Семь дней как целая эпоха
Собственно, все уже позади. Разъехались по домам участники, увезли призы и дипломы. Без подарков не остался никто – такова традиция. Конкурс, как всегда, оказался праздником общения единомышленников, хорошей возможностью оценить себя, увидеть опыт других. Всего-то семь дней, но, кажется, в них уместилась целая эпоха…
– У хорошей идеи жизнь долгая. Конкурс ведь начинался с 23 регионов, через год прибавилось еще десять, потом стало 45, а в этом году на всероссийский финал приехали 93 педагога из 60 регионов!
Я слушаю Аллу Васильевну Егорову и думаю: если когда-нибудь станут писать летопись конкурса, без нее просто не обойтись. Уже четвертый год она бессменный ответсек оргкомитета, а значит, закадровую конкурсно-подготовительную работу ей приходится совмещать с руководством отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования.
– Этот профессиональный конкурс придумал Алексей Константинович Бруднов, долгое время возглавлявший в министерстве наше управление. Он ушел из жизни, но начатое им дело живет и крепнет, – продолжает Алла Васильевна. Я соглашаюсь с ней, что лучшее название конкурса, которое так метко отражало бы суть работы, “дополнительных педагогов” найти было бы сложно. Эти люди действительно отдают свои сердца детям, иначе в их профессии нельзя. Дети ведь бегут в кружки и секции не из-за боязни двоек в дневнике и вызовов родителей. Их притягивает душевное тепло, мастерство и талант педагога. Что ж удивляться, когда для многих ребят “дополнительное увлечение” становится главным на всю жизнь.
У конкурса замечательный приз – Хрустальный ключ. Но не двери он открывает, а детские сердца. Потому такой хрупкий. Чуть сфальшивил, схалтурил, и разбился ключ, оборвалась духовная связь с ребенком. В этом году Алле Васильевне Егоровой пришлось поискать завод, где смогли бы такие кючи сделать. Мастера отыскались на Никольском “Красном гиганте”, что в Пензенской области.
– Теперь ключей на несколько лет хватит, – улыбается она. – Видите, какие красивые! Кстати, накануне этого конкурса новые ключи …защитили от победителей. В Петербурге изготовили специальные прозрачные коробки с черной бархатной основой. Случалось, взволнованные лауреаты роняли свою награду прямо на сцене.
В остальном IV Всероссийский конкурс по сравнению со своими предшественниками почти не изменился. Здесь по-прежнему действует принцип независимого судейства и равенства членов жюри, у которых нет председателя. После каждого из четырех конкурсов все члены жюри сдают протоколы ответственному секретарю номинации. А тот по окончании конкурса складывает баллы и объявляет победителя. Жестких критериев судейства у жюри тоже нет. Ведь дополнительное образование – это творчество, загнать его в жесткие рамки – значит погубить. И все-таки, чтобы облегчить работу судьям и жизнь номинантам, в Министерстве образования утвердили рекомендации по проведению региональных конкурсов, оформлению материалов и подготовке домашнего задания.
Всероссийский финал поделил жюри и участников на восемь номинаций: научно-техническую, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, художественную, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную и старших вожатых. У каждой номинации – свой психолог (обычно с опытом работы в прошлых конкурсах). Поэтому уже в первые дни соперники превращаются в команду и становятся друзьями.
Четыре испытания
Говорят, молодости все по плечу. Эти слова как раз про участников конкурса “Сердце отдаю детям”. В оргкомитете посчитали их средний возраст, получилось 35 лет.
– Конкурс молодеет, – продолжает делиться своими наблюдениями Алла Васильевна Егорова. – Этим, кстати, подтверждается особенность системы дополнительного образования, где средний возраст педагогов 40 лет!
IV конкурс отличал сильный состав участников. 70% – педагоги высшей категории, доктор и два кандидата наук, а в эколого-биологической номинации оказался старейший педагог – Ким Александрович Андреев, замечательный специалист по лесу из Карелии.
Думаю, что высокий уровень конкурсантов напрямую связан с критериями отбора: стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, долгосрочная программа, рассчитанная как минимум на 3 года, и конкретные результаты работы. В итоге в финал смог попасть только каждый третий.
