Шанс пережить “культурный шок”
Кто-то напуган угрозой голодной и холодной зимы. Другие опасаются энергетического кризиса. А вот учителей, особенно из провинции, волнует еще и перспектива информационного голода.
Как жить, скажем, преподавателям иностранного языка без современного страноведческого материала, без общения с носителями языка?
Впрочем, отчаиваться рано. Например, старый друг учителей немецкого, Немецкий культурный центр, по-прежнему помогает российским педагогам.
Конечно, Гете-центр – не благотворительная организация, он не может покупать для наших учителей учебники, но книги, карты, которыми сам располагает, высылает. Причем бесплатно. И уж, конечно, совершенно безвозмездна консультативная помощь сотрудников Гете-института. Плюс к этому в 60 городах России существуют библиотеки учебников для педагогов, и культурный центр постоянно заботится о пополнении их фондов.
Гете-центр принимает участие в создании учебных материалов для российских образовательных учреждений. Скоро будут изданы новые программы и учебники для школ с углубленным изучением немецкого языка для всех возрастов – с 1-го по 11-й класс. Работали над ними, за редким исключением, российские авторы. Гете-институт обычно поддерживает такие проекты консультативно, устраивает для авторов курсы, семинары, информационные мероприятия. Учитывая, что специальных школ в России все-таки меньше, чем общеобразовательных, заместитель директора и руководитель отдела немецкого языка Немецкого культурного центра им.Гете в Москве доктор Катарина фон Руктешель-Катте советует: “Наши тематические, рабочие тетради, которые созданы для школ с угубленным изучением языка, вполне можно использовать и в обычных. Учителю легко подобрать материал под свою программу”.
Существует еще одна форма сотрудничества с Немецким культурным центром. “Наши партнеры – институты и университеты, которые занимаются повышением квалификации учителей, – могут заказать в Гете-институте на две недели референта. Мы оплачиваем этому преподавателю дорогу, а проживание и питание ему обеспечивают на месте. Пригласить референта – носителя языка гораздо дешевле, чем отправлять всех учителей в Германию, – говорит доктор Катарина фон Руктешель-Катте, – еще у нас есть программа “Стипендии”, в рамках которой Гете-институт ежегодно отправляет за свой счет в Германию примерно 220 учителей для повышения квалификации”. Каждый год около двух тысяч российских педагогов пытаются попасть в число счастливчиков. Система справедлива и проста. Гете-институт рассылает документацию университетам, школам, институтам. Каждый учитель может заполнить пакет документов и написать резюме о своей системе преподавания. В Гете-институте его изучают эксперты. Затем учителей приглашают в Москву на семинар, где специалисты Немецкого культурного центра пытаются составить представление о будущем стипендиате. Фрау Руктешель: “Мы хотим увидеть его заинтересованность в этой поездке, сможет ли он выполнить ту задачу, которую эти курсы преследуют. Очень важно посмотреть культурный уровень человека, насколько хорошо он знает немецкий язык, Германию. Преподаватель должен быть подготовлен к поездке, иначе его ждет так называемый “культурный шок”. Это очень неприятно и для российской, и для немецкой стороны”.
Теоретически любой учитель может каждые четыре года подавать заявку на стипендию Гете-института. Единственное ограничение для желающих поучиться за рубежом – возрастное, 45 лет.
Оксана Родионова
“Образованный” парламент
В апреле 1998 года по инициативе общероссийского общественного движения “Образование – будущее России” (“ДОБРО”) и Московской городской Думы был учрежден Российский образовательный парламент.
Цель РОПа – разработка, обсуждение и принятие программ развития образования, науки, культуры. 24 июня 1998 года состоялась первая сессия РОП, на которой были приняты обращения к Президенту РФ по антикризисной ситуации в сфере образования, рассмотрен проект национальной доктрины развития образования России. Кстати, участником первой сессии был Юрий Лужков.
А 13 ноября прошла первая сессия Московского регионального отделения РОП – Московского образовательного парламента. На сессии обсуждались проблемы столичного образования. В связи с этим было подписано генеральное соглашение участников организации, в котором определена деятельность парламента. Теперь МОП будет принимать непосредственное участие и в разработке стратегии и тактики управления развитием системы образования г.Москвы.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии