За долгие годы работы в школе-интернате я убедился, что главным итогом работы школы нужно считать не отметки и медали, а воспитанные в детях отзывчивость, доброту, порядочность. Они важны не меньше, чем знания. Но сегодня то и дело слышишь, что цель современной школы – дать прочные знания. А тот, кто считает иначе, не берет в расчет реалии нынешней жизни. Просто «хороший человек», ничего не умеющий и ничему не наученный, вряд ли сумеет вписаться в современную действительность. Поэтому воспитанием ребенка должна заниматься семья. И никакая школа не может ее заменить.
Я невольно думаю о своих учениках – воспитанниках Сельцовской школы-интерната. А кто будет заниматься их воспитанием, если семьи они лишены? К тому же процесс обучения и воспитания неразрывен и един, как две стороны медали. Да и знания сами по себе мало что значат. Став прекрасным специалистом, но не получив хорошего воспитания, человек, возможно, вырастет до руководителя, но не будет осознавать, что перед ним люди и с ними надо считаться, уважать их мнение, входить в их положение, заботиться о них. Понимая, что дело имею с сиротами, я в своей работе вопросы воспитания ставлю на первый план. Отдаю себе отчет, что мои ученики, будучи надлежащим образом воспитаны, в дальнейшем сумеют восполнить пробелы в знаниях путем кропотливой самостоятельной работы, как когда-то это сделал я сам, а вот пробелы в воспитании едва ли восполнят. Представим себе, что к детям придет учитель, прекрасно овладевший своим предметом, но не обученный важному, тонкому, деликатному делу воспитания. Что он будет делать с трудными подростками, не желающими овладевать знаниями, не выполняющими его требований? Будет заставлять их силой? Но такой метод ни к чему хорошему не приведет. Жестокость, как известно, порождает жестокость. По этому поводу вспоминается старая притча. В одном поселении жил мудрец. Он любил детей и часто делал им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали: – Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты им делаешь такие подарки? Они стараются как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. – Пройдет совсем немного лет, – улыбнулся старец, – и в руки ваших детей попадут людские сердца. Может быть, мои игрушки научат их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратнее. Любовь к ближнему, честность и порядочность, доброта и душевная теплота – это те важные качества, которые мы обязаны прививать нашим ученикам. А вы как думаете, дорогие коллеги? Сельцо, Брянская область
Комментарии