На долю конкурсантов выпало четыре испытания. Первое – самопрезентация “Я – сам, я – сама”. Всего за 10 минут надо было раскрыть мир своих увлечений, рассказать о приоритетах и ценностях, об отношении к профессии, словом, доказать жюри, что выбранный путь – не ошибка, что выступающий – яркая личность, способная заинтересовать детей своим делом. Следующее испытание – защита образовательной программы. За то же время участники демонстрировали уровень своей профессиональной компетентности, а потом отвечали на вопросы жюри. Затем педагогов погружали в их обычную детскую среду, и начались открытые занятия с общей для всех номинаций темой – “Введение в образовательную программу”. Собственно, этот конкурс и показывал главное – умение работать с детьми, импровизировать, не оставлять без внимания “почемучек” и при этом управлять ситуацией, не позволяя уводить себя в сторону, занятие-то не резиновое! Перед конкурсом бывалые психологи давали ценные советы: будьте раскованными и сдержанными одновременно, постарайтесь найти достойный выход из любого непредвиденного поворота… Но если на занятии с детьми таких поворотов могло и не случиться, то последний импровизированный конкурс оставался сплошной загадкой до самого конца. Как только объявили тему “Что век грядущий нам готовит?”, конкурсанты принялись за подготовку импровизаций. На все про все им полагалось 30 минут.
– Что еще оценивается? – задумывается на минутку Алла Васильевна. – Конечно, речь, самобытность, оригинальность выступлений, логика изложения на защите программы. Жюри нужно убедить в ее актуальности и новизне, показать преимущества и результативность.
…Алла Васильевна вовсе не раскрыла секреты судейства. Дельные советы можно заранее прочитать в министерских рекомендациях к конкурсу. И кто готовится к нему всерьез, обязательно добивается результата. Впрочем, многие участники конкурса по-другому подходить к делу просто не умеют. Александр Лукин из Воронежа, лауреат научно-технической номинации, яркое тому доказательство.
Профессорский взгляд
– Доктор наук, профессор, начальник кафедры в Институте МВД, полковник милиции и плюс к тому педагог дополнительного образования с 24-летним стажем. С вашими регалиями и вдруг на конкурс, зачем?
– Я ведь приехал не столько о себе заявить, сколько представить уровень работы нашей области, 3-й воронежской станции юных техников, показать место технического творчества в обществе…
Разговор с Александром Николаевичем Лукиным получился долгим. За пять минут все беды российского образования не обсудишь, тем более когда говорит о них человек, знающий проблемы не понаслышке.
– В последнее время вузов стало очень много, но обладают ли дипломированные выпускники навыками, которые должен иметь “молодой специалист”? Вузам нужно давать больше практики, тогда выпускники будут востребованы производством. Но я не жду, пока мои ребята со станции юных техников вырастут и отправятся за профессиональным образованием в вуз. Осознание роли профессии в жизни человека должно прийти еще в подростковом возрасте. Зарабатывание денег не самоцель. Главное, доказать: своими руками они могут сделать многое.
– И что делают?
– Мелодичные звонки для квартир, охранные сигнализации, платный ремонт радиотехнических конструкций. Вообще выбирает ученик, я только помогаю рассчитать техническое решение и вовремя показать ценность теории. Ребенок ведь обычно хочет сделать все быстрее, максимально упростив процесс изготовления конструкции. Но вот надо конструкцию запускать, а она не работает. Вот тогда он приходит ко мне и как губка впитывает теорию.
Я стараюсь создать в коллективе лидеров, ведь от педагога учатся только процентов пятнадцать. Остальные перенимают опыт друг от друга. Такой механизм, сочетающий индивидуальный и коллективный подходы, позволяет успешно работать в группе из 10-15 человек.
Многие мои бывшие ученики стали бизнесменами, а бизнес свой начинали с радиотехники. Один, например, начинал с изготовления телевизоров. Был период, когда импортные были труднодоступны, а выпуск отечественных практически прекращен. Так вот он из блоков собирал телевизоры и на этом зарабатывал деньги. Другой занимается поставкой дистиллированной воды из Курска, имеет дело с электронагревательными и охладительными устройствами. Как-то приходит ко мне и говорит: “Александр Николаевич, надо повысить КПД установки”. Сели с ним вместе, сделали. Теперь проблем нет, бизнес процветает.
– Без чего не может состояться педагог дополнительного образования?
– Без профессиональной состоятельности. Детям интересно рядом с тем человеком, которому есть что сказать. Они каждый день “раскалывают” его на истину, просят совет и тут же испытывают его в деле…
Осторожно, ток. Наденьте каску!
– Авторитет педагога-техника постоянно проверяется, – невольно продолжила мысль Александра Лукина член жюри, судья республиканской категории Маргарита Константиновна Комарова. – Не каждый согласится работать в таких условиях. Научно-техническое направление, как и многие другие в дополнительном образовании, держится на энтузиастах, преданных своему делу, а еще на династиях. Династия авиамоделистов Зеленовых есть в Тольятти, и в нашем конкурсе специальный приз получил продолжатель династии -Кирилл Александрович Курин. Кстати, его отец “заразился” радиотехникой еще в школьные годы, в кружке. А теперь опыт двух поколений перенимает 9-летний сын Кирилла.
– Кого бы вы особенно отметили?
– Да практически каждого. Лилия Войдова из Новосибирска за один урок перевернула представление ребятишек об “устаревшей” черно-белой фотографии. От первой до последней минуты “держал внимание” детей физик-ядерщик из города Сарова Владимир Тютин, для которого авиамоделирование из хобби выросло в профессию. А вокруг Магомеда Гимбатова в его родном Буйнакске объединяются не только ученики, но и родители. Он и радист, и радиоконструктор, пишет стихи, поет.
Пока Маргарита Константиновна рассказывала о научно-технической номинации, мне тоже вспомнился один из участников – Леонид Бакулин. Работает он в 4-й школе-интернате для детей сирот станции Нижнеудинск Иркутской области. В дополнительном образовании 16 лет. Леонид Николаевич не только дает азы будущей профессии детям (на станции Нижнеудинск она гарантирует трудоустройство), но и учит сотрудничеству с наукой. Совместно с кафедрой физики Иркутского института инженерного транспорта ребята работают уже четыре года. Результаты впечатляют: в прошлом году две работы институт рекомендовал для внедрения в производство. Одна из них – бесконтактный сигнализатор напряжения в монтажной каске, в которой, как только человек слишком близко подходит к токоведущим частям, срабатывает предупреждающий об опасности звуковой сигнал.
Слушая Леонида Николаевича, я представила, как тесно маленьким изобретателям, занимающимся в научно-технических кружках, на школьных уроках физики. Без основного образования, конечно, не обойтись, но настоящую свободу творчества дает им образование дополнительное.
Неожиданный поворот
Просто дух захватило, когда на открытом занятии Елена Яицкая, старшая вожатая из поселка Кантемировка Воронежской области, предложила ребятам провести эксперимент.
Двух мальчишек-добровольцев, согласившихся прочитать стихотворение и спеть песню, отправили готовиться за дверь. Первого, по просьбе конкурсантки, дети должны были встретить бурными овациями, а второго …ледяным молчанием. “Не переживайте, мы сразу объясним, почему не стали ему хлопать. Человека надо принимать радушно, иначе его можно больно ранить”. Ребята было засомневались в необходимости такого эксперимента на товарище, но согласились, решили помочь педагогу. Занятие-то конкурсное!
Вот вошел первый мальчик, не успел прочесть и нескольких строк, как зал закричал “Браво!” и дружно зааплодировал. Настала очередь второго. Он вышел и запел песню о Москве, да как здорово, хоть сейчас бери его в солисты любого хора! Куплет, припев… И тут уж не выдержал никто: хлопали и дети, и жюри, хлопали все, кто оказался в тот момент в зале…
Всего два дня пробыли вожатые в лагере “Солнечный” на берегу Финского залива, но на занятиях с детьми успели и серьезные проекты запустить, и совершить полезные дела, и главное – вдоволь наиграться. Немудрено, что рассказы об их интересных занятиях вмиг облетели лагерь. В перерывах между конкурсами и обедами к ним обязательно приходили дети, они вместе вставали в круг и пели под гитару…
Про то, что еще остались в России вожатые, вспомнили на прошлом, третьем конкурсе. И ввели специальную номинацию. Теперь, когда воспитание возвращается в школы и вузы, когда новую силу обретает детское движение, без вожатых не обойтись.
– А в нашем городе перерывов на детское движение никогда не было, – удивилась моему вопросу Татьяна Гусихина из Сарова. – У нас 18 школ и 18 детских организаций. В 10-й школе, где я работаю, дети основали Республику ШКИД – школу интересных дел. Ребята сами решают, вступать ли в команду. Они гордятся нашей символикой – красным пионерским галстуком. Мы вместе делаем добрые дела: озеленяем город, помогаем ветеранам, ходим в детские дома и к детям-инвалидам. Есть и такая традиция: 19 мая возле общего костра встречаются все школьные детские организации. Люди встают в огромный круг и поют песни. Но добраться до круга непросто. Еще утром ребята получают зашифрованные письма и совершают целое путешествие, прежде чем окажутся возле главного костра.
Я Родину люблю…
Какой знак в конце этого предложения поставит современный подросток? Точку, вопрос или уверенное восклицание? Занятие Виталия Дятлова, лауреата туристско-краеведческой номинации из города Каменки Пензенской области, заставило ребят задуматься. Ответить на вопрос оказалось непросто. Фактически занятие Виталия было посвящено исследованию современной молодежи.
– Ребята, а какая она, по-вашему, современная молодежь?
На вывешенном на доске списке появляются галочки. В лидеры выбиваются три определения – разносторонняя, целеустремленная, честная.
Когда занятие закончилось, я подошла к Виталию Дятлову.
– Никто из ребят не отметил в списке понятие “патриотизм”. Вы ожидали такой результат?
– Он меня не удивил. Это слово и для взрослого человека сегодня редкость. О патриотизме чаще всего читают в книжках и учебниках. Но патриотами таким способом не становятся. Это все равно что читать книгу о вкусной и здоровой пище: интересно, но не ароматно и не ощущается. Патриотизм – прежде всего проживание конкретной ситуации. Чтобы понять Родину, ее надо изучать. Это я и пытаюсь делать с ребятами в экспедиционном отряде “Багира”. Собственно, я не изобрел велосипеда, и мой метод работы основан на коммунарской методике, педагогике сотрудничества. В “Багире” около сорока ребят. Образовательная программа “Я Родину люблю…” рассчитана на три года. Но по окончании выпускники не уходят, остаются с нами в коллективно-творческой, общественно полезной деятельности. “Багировцы” ходят в экологические и этнографические экспедиции, получают туристское, краеведческое образование, становятся настоящими исследователями. Но не это для меня главное. Взрослые часто рассказывают детям, как важна для человека обыкновенная вода, что ее надо беречь. Но вряд ли ребята это чувствуют: вода легко течет из крана, ее можно купить в различных пластиковых упаковках. Что уж тут говорить о бережливости… Но попробуйте повести детей в поход. Устройте так, чтобы вода закончилась, и нигде поблизости ее не набрать. А потом проведите детей к потайному роднику. Вряд ли кто-нибудь станет плевать или бросать туда бумажки. Дети прочувствовали и пережили эту ситуацию.
– В “Багире” наверняка есть свои законы?
– Конечно, и главный наш закон отношения к людям я вычитал у Брэдбери – передай добро по кругу, и оно вернется к тебе…
Спасение жизни. Что может быть важнее?
Программу “Юные туристы-спасатели” защищала на конкурсе кемеровская финалистка Марина Лимонова. Она единственная из туристской номинации провела занятие на свежем воздухе – на поляне под высокими соснами. Пока она удивляла ребят премудростями спасательского дела, ее сопровождающая, директор областного экскурсионно-туристского центра Кемеровской области Галина Анатольевна Архандеева, с гордостью рассказывала о своей коллеге.
– Марина Анатольевна – географ-биолог и практический психолог. Она кандидат в мастера спорта по туризму, судья первой категории, “Отличник народного просвещения”. Почему для Кузбасса так актуальна ее программа? Климат у нас резко континентальный. Зимы снежные и долгие, реки полноводные, тайга, бывают и взрывы на шахтах. За детей, которые ходят на занятия к Лимоновой, мы спокойны. Они знают, как прийти на помощь, владеют навыками спортивного ориентирования и скалолазания, медицины и плавания. У нее целые коробки писем от выпускников. Алексей Кочнев, например, участвовал в боевых действиях в Чечне, был награжден орденом Мужества, и в письме из армии написал ей: “Смотрю на молодых солдат и думаю, как все-таки помогает мне опыт туриста-спасателя. То, что для них “экстремальная ситуация”, для меня – обычная”.
– Как же вы удерживаете таких педагогов, зарплата ведь их по достоинству не оценивает?
– Нам грех жаловаться. Губернатор не оставляет образование без внимания. Педагоги высшей категории, занимающиеся спор-тивной и туристско-краеведческой деятельностью, а также заслуженные учителя и работники культуры получают ежемесячные доплаты в 400 и 300 рублей. Недавно у нас закончился конкурс “Учитель года”, победитель получил машину “Волга”. А Марина Анатольевна Лимонова на областном конкурсе была награждена мобильным телефоном, телевизором и путевкой в круиз. А на поездку в Петербург область выделила ей 10 тысяч рублей.
Приз “Учительской газеты”
Денежная тема и грустная, и …забавная. Как прикажете относиться к своей зарплате Сергею Абрамову, тренеру-преподавателю секции каратэ из средней школы села Панфилово Владимирской области, если за месяц работы он получает 190 рублей? Только с юмором! Понятно, что на жизнь деньги приходится зарабатывать на стороне. Поэтому днем Сергей трудится на Муромском стрелочном заводе, а вечером учит городскую и сельскую ребятню боевому искусству. Кстати, пятнадцать лет назад Сергей Леонидович “разморозил” строительство сельской школы. Тогда его, молодого историка, назначили работать директором. Не хотели отпускать в город хорошего специалиста. “Не знали, – улыбается Сергей, – что директор окажется каратистом”. Хобби со временем перетянет Сергея Леонидовича из основного образования в дополнительное. А новое школьное здание на 600 человек помогут отстроить его выпускники-каратисты, ставшие бизнесменами. Именно этому человеку “Учительская газета” вручила свой приз – магнитолу.
На фоне белых ночей
Третий год подряд конкурс “Сердце отдаю детям” принимали петербуржцы. И если за московский подготовительный период отвечает Министерство образования, то питерскую часть готовит большая команда из Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Дворца творчества юных, одного из крупнейших образовательных учреждений России.
– Нам бы не хватило сметы устроить для участников такую замечательную прогулку по Неве на теплоходах, экскурсии по Эрмитажу, поездки в Петродворец и Пушкин, награждение победителей в Смольном соборе, – вспоминает культурную программу конкурса Алла Васильевна Егорова. – Что и говорить, Петербург вкладывает в организацию и проведение конкурса большие финансовые средства, в списке спонсоров 71 пункт. Здесь и банки, и предприятия, и восемь районов Петербурга, которые гостеприимно принимали участников в последний день конкурса: Кировский, Ломоносовский, Центральный, Выборгский, Петродворцовый, Колпинский, Пушкинский, Курортный.
Какой счастливой уехала в поселок Новосемейкино Самарской области Ольга Александровна Крикунова, отмеченная в эколого-биологической номинации специальным призом АОЗТ “Большевичка”. Размер одежды у нее редкий, но это спонсоров не смутило. Прямо из Смольного собора ее отвезли в магазин эксклюзивных вещей и буквально задарили. В четыре огромных пакета уложили зимнее и осеннее пальто, плащ, куртку и костюм.
– Между прочим, – подытоживает Алла Васильевна наши воспоминания о конкурсе, – Санкт-Петербург – один из немногих регионов, где не закрыли ни одно учреждение дополнительного образования, напротив, в Колпино построили новый Дом детского творчества.
Следующий конкурс “Сердце отдаю детям” снова будет проходить в городе на Неве. Только через два года. Северная столица как раз будет праздновать свое трехсотлетие.
– А что же в перерыве?
– Конечно, мы не потратим время просто так. Проведем семинары, совещания с руководителями органов управления образованием, соберем лауреатов разных лет. А еще обязательно отправим во все регионы-участники благодарственные письма. Тот, кто отмечает труд педагогов дополнительного образования, поднимает престиж этой необходимой обществу профессии.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Санкт-Петербург – Москва
Поздравляем победителей!
По итогам IV Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям” главного приза – Хрустального ключа и звания лауреата удостоены:
Лукин Александр Николаевич, г. Воронеж (Номинация “Научно-техническая”)
Новгородова Татьяна Степановна, г. Архангельск (Номинация “Изобразительное и декоративно-прикладное творчество”)
Дружаева Лариса Павловна, г. Дзержинск, Нижегородская область (Номинация “Художественная”)
Еремеева Елена Юрьевна, г. Санкт-Петербург (Номинация “Эколого-биологическая”)
Дятлов Виталий Сергеевич, г. Каменки, Пензенская область (Номинация “Туристско-краеведческая”)
Ежонков Геннадий Николаевич, г. Кирово-Чепецк, Кировская область (Номинация “Физкультурно-спортивная”)
Джелиева Рита Александровна, с. Хаталдон, Алагирский район, Республика Северная Осетия-Алания (Номинация “Социально-педагогическая”)
Яицкая Елена Васильевна, п. Кантемировка, Воронежская область (Номинация “Старшие вожатые”)
Дипломами II и III степени, а также специальными призами по номинациям награждены:
Научно-техническая
Тютин Владимир Федорович, г. Саров, Нижегородская область
Войдова Лилия Владимировна, г. Новосибирск
Курин Кирилл Александрович, г. Тюмень
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Чич Ольга Евгеньевна, г. Адыгейск, Республика Адыгея
Волкова Людмила Дмитриевна, г. Рыбинск Ярославская область
Барсукова Лидия Ивановна, г. Орел
Художественная
Дудина Ольга Владимировна, г. Чудово, Новгородская область
Аракелян Лариса Васильевна, г. Пенза
Казанкова Ирина Львовна, г. Тамбов
Эколого-биологическая
Бучарова Татьяна Геннадьевна, г. Ульяновск
Андреев Ким Александрович, г. Петрозаводск, Республика Карелия
Крикунова Ольга Александровна, п.Новосемейкино, Самарская область
Туристско-краеведческая
Львова Наталия Юрьевна, г. Санкт-Петербург
Шевцов Андрей Алексеевич, с. Пески, Воронежская область
Лимонова Марина Анатольевна, г. Кемерово
Мезис Елена Анатольевна, г. Аксакай, Ростовская область
Физкультурно-спортивная
Константинова Маргарита Васильевна, г. Ярцево, Смоленская область
Макарова Юлия Владимировна, г. Череповец, Вологодская область
Гудиева Юлианна Казбековна, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Социально-педагогическая
Половинкина Елена Викторовна, г. Волгоград
Прозорова Людмила Алексеевна, г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Любимов Евгений Витальевич, г. Кострома
Старшие вожатые
Гусихина Татьяна Михайловна, г. Саров, Нижегородская область
Самсонова Татьяна Валентиновна, г. Оренбург
Романцова Юлия Александровна, г. Красноярск
Специальный приз памяти А. К. Бруднова оргкомитет вручил лауреату конкурса Лукину Александру Николаевичу, г. Воронеж.
Учредителями конкурса “Сердце отдаю детям” являются Министерство образования Российской Федерации, “Учительская газета”, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Конкурс организуется и проводится Минобразования России при участии Госкомспорта, Минкультуры и МПС России.
Комментарии