search
main
0

Хрустальные ключи. Увезли из Петербурга лучшие педагоги дополнительного образования России

Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», состоявшийся в конце ноября в Санкт-Петербурге, был уже шестым по счету. Но для Северной столицы он стал юбилейным. Если первое «Сердце» дебютировало в 1998 году в Ростове-на-Дону, то остальные пять конкурсов прошли на берегах Невы. Как сказала на открытии председатель Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Ольга ИВАНОВА, есть все основания считать, что «Сердце отдаю детям» стал одной из многих замечательных традиций города.

На эколого-биологической номинации, обосновавшейся в стенах Дома детского творчества Приморского района Петербурга, боевой дух заменило благоухание цветов (программа «Знакомые незнакомцы» Светланы Богоровской из центра дополнительного образования детей «Радуга», г. Волгодонск Ростовской области) и плодовых деревьев (программа «Наш сад» Руслана Бохова из станции юных натуралистов, г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания). Умиротворяюще звучали не только названия программ, но и, как положено у экологов, сама деятельность с детьми была направлена на познание мира и себя в мире, себя в природе. Даже если твоим путеводителем является крошечная аквариумная рыбка (программа «» Владимира Белоусова из станции юных натуралистов, г. Ульяновск).Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор ского городского дворца творчества юных (Аничков дворец):

Досье «УГ»Поздравляем!По итогам VI Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» главного приза – «Хрустального ключа» и звания лауреата удостоены:Сергей СИНЧУКОВ, педагог дополнительного образования Дома детского творчества г. Куйбышева Новосибирской области;Сергей ПЕТРЕНКО, педагог дополнительного образования станции юных техников г. Гуково Ростовской области;Владимир БЕЛОУСОВ, педагог дополнительного образования областной станции юных натуралистов г. Ульяновска;Светлана ЗАДЕВАЛОВА, педагог дополнительного образования республиканского Центра детско-юношеского туризма Республики Бурятия;Альбина ДЗУГАЕВА, тренер-преподаватель специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва художественной гимнастики г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания;Анна БЕДНАРЧИК, педагог дополнительного образования Детской школы народных ремесел г. Архангельска;Сергей НЕНИЛИН, педагог дополнительного образования Центра детского творчества г. Междуреченска Кемеровской области;Оксана СЕНЬКИНА, педагог-организатор Детского оздоровительного центра г. Заречный Пензенской области.Дипломами II и III степени по соответствующим номинациям награждены:Алена МАТУЗЕНКО, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества г. Ставрополя;Галина ПЕТРОВИЧЕВА, педагог дополнительного образования областного Центра развития творчества детей и юношества г.Тулы;Борис КУЗЬМЕНКО, педагог дополнительного образования Дома юных техников им. Ю.А.Гагарина г. Омска;Александр КУРОВ, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества г. Сарова Нижегородской области;Андрей БУРОВ, педагог дополнительного образования Дворца творчества юных Санкт-Петербурга;Елена ТАРАВИКОВА, педагог дополнительного образования Дворца детского творчества г. Ставрополя;Ирина СЕРГЕЕВА, педагог дополнительного образования городского Дворца детского творчества г. Перми;Валерий ВОРОБЬЕВ, педагог дополнительного образования правобережного Дома детского творчества Невского района Санкт-Петербурга;Владимир СЕН, педагог дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Юность» г. Белгорода;Наталья КОТОВА, тренер-преподаватель по легкой атлетике специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №1 г. Тамбова;Андрей БАРИНОВ, педагог дополнительного образования профессионального училища №20 пос. Низовье Гурьевского района Калининградской области;Ольга КРУТОВА, педагог дополнительного образования Дома детского творчества Ленинского района г. Екатеринбурга Свердловской области;Евгений ГОРОЖАНКИН, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области;Лариса АЛЕКСА, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра №1 г. Иваново;Валентина ЛОМТЕВА, старшая вожатая средней школы с. Лаврово Орловского района Орловской области;Алла ГАСИЕВА, старшая вожатая средней школы №10 г. Энгельса Саратовской области.

Поскольку юбилей принято делать мероприятием незабываемым, то Петербург в этом плане превзошел самого себя. Прежде всего открытие конкурса состоялось в здании Санкт-Петербургской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки. Под сводами красивейшего концертного зала, который помнит таких преподавателей, как Балакирев, Бортнянский, Римский-Корсаков, педагогов дополнительного образования, съехавшихся из 69 регионов России, приветствовал хор капеллы под управлением художественного руководителя и дирижера, народного артиста СССР, профессора Виталия Чернушенко. Сказать, что музыка и исполнение были прекрасными – ничего не сказать. Они были завораживающими. Недаром кто-то из конкурсантов, выходя из зала, воскликнул: «Мы забыли, зачем приехали сюда!» Впрочем, о цели приезда все же напомнили официальные представления номинаций, которых, как и в прошлые конкурсы, оказалось восемь: социально-педагогическая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, старшие вожатые, физкультурно-спортивная, научно-техническая, художественная, изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Правда, в отличие от прошлых лет принимающая сторона вынесла соревнования за пределы города. По словам Ольги Ивановой, это было продиктовано желанием показать участникам конкурса такие великолепные пригороды Петербурга, как Пушкин, Петродворец, Кронштадт, Сестрорецк, Колпино, а также дать возможность как можно большему количеству образовательных учреждений Петербурга познакомиться с опытом гостей. А вот мастерством и творческими работами педагогов и методистов Санкт-Петербурга можно было полюбоваться на специальной выставке во Дворце творчества юных (Аничковом дворце). Любой из конкурсантов мог познакомиться и с издательской продукцией петербургских учреждений дополнительного образования детей.

Десять минут. Это много или мало?

Наверное, ни один из конкурсантов не в состоянии ответить на вопрос: десять минут – это много или мало? Вложить в шестьсот секунд суть своего педагогического кредо, а это первое конкурсное испытание – кому-то несложно, а кто-то окрестит пресловутые десять минут «вечностью». Впрочем, иногда и чужие стены помогают. К примеру, конкурсанты из социально-педагогической номинации в Доме детского и юношеского творчества «На реке Сестре» г. Сестрорецка явили собой образец сплоченности и поддержки. Воздух морской тому причиной или ленинские места, но за их «педагогическое кредо» больше волновалось жюри, чем они сами. Для Евгения Горожанкина из Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области самопрезентация вообще оказалась четвертой по счету, и он смело, как и положено бывшему летчику, выступил с такой формулировкой: «Каждый выбирает в жизни цель, а к ней – дорогу». Его дорогой «Школы выживания», где есть все – от единоборств до основ психологии, идут почти двести мальчишек и девчонок.

У Ларисы Алексы из детско-юношеского Центра №1 г. Иванова педагогическое кредо вылилось в образ. Вернее, в образы: сказочные, старинные, современные, жизненные. «Я, как Царевна-лягушка, все время превращаюсь», – уверила всех Лариса и, действительно, за несколько минут сумела совершить путешествие из мира обрядовой Руси в мир технического прогресса.

Так или иначе тема путешествий звучала у Юрия Судьярова из Дома детского и юношеского творчества «Октябрьский» г. Новосибирска и у Веры Михайловой из детского морского центра «Норд-Вест» г. Петрозаводска. Может, потому что и первому, как капитану 3 ранга, и второй, как штурману, нашептал эти сюжеты соленый ветер странствий? Большинство мальчишек бредит морем, и по глубокому убеждению Веры Михайловой, так и должно быть, ведь море – это романтика, героика, мужество, решимость.

По мнению члена жюри номинации, заведующей сектором городского центра развития дополнительного образования ГОУ «Санкт-Петербургский дворец творчества юных» Галины Черняковой, замечательно, что люди, по-разному пришедшие в педагогику, вовремя поняли, что их причал – дети. Отрадно и то, что в социально-педагогической номинации наконец появились мужчины: в этом году их было пятеро.

За стеклянным берегом

Если бы морякам-кронштадтцам довелось присутствовать на защите образовательных программ в Доме детского творчества г. Кронштадта, то они непременно подивились бы боевому энтузиазму конкурсантов. Впрочем, удивляться нечему: само присутствие на территории главной базы Балтийского флота провоцировало на это. Цитируя члена жюри номинации «Старшие вожатые», директора загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» ГОУ «Санкт-Петербургский дворец творчества юных» Александра Николаева, все восемь конкурсантов во всех конкурсных испытаниях показали высокое педагогическое мастерство, а главное, продемонстрировали, как это здорово – зажигать и вести детей за собой. К примеру, Валентина Ломтева, старшая вожатая Лавровской средней школы Орловской области, сумела перекинуть мостик между орловскими и кронштадтскими ребятами с помощью… воспоминаний. Просто орловские дети вспомнили и рассказали кронштадтцам о людях, которые родились в Петербурге, но жили и работали в Орле. И предложили питерским мальчишкам и девчонкам поделиться информацией об орловчанах, оставивших свой след на кронштадтской земле. Идея так вдохновила юных петербуржцев, что они не только объединились между собой, но и захотели рассказать о самых удивительных местах исторического острова.

У Оксаны Сенькиной, педагога-организатора Детского оздоровительного центра г.Заречного Пензенской области, коллективное творческое дело стало частью единого целого. Ребята из Кронштадта издали свой выпуск пензенской юношеской газеты «Четвертое измерение». А Иван Сорвачев, старший вожатый гуманитарно-педагогического лицея г.Ухты (Республика Коми), показал ребятам, как найти свой корабль, где паруса – деятельность, заставляющая его двигаться вперед.

На эколого-биологической номинации, обосновавшейся в стенах Дома детского творчества Приморского района Петербурга, боевой дух заменило благоухание цветов (программа «Знакомые незнакомцы» Светланы Богоровской из центра дополнительного образования детей «Радуга», г. Волгодонск Ростовской области) и плодовых деревьев (программа «Наш сад» Руслана Бохова из станции юных натуралистов, г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания). Умиротворяюще звучали не только названия программ, но и, как положено у экологов, сама деятельность с детьми была направлена на познание мира и себя в мире, себя в природе. Даже если твоим путеводителем является крошечная аквариумная рыбка (программа «За стеклянным берегом» Владимира Белоусова из станции юных натуралистов, г. Ульяновск).

Словно перехватывая у природы эстафету творчества, конкурсанты из номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество» не скупились на цветовые гаммы своих образовательных программ. Скажем, Анна Беднарчик из Детской школы народных ремесел г. Архангельска, представляющая северное ткачество, уложила в орнаменты целую жизнь. Дэну Брауну, сочинившему «Код да Винчи», и не снились такие узоры, где каждый – символ. Судьбы, жизни. Ткачество глубоко философично, считает Анна Беднарчик, в нем закодирована история народа. Важно научить ребенка прочесть то, что лежит на глубине колодца познания.

Дворцу творчества детей и молодежи г.Колпино могли бы позавидовать все вместе взятые театры, концертные залы, сценические площадки – такой сильной, профессиональной оказалась художественная номинация. Одиннадцатью конкурсантами были представлены жанры от хореографии до кукольного театра. И хотя нынешний год не порадовал номинацию обилием мужчин, по словам заместителя директора Федерального центра развития системы дополнительного образования детей Лидии Виноградовой, Сергей Синчуков из Дома детского творчества г. Куйбышева Новосибирской области один стоил многих. Его смысл даже не деятельности – жизни: создание народных инструментов и обучение детей игре на них. Постижение культуры через музыку и потребность внутренней культуры создать музыку самому.

Космос, звезды и всякие случайности

Научно-технической номинации очень повезло. Во-первых, все конкурсные дни у педагогов и детей гостил летчик-космонавт СССР Виктор Афанасьев. К нему, как к космосу, завораживающему всех без разбора, тянулись и большие, и маленькие. Шутка ли, четыре раза покинуть Землю и по полгода любоваться ею из иллюминатора? Неудивительно, что в паузах конкурсных испытаний даже взрослые становились детьми и приставали к Виктору Михайловичу с вопросами: а снятся ли в космосе сны, больно ли падать с неба в космическом корабле и не слепят ли глаза звезды? А во-вторых, «техники» оказались в любящих и заботливых руках Елены Трофимовны Максач, директора Санкт-Петербургского городского центра детского технического творчества, которая уже не в первый раз встречает самую мужскую номинацию, где в этом году все-таки была одна дама – Елена Злобина из Ижевска. В считанные минуты Елена Викторовна организовала на своем занятии виртуальную профориентацию и превратила ребят в маститых шифровальщиков. Всего 256 символов – и любая информация скрыта от посторонних глаз. Оказалось, что зашифрованы названия разных профессий, так или иначе связанных с информационными технологиями. И всего за сорок минут ребята успели примерить на себя «мундиры» программиста, веб-мастера с веб-дизайнером и «комбинезон» сборщика компьютера.

То ли так легли звезды, то ли все случайности решили совпасть именно у «техников», но подавляющее большинство конкурсантов тянули детей и жюри в заоблачные дали. Ловкость рук, клей, ножницы, бумага, и вот уже самолеты парят над классом под восхищенные крики мальчишек. Что создает подъемную силу, выравнивает курс и полет? Загадочные слова – фюзеляж, киль, стабилизатор – на занятиях Сергея Петренко из города Гуково Ростовской области и Бориса Кузьменко из Омска вмиг становились осязаемыми и понятными даже девочкам. Собственно деление по половому признаку для талантливого педагога ни к чему. Умением учить так, что детям хочется бежать на кружок, а не на урок физики в школу, судя по конкурсу «Сердце отдаю детям», обладают все педагоги дополнительного образования. После занятия Сергея Борзенкова из Казани одна девочка написала ему в памятной открытке: «Если бы в школе была такая интересная физика, я бы ее точно учила!» А он вовсе и не преподавал физику! Просто рассказывал так, что невозможно было переключиться ни на какую другую волну, а физика с графиками и формулами тем временем сама выпорхнула из-под крыла модельного самолета.

На занятии Александра Курова из города Сарова Нижегородской области с неба прямо в детские руки посыпались звезды. Оказывается, при хорошем зрении шесть тысяч этих небесных блесток сосчитать все же можно. Но петербургские ребята увидят больше, потому как собственными руками собрали и унесли домой телескопы. А на занятии Сергея Бахарева из Новосибирска вообще случилась сенсация. Под руководством Сергея Борисовича ребята изобрели и запустили… первую в мире летающую тарелку.

С восторгом дети испытывали технику и у Владимира Мукашева из города Заречный Пензенской области, и у москвича Дмитрия Гуляева. И если у Владимира Сафаровича по классу носились радиоуправляемые юными гонщиками модели спортивных авто, то у Дмитрия Анатольевича детское внимание поглотили мониторы. Компьютерный дизайн творит с фотографиями чудеса. Можно похлопать по плечу любую знаменитость или оказаться посреди океана на крохотной льдинке. Техника в умелых руках может все! Что уж говорить, если в технические премудрости посвящают лучшие из лучших! От имени жюри это честно признал Сергей Никулин, директор московского Федерального центра технического творчества. Хоть в жюри и педагоги с огромным стажем, сказал Сергей Кириллович, но на конкурсных занятиях и им было чему поучиться.

Не соперники, а друзья

Даже друг на состязании становится соперником. На конкурсе «Сердце отдаю детям» это правило верно лишь отчасти. Во многом потому, что здесь работает высококлассная команда психологов, а еще, как сказала член жюри Ольга Левочкина, директор Федеральной специализированной детско-юношеской спортшколы олимпийского резерва, даже сильная конкуренция не помешала участникам физкультурно-спортивной номинации стать настоящей командой. И все-таки лидера жюри определило единогласно: и детей, и взрослых покорила своим мастерством тренер-преподаватель по художественной гимнастике Альбина Дзугаева из Владикавказа.

Если Галина Курова, директор Детско-юношеского центра физической культуры и спорта Санкт-Петербурга, уже традиционно встречала спортивную номинацию, то к Любови Хохлачевой, директору Петродворцового дома детского творчества, туристы-краеведы приехали в гости впервые. И, конечно, конкурсные дни, проведенные в жемчужине русского искусства и, как говаривал Петр I, «в столице фонтанов», запомнятся им на всю жизнь. Ну а детскую жизнь Петродворцового дома творчества здорово украсили сами участники. Теплота сердец оказалась взаимной, и после каждого занятия на стендах все множились и множились слова благодарности, так захватили ребят туристские тропы и красоты родной страны. Лучшей в номинации стала Светлана Задевалова из Улан-Удэ Республики Бурятии. А вообще, по словам члена жюри Анатолия Маслова, зам.директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, в номинации победил опыт. «Молодость – это здорово, – улыбнулся Анатолий Григорьевич, – просто не всем участникам хватило запаса педагогического мастерства, чтобы быть на равных с победителями».

Сердце. Живое и неугомонное, доброе и верное

По торжественности закрытие конкурса не уступало открытию. Только был уже налет грусти в глазах от предстоящего расставания, была рефлексия, наполненность новыми впечатлениями. Гудел концертный зал «Карнавал», и казалось, все находятся в огромной педагогической мастерской. Обсуждения, поздравления, обмены адресами, приглашения в гости, разговоры о насущном и вечном. До церемонии награждения победителей уже считанные минуты, но что они решают, когда позади бессонные ночи, волнение за коллег, песни под гитару, единение душ и сердец. Ах, этот неизменный лейтмотив конкурса – сердце! Живое и неугомонное, доброе и верное. Ему посвящали свои выступления Михаил Боярский, Людмила Сенчина, о нем говорила Тамара Москвина, про него читал стихи народный учитель России, фронтовик, директор 383-й петербургской школы Николай Белоусов.

В этом году помимо главных наград победителей ждали различные призы от глав администраций районов, принимавших номинации. А еще был поистине фантастический приз: право произвести полуденный выстрел из пушки с Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости. Такую возможность благодаря Музею истории города впервые за многие годы существования традиции получил педагог, обладатель «Хрустального ключа» в научно-технической номинации Сергей Петренко. Приз губернатора Санкт-Петербурга – ноутбук – достался Андрею Бурову, педагогу дополнительного образования из Санкт-Петербургского дворца творчества юных, занявшему второе место в эколого-биологической номинации. А приз «Учительской газеты» – DVD-проигрыватель – отправился в Республику Татарстан. Его получил «За верность призванию» участник научно-технической номинации Сергей Борзенков из казанского Центра детского технического творчества. Еще в детстве на балконе он смастерил свой первый дельтаплан, а теперь уже его ученики собирают настоящие самолеты и поднимаются вместе с ним в небо. Вера Михайлова была удостоена приза имени Алексея Бруднова. Этой женщине-штурману из детского морского центра «Норд-Вест» г. Петрозаводска, которая три раза поступала в речное училище и все-таки добилась своего, дружно аплодировал зал.

…Победители на конкурсе «Сердце отдаю детям» – все. Побежденных здесь не бывает. Как не бывает настоящим педагогом тот, кто закрыл сердце от детей. В этот раз три тысячи петербургских детей получили частичку сердечного тепла от всех регионов страны. Наверное, только ради этого и стоило проходить серьезные конкурсные испытания. Да еще ради любопытных детских глаз и вопроса: «А вы к нам еще приедете?»

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ольга МАКСИМОВИЧ

Слово организаторам

Алла ЕГОРОВА, начальник отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственный секретарь оргкомитета конкурса «Сердце отдаю детям»:

– Каждый конкурс «Сердце отдаю детям» – яркое событие для системы дополнительного образования. По итогам VI Всероссийского конкурса мы обязательно направим письма от имени председателя оргкомитета, руководителя Федерального агентства по образованию Григория Артемовича Балыхина во все органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, где опубликуем результаты, а самое главное – отметим территории, которые постоянно участвуют в конкурсе и совершенствуют систему дополнительного образования в своем субъекте. Наши педагоги – настоящие подвижники, яркие, творческие люди. Они востребованы, к ним с удовольствием приходят дети. И это очень важно для страны. Мы ведь много говорим о преступности среди малолетних, о том, что нужна профилактика. Но самая лучшая профилактика – занятие ребенка в любимой секции, кружке, детском объединении. Если ребенок с радостью спешит на занятия, ему не потребуются ни наркологи, ни психологи. Рядом с педагогами дополнительного образования дети развиваются, а для кого-то именно любимый кружок определяет будущую судьбу.

Владимир КИСЕЛЕВ, генеральный директор Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных (Аничков дворец):

– В обществе есть такой стереотип, что все бесплатные кружки и секции остались в далеком прошлом. Но ведь это не так! И конкурс «Сердце отдаю детям» – главное тому доказательство. Целую неделю телевидение и информагентства Петербурга начинали свои репортажи с того, что по всей России в центрах и домах творчества работают замечательные педагоги, и родители за обучение не платят. Это образование сегодня остается пока доступным. Я осторожно говорю «пока», потому что, к сожалению, учреждения дополнительного образования финансируются все-таки по дополнительному принципу. В Аничковом дворце на городском бюджете – коммунальные услуги, зарплата и те мероприятия, которые включены в городскую программу. Все остальное тянем мы сами, и эта ноша – практически неподъемная. Учебные материалы, оборудование стоят дорого. Во дворце полторы тысячи детей занимаются информационными технологиями на устаревшем оборудовании. Очевидно, что «ящики» начала 90-х годов пора менять, но мы на них работаем, потому что наши ребята-Кулибины своими силами модернизируют начинку. Мы выходим из положения, но так не должно быть.

13 тысяч детей во дворце занимаются в бюджетных группах. В этом году мы были вынуждены попросить их родителей заключить с нами договор долевого участия с частичной оплатой тех видов деятельности, которые не финансируются городским бюджетом. Это 100 рублей в месяц на добровольной основе. Это много и мало. Для одних семей – безумная сумма, для других – возможно, небольшие деньги. Процентов сорок родителей уже откликнулись на нашу просьбу. У нас расписана каждая копейка, в интернете помещаются отчеты. Я понимаю, что это непопулярное решение. Но мы вынуждены обращаться к родителям, чтобы сохранить саму возможность процесса детского творчества. Условия, в которых ребята занимаются, должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, вопросам безопасности. А нам надо приводить в порядок весь станочный парк, менять освещение, которое во многих учебных классах не соответствует никаким параметрам. Такие проблемы да в масштабах страны через конкурсы не решить. И все же «Сердце отдаю детям» – возможность для развития дополнительного образования. Конкурсное общение дарит каждому думающему и творческому педагогу много находок коллег. И, на мой взгляд, пришло время решать на федеральном уровне – как передавать и использовать это богатство.

Смастерить настоящий самолет – мечта каждого мальчишки. Фото Ольги МАКСИМОВИЧ

Конкурсное занятие – всегда очень интересное. Когда оно кончается, дети спрашивают педагога: «А вы к нам еще приедете?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте