Хорошее дело – компьютеризация школ. Только представьте, навороченный терминал-класс не только в крупном областном центре, но и в самой глухой деревушке, в маленькой школке, где детей-то раз-два и обчелся. Чтобы каждому ученику да по компьютеру, с цветным принтером и сканером, с необходимым для учебы электронным обеспечением и выходом в интернет. Помечтали? И хватит. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что в Нижегородской области к такой радужной перспективе двигаются медленно, но верно.
(№1 от 13 января 2004 года)
Сначала техника, потом охрана
По словам министра образования и науки Нижегородской области Сергея НАУМОВА, в плане компьютеризации село сегодня находится в лучшем положении, чем город. На один компьютер в некоторых сельских школах приходится до 20 человек, тогда как в России – 50-80 человек. Благодаря участию во всех федеральных программах Министерства образования, связанных с компьютеризацией, сегодня во всех средних школах есть компьютер или компьютерный класс – в зависимости от количества учеников. Вот уже три года область стабильно получает эту технику на основе паритетного софинансирования. Благодаря содействию губернатора выделяются средства из областного бюджета. Еще в этом году предусмотрено получение техники на 10 миллионов рублей, из которых половина будет поставлена в школы Нижнего Новгорода.
Что касается компьютеризации села, в областном министерстве считают, что одного компьютера на школу мало, поэтому и на следующий год заключен договор на приобретение компьютерной техники для школ села и районных центров еще на 28 миллионов рублей, и средства, необходимые от нижегородцев, на это уже заложены в областном бюджете.
В 2004 году техникой должны обеспечить сельские школы, а в 2005-м по федеральной программе планируется дооборудование всех городских школ. Все детдома и 86 профессиональных училищ, находящихся на областном бюджете, уже в октябре нынешнего года оснащены компьютерными классами. И это тоже часть федеральной программы. Кроме того, получили ПК и библиотеки. По сути, идет обеспечение компьютерной техникой всего образовательного пространства области. И проблем с этим, по мнению Сергея Васильевича, особых нет, скорее рабочие моменты, которых и не было бы, если бы не было и техники. Необходимы определенные охранные меры, установка сигнализации, закупка мебели для ПК, а средства на это должны изыскать уже на местах.
Педагогов-предметников – к мониторам!
Сегодня в областном министерстве говорят о применении компьютера уже не только на уроке информатики, где задача – научить ребенка владению ПК. Эта проблема в некоторых школах практически решена, в некоторых она решается. Речь о том, что компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, уже и как основной инструмент в учебном процессе – как методическое дополнение, как восполнение нехватки наглядных пособий. «Это уже не роскошь, которая могла быть позволена раньше, сегодня это необходимость, – говорит Сергей Наумов, – и наша основная задача, чтобы учитель-предметник владел компьютером и использовал его так же, как сегодня использует авторучку или мел для работы на уроке». В определенной степени поставленная задача решается. Во-первых, в 2003 году установлены абонентские приемные спутниковые станции в 103 удаленных сельских школах 47 районов области. Это значит, в этом проекте задействованы все сельские районы области, кроме Тонкинского. Можно по-разному рассматривать этот факт, однако замечу, что на недавних «Интернет-каникулах» в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет Образования именно команда учеников Тонкинской средней школы во главе с преподавателем Надеждой Самоделкиной оставила позади лицеи(!), гимназии(!), школы Нижнего Новгорода, Сарова, Богородска. На конкурс, организованный в рамках III педагогического фестиваля «Экология и будущее наших детей», было представлено восемь компьютерных проектов по проблемам экологии. 17 из 20 членов конкурсной комиссии присудили победу тонкинцам. Спутниковые антенны планируется установить до февраля 2004 года еще в ста школах сел, городов, поселков области. В принципе такая антенна – решение проблемы выхода в интернет, даже если в селе плохая телефонная связь, а такое на Нижегородчине сплошь да рядом. Правда, сегодня спутниковая приемная станция выполняет лишь асимметричный доступ к информационным ресурсам, то есть школа может получить по этому каналу ту информацию или образовательную программу, которая есть в банке данных, сформированном Министерством образования в Москве. Главное же достоинство в том, что оплачивается это полностью на федеральном уровне. На втором же этапе предусматривается переход на привычный в нашем понимании доступ к мировой Сети.
Перспективы, безусловно, неплохие, и главное – всему этому состояться. Однако уже сейчас учителям и директорам городских и сельских школ все чаще приходится сталкиваться с реалиями. Вот установили в Беласовской средней школе Семеновского района антенну – все нормально, работай и радуйся. А на следующий день включили – приема нет и написано «сбой в программе». Тендер на установку этих приемных станций выиграла фирма из Ижевска, а телефоны, куда обращаться в случае чего, дали московские. Директор школы, конечно, позвонил, только вот сколько времени придется ждать учителям и ученикам приезда специалистов. А других возможностей выхода в интернет в Беласовской школе нет – местная телефонная связь тут не помощник.
Но хуже было бы, если бы эта самая крупная в Семеновском районе средняя школа (здесь учатся 300 детей из 11 населенных пунктов трех сельских администраций) получила, как и подавляющее большинство сельских школ, только один компьютер. Министр образования области пошел навстречу педагогическому коллективу учебного заведения, и в школе теперь есть компьютерный класс. Это дало возможность начать изучение информатики с 5-го класса. В настоящее время обучаются параллели 5-, 6-, 10- 11-х классов. Во внеурочное время работает кружок компьютерной грамотности для желающих – взяли 20 человек, хотя, конечно, желающих было больше. «Пока компьютерный класс полностью не загружен, – говорит директор школы Андрей МЕЛЬНЕВ, – но с каждым годом количество часов информатики у нас увеличивается. На следующий год будут учиться уже 5-6-7-е классы. Прошла курсы в интернет-центре учительница начальной школы, и в новом учебном году хотим ввести предмет со второго класса. Значит, ориентировочно года через три у нас будет вся школа заниматься информатикой».
Сегодня 90 процентов времени идет обучение детей как пользователей ПК. Что касается использования ИКТ на уроках, то это пока в постепенном развитии. Компакт-диски по отдельным предметам используют в индивидуальной работе с сильными учениками только те учителя, которые обучались на курсах в НИРО. Сегодня таких лишь трое, но овладеть ПК и применять ИКТ в учебном процессе хотели бы многие. Трудность в том, что не всегда совпадает время обучения с возможностями педагогов. Да и для обычного урока сложновато посадить 20-23 ученика за восемь компьютеров, хотя бы еще три-четыре машины надо, сетуют учителя.
А пока испытывают белую зависть к Сухобезводненской школе, которой прислали более современный комплекс, в том числе и проектор. Он-то и позволяет широко использовать компьютерные технологии на обычных уроках, выводя информацию с одного – учительского – ПК на обозрение всему классу.
В школе поселка Сухобезводное тоже компьютерный класс. Но мне трудно было и предположить, что такое известное учебное заведение, как Семеновский лицей, специализирующийся на углубленном изучении предметов естественно-математического и гуманитарного циклов в третьей ступени, будет завидовать оборудованию поселковой школы. Из четырех школ районного центра Семенова, где, кстати, везде есть компьютерные классы, в этот лицей «стекаются» сильные старшеклассники. Пробуют свои силы в физматклассе, естественно-научном, других и добиваются успеха. В вузы поступают все. Из 200 учеников процентов 30 имеют компьютеры дома. Машины в классе информатики стоят современные, их также получили по линии реализации федеральной программы полтора года назад.
Такая «кусачая» жизнь
Даже несмотря на всевозможные проблемы, сельские учителя, живущие почти на окраине Нижегородской области, вдали от большого города, всевозможных культурных и образовательных учреждений остаются настоящими энтузиастами. Таких людей я встретила в Тоншаевской средней школе. Перед педагогическим коллективом стоит сложная задача – создать условия для полноценного развития детей из глубокой провинции, при которых они смогут получить хорошее образование, станут конкурентоспособными, приобретут качества, необходимые им для успешной самореализации в обществе. Результатом поисков стало рождение школы, ориентированной на использование информационных технологий. А они, как показывает практика, являются здоровьесберегающими, что в условиях удаленной и экономически неблагополучной сельской местности немаловажно.
Итак, слово директору школы Евгению КАЛИНУ и завучу по учебно-методической работе, а также учителю физики и информатики Татьяне КАЛИНОЙ.
– Успехи нашей школы по внедрению информационных технологий стали возможны благодаря активности многих учителей и работе администрации школы по привлечению внебюджетных средств, в том числе за счет платных образовательных услуг. У нас ведется профессиональная подготовка. Наши ребята, как правило, из семей вовсе не богатых и малообразованных. Многие из родителей, честно говоря, совсем и не думают, как подготовить детей к жизни, особенно нынешней, такой «кусачей». Умение пользоваться компьютером – сегодня одно из основных требований при устройстве на работу. Поэтому наша задача – расширять сеть дисциплин по профессиональной подготовке, интегрируя уроки трудового обучения с формами дополнительного образования.
В 2000 году практически с нуля был создан второй, хорошо оборудованный необходимой техникой терминал-класс, что позволило изучать курс информатики практически всем учащимся 5-11-х классов, внедрять в учебный процесс новые информационные технологии обучения, основанные на использовании компьютеров. Сейчас в школе два компьютерных класса, которые оснащены 16 компьютерами IBM класса Pentium II и III, а также дополнительным оборудованием. Комплект из 11 компьютеров был получен по президентской программе, но до сих пор школа испытывает колоссальные трудности из-за отсутствия проекционной техники. В районе нет спонсора, который мог бы себе позволить такую сумму. Обидно, что интереснейшие материалы разработанных школьниками проектов, получившие призовые места на областных конкурсах (например, на региональном этапе Всероссийского конкурса «Хрустальный апельсин» в номинации социальных проектов выпускница школы Наташа Дмитриева получила 1 место – ее работа была посвящена рассказу о распространении ИТ в Тоншаевской средней школе), нет возможности показать ни на школьных мероприятиях, ни родителям, ни общественности района.
Нижний Новгород
Комментарии