Когда-то выпускники школ без оглядки шли на факультеты почвоведения, химические, биологические, геологические, так как работа после окончания вуза обещала быть интересной. Сейчас ребят, решивших посвятить себя науке еще со школьной скамьи, встретишь не так часто. Но все же они есть. Как раз в этом году исполнилось 30 лет биологическому клубу «Путник» (старое название «Эколог»), работающему в центре творчества «Гермес».
А началось все в 1987 году с обычного кружка в школе №656, с небольшой группы ребят, которые своими руками соорудили несколько аквариумов и террариумов, поселили в них питомцев и начали свои наблюдения над ними.Через несколько лет клуб насчитывал уже около 60 школьников, в рамках его образовательной программы работали 6-10 различных тематических секций, на которые приходили читать лекции известные ученые: лекции по ихтиологии читали С.К.Гамалей, В.А.Илюшин, по орнитологии – Е.А.Коблик и А.А.Ефремов, с насекомыми ребята знакомились по занятиям А.В.Куваева и К.А.Петрова, а ботаникой занимались под руководством О.В.Смирновой и А.С.Зернова. Конечно, после таких лекций интерес и энтузиазм ребят возрастали в разы, каждые каникулы клуб ездил в экспедиции, пополнялись коллекции, гербарий, экспозиция выставки животных «АКВАТЭК», и, конечно, выполнялись научные работы. В клубе выросли 7 кандидатов и два доктора наук, руководители музеев, известные общественные деятели и многочисленные школьные учителя.Современный клуб «Путник» – это прежде всего коллектив ребят, которых объединяет общая цель, а именно желание как можно больше узнать об окружающей нас природе. Сюда приходят и юные гении-биологи, и просто мальчишки или девчонки, которые жить не могут без общения с живыми существами, без шума леса, без надежных друзей. И каждый находит в клубе свое, то, что ему по душе. В рамках клуба работают учебные секции, идет образовательный процесс, ребята изучают ботанику, зоологию, цитологию, молекулярную биологию, генетику на соответствующих секциях, которые могут выбрать самостоятельно, по своему желанию. Образовательный процесс включает и обязательную работу с литературой, выполнение лабораторных работ, сдачу контрольных зачетов… Скучно? Так кажется только на первый взгляд, ведь природу здесь изучают не только по учебникам, слайдам и видеофильмам, а по самой интересной и загадочной книге – природе.Проблемное, проектное обучение – основа усвоения знаний и навыков, каждый член клуба имеет свою индивидуальную, пусть даже небольшую, научную тему, над которой он работает в течение всего учебного года. Есть и крупные коллективные исследовательские проекты, которые клуб реализует совместно с московскими научными учреждениями, принимая участие в грантах РФФИ. Для выполнения проектов, конечно же, нужен исходный материал, а значит, рюкзаки не залеживаются на полках, и, как только наступают каникулы, ребята отправляются в экспедиции. По клубному фотоальбому можно изучать географию страны – Западная Сибирь, Полярный Урал, Север Европейской части, Кавказ, а в последние годы Юго-Восток нашей необъятной страны.С 2011 года клуб совместно с сотрудниками Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН и Ботанического института имени В.Л.Комарова РАН изучают флору и растительность Кумо-Манычской впадины и Прикаспийской низменности. Семь лет кропотливой работы, 8 экспедиций по безлюдным и труднодоступным местам, 16000 пройденных километров, сотни часов, проведенных нашими ребятами за микроскопом, в лаборатории молекулярных исследований, в библиотеках и гербариях Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Элисты, полтысячи оцифрованных научных источников, десятки докладов, научных статей – вот далеко не полный результат этой совместной работы, в рамках которой выполнен целый ряд частных исследовательских тем. Индивидуальные и коллективные исследовательские работы воспитанников клуба стали лауреатами и победителями ряда городских и всероссийских конкурсов проектных работ школьников.Так, в одной из клубных экспедиций удалось обнаружить не известный науке вид тюльпана, который впоследствии был описан и официально обнародован выпускницей клуба и назван тюльпаном нарциссовидным. Почти полтора века прятался этот тюльпан от глаз ученых, но не удалось ему укрыться от пытливых глаз «путников». Но, чтобы доказать таксономическую самостоятельность нового вида, пришлось здорово потрудиться. И снова дорога, предкавказские дубравы, сухие степи Калмыкии и Заволжья, прикаспийские пустыни, донские и волжские просторы замелькали за окном старенького «уазика». Собран огромный гербарный материал, проведены молекулярно-генетические и цитологические исследования, изучена анатомия, морфология, экология, распространение и онтогенез тюльпанов группы тюльпана Биберштейна. И в награду еще целый ряд научных открытий и фактов. Все наши данные говорят о том, что на территории Европейской части России растет три вида тюльпанов этой группы, а не один, как принято было считать. М.Локтев впервые описал онтогенез степной формы тюльпана Биберштейна и открыл скрытое генеративное состояние в развитии не только изучаемой группы, но и для рода тюльпана в целом. Результаты своих исследований ребята доложили на научной конференции «Проблема вида у растений и животных», посвященной памяти профессора Алексея Константиновича Скворцова, традиционно проходящей в ФГБУН «Главный ботанический сад им. Н.В.Цицина» РАН, и с успехом представили на ряде конкурсов исследовательских работ учащихся, одержав победу в VI Московском городском конкурсе социально значимых экологических проектов школьников, в конкурсе «Ярмарка идей: проекты будущего», IX Московском экологическом форуме учащихся, во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды и, наконец, пожалуй, в самом престижном естественно-научном конкурсе – Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского.Но не это главное. Теперь мы можем смело завить, что о флористических исследованиях и о флоре и растительности юга нашей страны знаем очень многое, и мы делимся этими знаниями, популяризируя их. В прошлом году клубом была организована обширная выставка «Хрупкий мир. Тюльпаны России». 70 фоторабот и технических коллажей наших путников, десятки информационных планшетов, гербарий и другие коллекционные материалы рассказали посетителям выставки о дикорастущих и садовых тюльпанах. Здесь, на стендах выставки, была представлена совершенно новая, пока еще нигде не опубликованная информация о новом взгляде на систематику и морфологию этих интересных растений, причем наглядно проиллюстрированная снимками, сделанными ребятами в природе, в лаборатории под сканирующим и конфокальным микроскопами, бинокуляром, с помощью которых зрители смогли заглянуть в невидимый мир, увидеть чудные узоры наружных покровов пыльцы, понаблюдать за таинством деления клеток. Надо сказать, что выставка вызвала большой интерес: за месяц работы в здании центра «Гермес» на Дубнинской ее посетили более 4000 человек. А потом она стала частью экспозиции международного фестиваля «Фотография как образ мира» в Центральном доме художника на Крымском валу, побывала на Фестивале тюльпанов в Калмыкии, часть экспозиции демонстрировалась в Главном ботаническом саду им. Н.В.Цицина РАН и совершила путешествие по целому ряду школ Северного округа г. Москвы.Необходимо отметить, что реализация этого и других подобных проектов была бы невозможна без сетевого взаимодействия с научными учреждениями. Сетевой договор с ГБС РАН позволил нам решить проблему недостатка необходимого оборудования и расходных материалов, но это только в рамках данного конкретного проекта, но ведь есть и другие…Еще одно формой работы клуба «Путник» является организация биологических и экологических мероприятий, акций в Северном округе Москвы и за его пределами. Ребята участвуют в разработке, организации и проведении ряда экологических олимпиад, конкурсов, входящих в список рекомендуемых Департаментом образования г. Москвы, таких как окружные и межрайонные этапы городских олимпиад «Природа России» и «Зеленая олимпиада юных экологов и натуралистов», Московский экологический форум учащихся и других крупных значимых мероприятий. И это составляет отдельный предмет нашей гордости.Сейчас в прессе, в педагогической литературе, да и в документах, регламентирующих деятельность сферы образования, стало принято заглядывать в будущее. Мы пытаемся предугадать, какие знания, навыки, специальности будут востребованы через 10-20 лет. Постоянно слышны призывы осовременить образование, сделать его актуальным, давать детям современные знания и навыки, создавать новые формы образовательной деятельности. Иногда стоит остановиться, задуматься, изучить исторический опыт и понять, что если какая-то система эффективно работает, то стоит осторожнее и бережнее относиться к ней, сохранить, помочь выжить в сложившихся трудных условиях. И этот призыв прежде всего касается именно клубной формы работы в системе дополнительного образования, жаль, если она исчезнет, слишком хрупок мир.Сергей ПОЛУЭКТОВ, педагог-организатор центра развития творчества детей и юношества «Гермес», руководитель клуба «Путник»
Комментарии