не стесняйтесь, попробуйте! – говорит директор школы. – А потом следующий шаг, абсолютно измеримый, – это аттестация на соответствие должности руководителя государственной образовательной организации города Москвы. Процедура эта абсолютно прозрачная, подать на аттестацию может абсолютно любой учитель, заместитель, кто угодно, абсолютно любой человек. Пройти аттестацию, то есть получить формальное соответствие, и дальше уже, находясь в кадровом резерве, рассчитывать на то, что сначала тебя пригласят на работу заместителем директора. А если все это понравится, я уверен, каждый может найти свой путь, может возглавить образовательную организацию Москвы.

– Директором я стал в 2017 году, – вспоминает обладатель Хрустального кристалла, – был с точки зрения стажа директора очень молодым, но мне было интересно! Уверен, что, повторив этот путь, добавив какие-то свои особенности, молодые люди, которые задаются вопросами, стоит или нет пробовать новое, идти вперед, получат и удовольствие, и продвижение в своей карьере.

Павел Терехов придерживается простых принципов:

– Приведу цитату знаменитого польского учителя Януша Корчака, легендарного человека, который вместе со своими детьми в 1942 году пошел в газовую камеру в концлагере Треблинка. Это человек потрясающего самопожертвования, Педагог с большой буквы. Все великие люди всегда общаются очень просто. Чтобы не было чего-то заумного, общаться надо просто. И наш знаменитый ученый Капица, который сын не менее знаменитого ученого и вел долгое время очень хорошую передачу на телевидении, он простым языком рассказывал о сложных вещах. Так вот, когда Януша Корчака спросили, как надо разговаривать с детьми, он ответил одним словом: «Честно». Вот и мой главный принцип – честность. Все те обещания, которые кому-либо были даны, совершенно не важно, детям, коллегам, начальству, друзьям, должны быть обязательно выполнены. Если ты не уверен, что можешь выполнить, так честно и скажи, но если ты сказал да, то, значит, это да.

А еще Павел Станиславович убежден:

– Очень важно уметь слышать людей. Не просто механически. Ко мне на прием приходит очень много родителей, коллег, ребята иногда заходят с какими-то предложениями. Очень важно относиться к этому диалогу серьезно и какие-то определенные выводы из каждого разговора обязательно делать. Когда человек поймет, что вы его слышите, то даже с точки зрения банальной психологии это очень важно. И надо быть оптимистом. То есть, если вы что-то задумали, вы попробуете это реализовывать. Получается – замечательно. Не получается – значит, чуть-чуть корректируете вектор, и начинает получаться.

Павел Терехов любит книгу «Дети капитана Гранта». Считает, что ее должен прочесть каждый. Ведь:

 

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоет.

Кто весел – тот смеется,

Кто хочет – тот добьется,

Кто ищет – тот всегда найдет!

 

Например, Хрустальный кристалл, открывающий путь к лучшим управленческим практикам. А также притягивающий единомышленников в команду и открывающий сердца людей. С победой вас, Павел Станиславович!

Лариса ЛИХАЧЕВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте