search
main
0

ХРОНИКА НАШЕГО ГЛАВНОГО КОНКУРСА

1990 год

С самоваром в Москву

Как давно это было! В другой жизни. Первый учительский конкурс. Еще существует Советский Союз. “УГ” обращается ко всем педагогам страны. Идея главного редактора Г. Селезнева принята “на ура”. На местном уровне его поддерживают и даже спонсируют. Например, в Верхней Пышме Свердловской области лучший учитель получает ни много, ни мало… турпоездку в Португалию. На всесоюзный уровень выходят 99 учителей, на заочный тур письменные работы присылают около 70 человек. В Москву приезжают 19 педагогов.

Первым финалистам приходится трудно – “Учитель года СССР” 1990 года пришелся на май, самый конец учебного года. Если бы не московские учителя, которые где-то детей собрали, где-то сами в отпуск вовремя не ушли, никаких уроков бы не было. Словеснику Любови Личагиной из Казахстана вообще достаются выпускники, которые на днях попрощались со школой. Честно говоря, ребятам вовсе не хочется идти на дополнительный урок. Но учительница говорила о молодом Блоке, о первой любви поэта – и выпускники слушали ее, как первоклашки.

В шестерку победителей выходят представители Казахстана, Москвы, Челябинской, Тульской областей, города Сумы и Красноярского края. Сибиряк Виктор Анцупов, учитель изобразительного искусства из Абакана, запоминается как участник с самой яркой биографией – чемпион Кубы 1988 года по подводному нырянию и Красноярского края по моржеванию. На урок в Москву он привозит… самовар в качестве модели. А финалист В.Рябинин, учитель технического труда из Златоуста, оказывается пилотом-любителем, налетавшим на сверхлегком самолете “Школьник” 30 часов.

6 июня объявлен первый учитель года СССР – учитель русского языка и литературы из Тульской области Александр Евгеньевич Сутормин.

1991 год

Магнит не магнитит,

купальников нет

Конкурс стал популярным. В его организацию активно включились республики. В шестерке финалистов – представители Украины, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Чувашии. А главное – в “Учителя года” поверили сами учителя. Собкор газеты Виктория Галкина пишет в репортаже из Иркутска: “В этом году за проведение конкурса взялись педагогическое сообщество и творческий клуб учителей “Вдохновение”, который раньше скептически относился к нему, как, впрочем, и ко всей “послематвеевской” газете. Наверное, это взаимосвязано. Приняли газету, ее новый облик – приняли и конкурс, его новую форму”.

Тем не менее новое интеллектуальное состязание – еще новость. Случаются курьезы. В Советском районе Новосибирска педагоги перепутали “Учитель года” с конкурсом красавиц и отказались в нем участвовать под предлогом отсутствия модных купальников.

Публикуется смета всесоюзного финала конкурса – 35 тысяч рублей (если кто не помнит, средняя зарплата учителя в то время – 300 рэ). Выстраивается система конкурсных заданий: учитель должен дать урок, причем педагогам национальных школ позволено привезти видеокассету – бывают языковые проблемы, пройти собеседование и тестирование на компьютере. С Украины звучит предложение – разрешить отобранным в заочном туре педагогам привозить с собой в Москву своих учеников.

В финал выходят два физика. Оба – интереснейшие люди. Киевлянин Анатолий Шапиро показывает на уроке фокусы – то у него магнит не притягивает, то обыкновенный легкий шарфик, брошенный в огонь, не желает загораться. Физик из Минска Валерий Гербутов во время республиканского конкурса “срезается” на этапе компьютерного тестирования. Но в Москву, конечно, приезжает. Потому что он необыкновенный учитель, который коллекционирует… людские взгляды, а на конкурсном уроке спрашивает ребят: “Какая связь между небом и… чаем?” Оказалось, такая: хмурое майское утро – вероятность дождя – вода – питье – чай. Валерия Гербутова называют вторым (и последним) учителем года СССР.

1992 год

Рояль – в студию!

118 педагогов средних школ, ссузов и дошкольных учреждений принимают участие в заочном туре конкурса “Учитель года России-92”. Географически соревнование “похудело”. Теперь в каждом новоиспеченном государстве – свой конкурс.

В России на местном уровне фантазируют – свобода! В Приморском крае на региональном конкурсе додумываются до такого оригинального задания – провести урок не по своему предмету в незнакомом классе. В Новосибирске педагог, выполняя “букву закона”, то бишь требование Положения о конкурсе продемонстрировать “отношение к учителю его учеников и родителей”, включает перед жюри магнитофонную запись с похвалами детей и их родителей в свой адрес.

Российские организаторы на этот раз облегчают задание участникам заочного этапа – можно присылать любую творческую работу – от модели модной одежды до авторской программы по предмету. 17 лучших работ – это 17 финалистов. По приезде в Москву они принимают участие в министерском совещании, дают уроки, приходят на “круглый стол” в “Учительскую газету”. Рязанская учительница русского языка и литературы Татьяна Сущинская привозит с собой не только книги и группу поддержки, но и свою ученицу Олю Маркову, которая великолепно читает фрагмент из “Войны и мира” “Ночь в Отрадном”, дополняя прекрасный урок своего педагога. Суперфинал, на который выносятся домашнее задание “Моя визитная карточка” и видеокассета о лауреате, проходит с блеском. “Гвоздем” заключительного шоу становится преподаватель музыки из Подмосковья Артур Заруба. В “УГ” зафиксировано: 15 мая в 17.52 начальник Московского департамента образования Любовь Кезина, очарованная педагогическим и композиторским даром Зарубы, вручает ему подарок – рояль. Как выяснилось потом, инструмент получил учитель года России-92. Второе место досталось преподавателю немецкого языка из Белгородской области Виктору Сумину, третье – учителю физкультуры из Барнаула Василию Табышкину.

1993 год

Парты на баррикадах

Год начинается с реформ. Перемена “номер один” – оргкомитет решил проводить конкурс в начале октября. Май слишком “горячий” месяц для педагогов. К тому же 5 октября недавно стало Международным днем учителя. И в России педагогов всегда чествовали в октябре. Активно обсуждаются новые формы конкурсных заданий. Перемена “номер два” – придумали “защиту педагогической идеи”. Спор идет вокруг встречи с детьми – это должен быть урок или просто разговор? Никто не против замечания – нужно больше общаться! Конкурсанты должны встречаться с московскими учителями, друг с другом. Журналисты “УГ” предлагают кроме обычных конкурсных уроков проводить открытые для “взрослых в роли учеников”. Это даст возможность конкурсантам получить полноценную обратную связь. Предложение одобрили. Пока уроки со взрослыми – только творческая мастерская, жюри их не оценивает. Хотя наблюдает.

В октябре приезжает “пятнашка” – отныне это заветная цифра конкурса. И общается для начала… с жюри. Встреча давно назрела – надо обсудить критерии оценки работы учителя. Судейских команд три – дети, общественность и педагоги.

Суперфинал проходит в концертной студии “Останкино”. “Пятерка” поражает всех талантами, блеском ума и мастерством. Но учителем года-93 может стать только один. Филолог и поэт из Брянска Олег Парамонов получает высшую оценку жюри. В юности Александр Межиров сказал Олегу Геннадьевичу: “Вы человек одаренный, работайте над собой”. В 1986 году Олега Парамонова заметил другой замечательный человек – главный редактор “УГ” Владимир Матвеев, о чем он поведал в своей публикации “Слово молви и дело делай”. На этом удивительные совпадения не заканчиваются. Оказывается, о маме учителя года, преподавателе литературы Ларисе Устиновне Герасимовой наша газета писала в 1951 году…

Конкурс вообще полон совпадений, даже мистики. На следующий день после суперфинала “Останкино” штурмуют. И те самые парты, которые “снимались” в передаче об “Учителе года-93”, превращаются в баррикады.

1994 год

“Мушкетеры” в сборе

1994 год “открыл” Михаила Нянковского, учителя литературы Провинциального колледжа из Ярославля, третьего “мушкетера” конкурса наряду с Артуром Зарубой и Олегом Парамоновым. Без этой троицы не проходил ни один последующий финал. Михаил Нянковский даже был ведущим церемонии открытия.

Это был первый год, когда Президент России Борис Ельцин принимал победителей в Екатерининском дворце. Своим указом он учредил премии учителям года и согласился стать председателем попечительского совета конкурса. В этот год, кстати, многое произошло впервые. Впервые не проводился заочный отбор для участия во всероссийском финале – в Москве собрались победители всех региональных этапов. Впервые состоялась научная конференция “Учитель XXI века”.

У конкурса появилась своя газета – “ПеликантЪ-дейли”, которую стали выпускать сотрудники пресс-центра, по совместительству журналисты “УГ”. Каждое утро на завтраке участникам раздавался “горячий листок”, из которого они могли узнать все последние новости о ходе конкурса. Газета так всем полюбилась, что превратилась в хорошую традицию. С тех пор она выходит каждый год, и ее подшивка считается хроникой конкурса. По страницам “ПеликантЪ-а” можно воссоздать каждый день, каждое событие, происшедшее за последние семь лет на финалах в совхозе “Московском”. Кстати, с возникновением газеты появилась еще одна традиция – объявлять различные конкурсы и… тотализатор. Участникам предлагалось сделать ставки на предполагаемого победителя. Угадавшему – бутылка шампанского с логотипом конкурса. Между прочим, в 1994 году большинство ставок было сделано именно на Михаила Нянковского.

1995 год

“Дал” – значит “был”

С первого дня финала конкурса 1995 года в воздухе витала идея – “Женщину в победители”. Так даже называлась одна из статей в “ПеликантЪ-дейли”. И действительно, почему все мужчины да мужчины? Стали думать-гадать, дошли аж до того, что обратились к учению старика Фрейда о подсознательном – может, все дело в том, что конкурс называется “учитель”, а не “учительница”? Ажиотаж вокруг этой темы подогрел приезд Элейн Гриффин, “национального учителя США-95”: значит, есть шанс и у женщины, надо бороться! Ожидания общественности не были напрасны. Победа досталась Зинаиде Климентовской, учителю начальных классов из Рязани. Разве мог кто-нибудь в тот момент подумать, что настанет следующий год, и хрустальный пеликан опять попадет в руки учительницы из Рязани! Но не будем забегать вперед.

С этого года у конкурса появился свой гимн – песня Артура Зарубы на стихи Роберта Рождественского “Школьным учителям”. С тех пор гимн звучит каждый год на открытии.

Михаил Федоров из села Александровка Тамбовской области вынужден был продать все хозяйство – корову, кур, лишь бы только приехать на конкурс: местная администрация не выделила своему конкурсанту ни копейки. Но в конце концов материальные издержки учителю возместили – видимо, совесть заела. Увы, о житейских проблемах не удается забыть даже вдали от дома. Накануне финала по всей стране прошла забастовка, в которой приняли участие более 11 тысяч школ. На встрече конкурсантов с председателем ЦК профсоюза работников образования и науки Владимиром Яковлевым выяснились грустные подробности – оказывается, одна из участниц живет в подвале, а другой участник был в отпуске только 4 дня, так как не давали отпускных…

С легкой руки физика Александра Малова из Владимира пресс-центр изобрел для финалистов новую награду: медаль с одним словом – “Дал”, что подразумевает “дал урок”. Видимо, финал – это такая эмоциональная встряска, что поневоле возникла ассоциация с Отечественной войной 1812 года, участникам которой вручали медаль “Был”.

Выяснилось, что самая распространенная фамилия на этом конкурсе – Заруба. Сотрудники оргкомитета испытали детскую радость, обнаружив в списках участников Наталью Зарубу (на эту “победную” фамилию в тотализаторе сделали больше всего ставок). Кстати, она была единственным представителем курса “Человековедение”. Самое оригинальное хобби – у Натальи Рыхловой, каждую неделю она передвигает мебель в квартире. Самой “притягательной” оказалась историк Татьяна Сеппянен – после конкурсного урока в московской школе весь класс выстроился к ней в очередь “за адресочком”. А самым популярным мужчиной стал… Джон Куэм из Вашингтона, директор программы “Национальный учитель Америки”. Женщины наперебой вытягивали его танцевать и дарили самые лучезарные улыбки на зависть соотечественникам. За всем ходом событий неустанно следила камера телестудии “Артель”, снимавшая “Дневник конкурса”, дабы вся страна могла увидеть его и снаружи, и изнутри.

1996 год

Герои дня без галстука

Лидирует опять женщина – учительница французского языка из Рязани. Выступление в программе “Герой дня” сделало Екатерину Филиппову настоящей звездой: журналисты по сей день не дают ей покоя и требуют то интервью, то комментарий.

На конкурсные дни выпал юбилей одного из финалистов – Геннадия Овсиенко из Ростовской области, которого многие приняли за родственника популярной певицы Татьяны Овсиенко. Ему исполнилось 40 лет. Редко где можно встретить математика и одновременно специалиста по сельскохозяйственным работам – и плуг смастерит, и борону.

Впервые в истории конкурса – аж две “встречи на Эльбе”. Учитель года-92 Михаил Нянковский признал в сотруднице медпункта гостиницы свою однокурсницу, а белгородский участник Сергей Вольваков обнаружил, что один из соперников, биолог Олег Петунин, не кто иной, как его армейский сослуживец!

На этот раз в финал вышли на редкость серьезные люди, ни минуты не давали себе расслабиться. В один из вечеров, на который запланировали дискотеку, приехала съемочная группа телепрограммы “Намедни”, дабы запечатлеть для истории досуг лучших российских учителей. Но поскольку активность конкурсантов была на нуле, пришлось пуститься в пляс всем членам жюри, оргкомитета и сотрудникам пресс-центра.

1997 год

Учитель года –

в белом халате

В юбилейный для Москвы год победителем стал учитель технологии, москвич Александр Глозман. На своем конкурсном уроке он появился, как и на обычном, – свитер, джинсы, белый халат. И этим сразу расположил к себе незнакомых учеников: в джинсах – значит “свой”.

Финал 1997 года стал самым танцевальным из десяти. Провести такое количество дискотек прежде еще не удавалось! И когда только участники успевали к защитам готовиться, ведь что ни ночь – то танцы до упаду? Наверное, все дело в том, что в “состав” этого финала вошли люди, способные делать несколько дел сразу. Посудите сами. Виталий Широтов из Республики Коми преподает литературу, занимается профессиональным сочинительством – пишет стихи на заказ, да к тому же выращивает баклажаны в теплице. Светлана Ростовцева, учитель начальных классов из Чукотского края, прежде чем прийти в школу, дважды пыталась поступить в медицинский и успела поработать швеей-мотористкой. Историк Алексей Грушихин из Липецкой области – активист ансамбля народных инструментов “Раненбургские родники” и руководитель церковного хора. Информатик и логик Виктор Немчинов из Тюмени увлекается проектированием школ. А что касается Сергея Никитина из Тверской области, то он и не думал бросать свою первую профессию, так что днем он учит детей информатике, а по утрам следит за здоровьем новорожденных детишек в роддоме. Кстати, в этом году пресс-центр решил учредить свой, альтернативный титул “Учитель года”, жюри “ПеликантЪ-дейли” единогласно присудило его Сергею Никитину, педагогу и педиатру.

Удивительные истории происходили с участниками во время конкурсных уроков в школах. Один из конкурсантов в номинации “Начальная школа” попросил коллектив 26-й московской школы найти в библиотеке “Сказку о золотом кувшине”. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что сказка под таким названием существует практически у каждого народа. Зато представители точных наук оказались менее требовательными – один из учителей информатики сказал, что для проведения урока ему не нужен даже компьютер. А вот физику, математику, информатику и чертежнику Геннадию Комару из Псковской области, наоборот, компьютер очень нужен, поэтому директор 1260-й школы преподнесла его Геннадию в подарок.

1998 год

Физика “выходит из берегов”

Финал 1998 года прошел под лозунгом “Учителя года – в президенты” – за два года до выборов эта тема никому не давала покоя. Конечно, лозунг был шуточным, и выдвинул его пресс-центр под впечатлением октябрьских праздников. А если серьезно, в этом году победу наконец-то одержал не “лирик”, а “физик”. Точнее, математик из Санкт-Петербурга Владимир Ильин. Символично, что задолго до конкурса, летом 1997 года, о Владимире Леонидовиче уже была небольшая статья в “УГ”.

Вообще на этом конкурсе было очень много неординарных, зрелищных уроков по точным предметам, что даже странно, обычно оригинальными “сценариями” поражают преподаватели-гуманитарии. Сергей Мартынов из Рязани, например, рассказывая про “относительное движение”, все сорок минут простоял на столе. Москвич Сергей Кириллов иллюстрировал законы физики настоящими цирковыми фокусами – ложился на битое стекло и предлагал ученикам “походить” по своей спине. Физик Виталий Кабаев из Йошкар-Олы перекладывал теорию на музыку популярных песен, и формулы на время превратились в ноты. Петр Корнилов из деревни Брод Новгородской области объяснял природу любви с точки зрения законов физики. Валентина Батяева из Саранска вообще сделала сенсационное открытие: оказывается, и в информатике есть своя этика – она чем-то напоминает христианские заповеди: “не укради” чужую программу, “не убий” компьютер вирусом… А Елена Элькинд из Смоленска начала свой урок химии с ноктюрна Шопена в технообработке, это была “увертюра” к теме “Взаимное влияние атомов в молекуле” – на примере музыки Елена показывала ребятам, как появляется качественно новая форма, когда одно явление вступает во взаимодействие с другим. Чего только не придумаешь, лишь бы ученики не скучали!

Если в прошлом, 1997 году один из финалистов проектировал школы, то в этом году появился участник, который не только моделирует, но и строит. Директор 1260-й школы Тамара Майорова, “главный меценат” конкурса, и на этот раз сделала свой вклад: узнав о том, что чувашский учитель рисования Александр Семенов своими руками строит художественную школу, не выдержала и подарила ему на строительство тысячу рублей. Александр действительно вот уже несколько лет в свободное от уроков время по кирпичику выкладывает свой замок, но не воздушный, а самый настоящий – по собственному макету. “Выкройку” будущей школы даже напечатали в конкурсной мини-тиражке “ПеликантЪ-дейли” – вдруг кому-нибудь пригодится.

Участие в конкурсе для некоторых уже становится семейным делом: Алексей Лебедев, историк из Владимирской области, вошедший в “пятнашку” в 1996 году, на этот конкурс привез свою жену Марину, тоже историка.

Новая традиция – проводить международные семинары. В 1998 году впервые прошел семинар организаторов и финалистов конкурса на Кипре. Вот где можно было вдоволь наглядеться на живых пеликанов!

1999 год

Двойной юбилей

Конкурсу – десять лет. Юбилей парный. Потому что “родительнице” состязания – “Учительской газете” стукнуло 75. Конкурсанты поздравляют журналистов, репортеры в долгу не остаются. Разменяв первый десяток, конкурс не посолиднел, наоборот, омолодился. Треть участников – молодежь “до тридцати”. Уроки и обсуждения педагогических идей проходят весело. Кажется, впервые один из уроков-импровизаций – пародия. Историк Александр Селянин из Костомукши придумал занятие со взрослыми как пародию на популярную передачу Виталия Вульфа “Серебряный шар”. Самая молодая участница – двадцатитрехлетняя москвичка Маша Филиппенко, дочь любимого многими актера. Но конкурсанты любят Машу не потому, что она “дочь”. Мария – милый человек, хороший преподаватель, знаток латыни и еще семи иностранных языков. Филиппенко в “пятнашку” не попадает, но получает особое мнение жюри и дает внеконкурсный урок, посвященный латинским крылатым выражениям. Весь зал замирает, когда в конце занятия взрослые ученики и учитель “оживляют” летящую Нику.

Но победителем все же становится не молодой преподаватель, а педагог со стажем – учитель музыки из Челябинска Виктор Шилов. Номинационное жюри и зрители, как малыши, ревут на его уроке с детьми, когда Шилов и московские школьники поют “Журавли”. Слезы текут и у большого жюри на уроке со взрослыми.

Конкурс никогда не был обойден вниманием властей. Учителей года принимали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Ежегодно наших конкурсантов приглашает в гости Юрий Лужков. В 1999 году учителя встретились с заместителем председателя правительства Валентиной Матвиенко. В марте 2000 года “пятнашку” принял новый президент. Впрочем, тогда еще никто не знал, что Владимир Путин станет главой страны. Учителя года были последними, но самыми главными избирателями, с которыми и.о. президента встретился перед выборами.

Оксана РОДИОНОВА,

Мария ФОМИНА,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте